Медленное время фильма

Apr 06, 2010 12:36


Я практически не приемлю концепта времени и считаю его навязанным придатком к концепту пространства и совершенно излишним. Оговорюсь: не приемлю концепта времени в смысле его однозначной объективности (хотя налицо явная субъективная договорённость, лигитимизированная историческим и культурным процессом), не приемлю объективное время, как доксу. ( Read more... )

Медленное время, Вим Вендерс, Морис Пиала, Жак Риветт, Бела Тарр

Leave a comment

Comments 25

franz_walsch April 6 2010, 18:31:19 UTC
Очень содержательное эссе. Придётся ещё обдумать выявленные Вами варианты концептов медленного времени.
Первое предварительное соображение связано с проблемой превращения "объективного" времени в "метафорическое" время. Замедление времени в фильме, его максимальное приближение к механическому фиксированию каждой утекающей секунды оказывается способом, увеличивающим дистанцию зрителя от происходящего внутри фильма. Оказывается, "лакунное" время в кино, когда режиссёром осуществляются демонстративные изъёмы малоценного визуального материала, куда более близко зрителю, поскольку "вырезанное" время с успехом восстанавливается им самим. Зритель ведётся режиссёром и используется при восполнении этого времени. Напротив, максимально приближенное к "реальному" времени, "метафорическое" время стремится к механической "объективизации" и отчуждённости от зрителя.

Reply

Вряд-ли-содержательность alex_kin April 7 2010, 07:08:26 UTC
Уважаемый Франц! Я думаю, эта тема - очень объёмная и требует дополнительной работы. И уже подумываю написать вторую часть исследования, тем более, что прочитал очень интересные заметки у panarchist.livejournal.com об Альберте Серра, которого просто не смог "захватить" в данном эссе.
У Пиала есть изъёмы и важного для повестования материала, например, в "Под солнцем Сатаны" - тогда напряжение возрастает весьма значительно. Чувствуешь себя выброшенным в океан, при этом знаешь, что не умеешь плавать.

Reply


franz_walsch April 6 2010, 18:45:58 UTC
Ещё один вопрос связан с тем, почему вариант превращения "реального" времени в замедленное метафорическое, а, вероятно, и его трансформация обратно в "реальное" так ценится сегодня. Вероятно, многое здесь определяется "актуальностью" и конъюнктурой. Но ведь что-то определяет эту конъюнктуру.

К перечисленным Вами в последнем абзаце авторам можно причислить также Педро Кошту (наверное, с некими оговорками)и, безусловно, Лисандро Алонсо.

Reply

alex_kin April 7 2010, 07:12:24 UTC
Это вопрос вопросов! Возможно мы все "объелись" за 80 и 90-е "быстрого" времени, еды, секса, наркотиков, фильмов (клипов). Хочется "пролонгации" процесса. Хочется ценить процесс, а не результат. Возможно, маятник, качнувшись вправо, качнётся влево.

И Кошту, и Алонсо (этого автора я тоже никак не "захвачу") смело можно записывать в ряды "медленных".

Reply


lperry April 7 2010, 16:40:29 UTC
Из перечисленных вами фильмов Пиала я видел лишь «Ван Гога», но произведенный вами анализ вызвал прочные ассоциации с фильмами Гарреля рубежа 80-90х («Спасительные поцелуи», «Я больше не слышу гитару», «Рождение любви»). Именно применительно к его творчеству я впервые столкнулся с тем, что вы называете «эллиптическим монтажем». Его герои выходят из комнаты и неожиданно для зрителя оставляют позади огромной по времени кусок своей, о котором можно догадаться по последующим косвенным деталям (рождение ребенка, смерть женщины ( ... )

Reply

Гаррель и другие alex_kin April 8 2010, 08:00:25 UTC
Оказалось, что у меня есть список режиссёров, о которых я много наслышан, и это рождает во мне чувство, что первое знакомство с режиссёром будет испорчено этой "наслышанностью". Так с Гаррелем и Дени. Пока Гаррель для меня - "режиссёр за скобками".

Насчёт Тарра - совершенно согласен. Ему не нужно как-то деформировать реальность, чтобы превратить её в нечто другое. Он видит реальность - и запечатлевает реальность. Нюанс в том, что эта реальность весьма интересна и прекрасно выражается художественно.

"С течением времени". "Прорвавшись" сквозь первую полуторачасовую часть и думав, что фильм закончен, я увидел титры второй части. Пришлось расслабиться и получить удовольствие :)))))

Reply

Re: Гаррель и другие lperry April 8 2010, 19:31:41 UTC
Честно говоря, о Гарреле я пока еще не могу говорить отстранено, он все еще не поддается у меня какому бы то ни было анализу. Как пошел он у меня в свое время на волне очень глубокой эмоции, так и воспринимаю я его пока на таком не артикулируемом уровне.
Но ваши рассуждения о времени (безбрежная тема, как видится мне сейчас) и других режиссерах очень помогают мне несколько разобраться с Гаррелем.

У меня пока не получается подобрать подходящих слов к Тарру. Но опять же ваш текст подтолкнул к одной мысли, которая видится чуть ли не ключиком к его творчеству (для меня). Дело в том, что я долгое время не мог понять основной мотив "Сатантанго", проводимый через персонаж Питера Берлинга - писатель/творец, для которого "начальное слово" оказывается дьявольской усмешкой замкнутого круга (чуть ли не "вечного повторения"). И вот ваши мысли про "метафорическое" время выступили катализатором для рефлексий по этому вопросу.

