Я практически не приемлю концепта времени и считаю его навязанным придатком к концепту пространства и совершенно излишним. Оговорюсь: не приемлю концепта времени в смысле его однозначной объективности (хотя налицо явная субъективная договорённость, лигитимизированная историческим и культурным процессом), не приемлю объективное время, как доксу.
(
Read more... )
Comments 25
Первое предварительное соображение связано с проблемой превращения "объективного" времени в "метафорическое" время. Замедление времени в фильме, его максимальное приближение к механическому фиксированию каждой утекающей секунды оказывается способом, увеличивающим дистанцию зрителя от происходящего внутри фильма. Оказывается, "лакунное" время в кино, когда режиссёром осуществляются демонстративные изъёмы малоценного визуального материала, куда более близко зрителю, поскольку "вырезанное" время с успехом восстанавливается им самим. Зритель ведётся режиссёром и используется при восполнении этого времени. Напротив, максимально приближенное к "реальному" времени, "метафорическое" время стремится к механической "объективизации" и отчуждённости от зрителя.
Reply
У Пиала есть изъёмы и важного для повестования материала, например, в "Под солнцем Сатаны" - тогда напряжение возрастает весьма значительно. Чувствуешь себя выброшенным в океан, при этом знаешь, что не умеешь плавать.
Reply
К перечисленным Вами в последнем абзаце авторам можно причислить также Педро Кошту (наверное, с некими оговорками)и, безусловно, Лисандро Алонсо.
Reply
И Кошту, и Алонсо (этого автора я тоже никак не "захвачу") смело можно записывать в ряды "медленных".
Reply
Reply
Насчёт Тарра - совершенно согласен. Ему не нужно как-то деформировать реальность, чтобы превратить её в нечто другое. Он видит реальность - и запечатлевает реальность. Нюанс в том, что эта реальность весьма интересна и прекрасно выражается художественно.
"С течением времени". "Прорвавшись" сквозь первую полуторачасовую часть и думав, что фильм закончен, я увидел титры второй части. Пришлось расслабиться и получить удовольствие :)))))
Reply
Но ваши рассуждения о времени (безбрежная тема, как видится мне сейчас) и других режиссерах очень помогают мне несколько разобраться с Гаррелем.
У меня пока не получается подобрать подходящих слов к Тарру. Но опять же ваш текст подтолкнул к одной мысли, которая видится чуть ли не ключиком к его творчеству (для меня). Дело в том, что я долгое время не мог понять основной мотив "Сатантанго", проводимый через персонаж Питера Берлинга - писатель/творец, для которого "начальное слово" оказывается дьявольской усмешкой замкнутого круга (чуть ли не "вечного повторения"). И вот ваши мысли про "метафорическое" время выступили катализатором для рефлексий по этому вопросу.
А от Вендерса я начал получать удовольствие буквально с первых минут этого 3-х часового opus magnum :)
Reply
Небезызвестный Вам franz_walsch вообще хочет без перерыва посмотреть "Лето в городе" и "С течением времени". Нет слов.
Reply
http://www.sunhome.ru/journal/125010
Reply
По-английски - не читаю. Из родного города - не выезжаю. Музыку - не слушаю. Ужас :)
Было приятно наткнуться на обсуждения насчёт медленного времени в камментах к Вашим заметкам о Серра (http://panarchist.livejournal.com/197921.html) уже после того, как было написано данное эссе. Приятно и с некоторым ощущением ревности, что ли.
Reply
Мои заметки о Серра были весьма пунктирны. Но ваша концепция "невыносимости" скорее подходит к нему, чем к Вендерсу, на мой взгляд. В любом случае, вы дали мне богатую пищу для размышлений.
Reply
Отсутствия назойливых шуток не обещаю - грешен. И "красные словцы" проскальзывать будут - прошу прощения заранее.
Пунктирность заметок о Серра - по-моему, подходящая стратегия. И если Вы решитесь навести пунктир пожирнее, это будет весьма здорово.
А как Вы относитесь к Лисандро Алонсо? Вот уж кто "невыносимей невыносимого"!
Reply
--Скажите, а отчего вы концепт пространства ставите как-то отдельно. Ведь статус пространства совершенно таков же - пространство, подобно времени, посредовано культурой, в его отношнении также имеются субьективные договоренности - его можно так же не принимать как доксу... Более того, можно пространство избирать как опору и считать время придатком к нему - а можно делать и наоборот - избирать время в качестве системы отсчета и считать придатком к нему пространство. Отчего у вас пространство поставлено в привилегированное положение?
Reply
А "время создано смертью", как писал Бродский. Притом, что я не делаю привилегий пространству, я просто считаю время - несуществующим. Это можно воспринимать, как кокетство, как выпендрёж, как важную концепцию. Как угодно... Отсутствие времени - крайне субъективная позиция.
Reply
скажите, а как у вас возникла идея несуществования времени? с чем она связана, откуда идет?
Reply
Второй вопрос весьма интересный.
Возможно, вера в отсутствие времени у меня всего лишь стратегия противостояния явлению, которое не чувствуется, но о существовании которого все договорились (время, как прививка оспы, но иммунитета не выработалось). Важную роль в "ненависти" ко времени сыграл Иосиф Бродский.
Reply
Leave a comment