А от Вендерса я начал получать удовольствие буквально с первых минут этого 3-х часового opus magnum :)

Reply

Re: Гаррель и другие alex_kin April 12 2010, 07:16:04 UTC
Насчёт Вендерса: мне очень приятно, что я сдружился с крепкими стойкими людьми :)
Небезызвестный Вам franz_walsch вообще хочет без перерыва посмотреть "Лето в городе" и "С течением времени". Нет слов.

Reply


panarchist April 7 2010, 20:40:46 UTC
Знакомы ли вы с книгой "Конец времени" британского физика Джулиана Барбура? Его теории очень созвучны вашему отрицанию объективного существования времени. Если вы читаете по-английски, могу подбросить несколько ссылок. Насколько я знаю, эта книга не переводилась на русский, но в сети нашёлся вот такой обзорный и несколько упрощённый текст:
http://www.sunhome.ru/journal/125010

Reply

О себе - старорежимный мужик alex_kin April 8 2010, 07:53:29 UTC
Уважаемый panarchist! К сожалению, с книгой не знаком.
По-английски - не читаю. Из родного города - не выезжаю. Музыку - не слушаю. Ужас :)

Было приятно наткнуться на обсуждения насчёт медленного времени в камментах к Вашим заметкам о Серра (http://panarchist.livejournal.com/197921.html) уже после того, как было написано данное эссе. Приятно и с некоторым ощущением ревности, что ли.

Reply

Re: О себе - старорежимный мужик panarchist April 8 2010, 18:07:04 UTC
Насчет ревности даже не начинайте: вы написали один из интереснейших текстов о кино, когда либо появлявшихся в жж. Теперь здесь уже давно так никто не пишет: всю власть захватили бухгалтеры, меряющиеся списками. Кроме того, вы выбрали очень импонирующую мне интонацию: академически строгую, но не сухую и без засилия цитат и постоянных отсылок к авторитетам, крайне читабельную, но без пошлой фамильярности и без назойливых шуток, с хирургически точно сформулированными мыслями и без единого лишнего красного словца. В общем, я очень рад вашему появлению.

Мои заметки о Серра были весьма пунктирны. Но ваша концепция "невыносимости" скорее подходит к нему, чем к Вендерсу, на мой взгляд. В любом случае, вы дали мне богатую пищу для размышлений.

Reply

Re: О себе - старорежимный мужик alex_kin April 12 2010, 06:49:53 UTC
Ну это ревность - положительная :) Тема - обширнейшая, и я чувствую, что некий "веер" постов от других авторов только прояснит её. От этого - радостно.
Отсутствия назойливых шуток не обещаю - грешен. И "красные словцы" проскальзывать будут - прошу прощения заранее.

Пунктирность заметок о Серра - по-моему, подходящая стратегия. И если Вы решитесь навести пунктир пожирнее, это будет весьма здорово.
А как Вы относитесь к Лисандро Алонсо? Вот уж кто "невыносимей невыносимого"!

Reply


dennett April 8 2010, 21:26:30 UTC
--Я практически не приемлю концепта времени и считаю его навязанным придатком к концепту пространства и совершенно излишним.
--Скажите, а отчего вы концепт пространства ставите как-то отдельно. Ведь статус пространства совершенно таков же - пространство, подобно времени, посредовано культурой, в его отношнении также имеются субьективные договоренности - его можно так же не принимать как доксу... Более того, можно пространство избирать как опору и считать время придатком к нему - а можно делать и наоборот - избирать время в качестве системы отсчета и считать придатком к нему пространство. Отчего у вас пространство поставлено в привилегированное положение?

Reply

Опосредовано культурой и измеряется линейкой alex_kin April 12 2010, 06:54:20 UTC
Насчёт опосредованности культурой - несомненно, соглашусь. Но "пространство" хотя бы не обманывает. Это докса, но докса - честная.

А "время создано смертью", как писал Бродский. Притом, что я не делаю привилегий пространству, я просто считаю время - несуществующим. Это можно воспринимать, как кокетство, как выпендрёж, как важную концепцию. Как угодно... Отсутствие времени - крайне субъективная позиция.

Reply

Re: Опосредовано культурой и измеряется линейкой dennett April 12 2010, 15:54:10 UTC
коли б не было времени, мы бы, мне кажется, ничего не слышали - звук был бы невозможен.

скажите, а как у вас возникла идея несуществования времени? с чем она связана, откуда идет?

Reply

Re: Опосредовано культурой и измеряется линейкой alex_kin April 13 2010, 06:20:20 UTC
Звук есть колебания молекул воздуха в пространстве. Можно, правда, вспомнить о частоте колебаний (количество колебаний), но и здесь время является всего лишь удобной абстракцией физики.

Второй вопрос весьма интересный.
Возможно, вера в отсутствие времени у меня всего лишь стратегия противостояния явлению, которое не чувствуется, но о существовании которого все договорились (время, как прививка оспы, но иммунитета не выработалось). Важную роль в "ненависти" ко времени сыграл Иосиф Бродский.

Reply


Leave a comment

Up