Стартфакапы - фрустрации IT-менеджеров (не)летающие автомобили.

Jan 18, 2020 11:19

23 декабря 2019 газета IT-time-24 собрала «рождественскую коллекцию»: топ-дюжина, якобы, самых перспективных стартапов во внезапно популярном у стартаперов секторе летающих автомобилей (точнее - воздушных такси).
https://it-time24.ru/gallery/114179-top-12-razrabotok-letayuschih-avtomobiley.html
Картинки с пояснениями - по ссылке, а в начале два замечания:
Во-первых: задача решена 80 лет назад. Pitcairn PA-36 "Whirlwing", модель 1936/39 годов. Позже появились несколько продвинутых моделей той же схемы
(пояснения и видео полетов: https://alex-rozoff.livejournal.com/97904.html)
Во-вторых: нынешняя призовая дюжина на 20% состоит из красивых перерисовок старых моделей (с 1940-х по 1990-е), на 80% - из фрустрации IT-менеджеров, которые в юности не наигрались в радиоуправляемые квадрокоптеры.


Теперь - кратко как выглядят проекты этой призовой дюжины:

1). Uber's VTOL taxi (как бы самый перспективный стартап в этом секторе). Это квадрокоптер-переросток, к которому приляпана 4-местнная кабина. Точнее он даже октокоптер, потому что на каждой из четырех балок у него 2 электрических движка с винтами (на картинках есть вариант, где добавлены 2 толкающих винта - показана выше). Материальное воплощение планируется на 2023 год.
2). AeroMobil's. Это геометрический гибрид обычного городского автомобиля и обычного легкомоторного самолета. При этом в режиме наземного движения самолетный планер складывается. Похоже на картинки из французских технофантастических комедий про Фантомаса и комиссара Жюва (1960-е годы). Итоговый облик пока даже не ясен.
3). Kitty Hawk. Мультикоптер-переросток (10 движков с винтами), к которому приляпана 1-местнная кабина на поплавках. Пишут, что может даже оторваться от земли и немного летать над водой. По дизайну - что-то из комиксов Marvel.
4). Volocopter 2X. Еще один мультикоптер-переросток (18 движков с винтами), к которому приляпана 2-местная кабина. Создан на основе поделки 2011 года из роторов от пылесоса, балок, оставшихся от квартирного ремонта, и офисного кресла. Разработан на средства налогоплательщика (более 2 миллионов евро от министерства экономики и технологий Германии), за что удостоен статьи в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Volocopter
Пробовал летать низенько-низенько, и уже успел потерпеть аварию (11 июля 2018).
https://bnn.de/nachrichten/bruchlandung-beim-testflug-des-bruchsaler-volocopters
5). Moog SureFly. Почти как (1) - квадрокоптер-переросток, точнее даже октокоптер, к которому приляпана 2-местнная кабина. Разработан компанией Workhorse, и еще не начав летать, принес кучу убытков. Продан (в виде проекта) компании Moog за 4 миллиона долларов, но летать так и не начал.
6). Black Fly. Еще один октокоптер. Похоже, вдохновлен историей двух парней в пригороде, которые в 2018-м приделали к обычной ванне несколько винтов с движками, вывели управление на джойстик, после чего один из парней слетал на этом устройстве за пивом и закуской в ближайший супермаркет.
https://motors.mega.mu/fr/news/german-brothers-build-drone-bathtub-20180123.html
Ванна, правда, переделана в футуристическую кабину (снова стиль комиксов Marvel).
7) Ehang 184. Как (1) и (5) - снова квадрокоптер-переросток, точнее октокоптер, к которому приляпана пассажирская кабина. Удостоен нескольких статей, в частности:
http://www.airwar.ru/enc/bpla/ehang184.html
http://avia.pro/blog/ehang-184-tehnicheskie-harakteristiki-foto
Практическая дальность по одним данным 16 км, по другим 25 км. Точка.
8) Воздушное такси Joby Aviation. Компания Joby Aviation удостоена статьи в Википедии…
https://en.wikipedia.org/wiki/Joby_Aviation
…За то, что умудрилась набрать 590 миллионов долларов фондов (основной инвестор, вроде бы, Toyota).
Проекты Joby Aviation отличает одна навязчивая идея: взять планер от обычного легкомоторного самолета (типа Cessna) и приляпать к нему множество движков с винтами от квадрокоптера. Комментировать нечего. Лишь Великий Ктулху знает, зачем это надо.
9) Jaunt Aviation. Эта компания не утруждала фантазию. Она просто взяла проект винтокрыла Fairey FB-1 Gyrodyne 1946 года (летавший с 1947 по 1949)…
https://en.wikipedia.org/wiki/Fairey_FB-1_Gyrodyne
http://www.airwar.ru/enc/heli/gyrodyne.html
…И перерисовала в стиле современных голливудских НФ-фильмов.
10) Porsche-Boeing. Находится на стадии зарисовок вроде очередного маленького реактивного самолета Джеймса Бонда. Пока даже проекта нет, но деньги, похоже, уже потрачены.
11) Aston Martin Volante Vision. Вообще-то Aston Martin - это бренд спорткаров. То, что представлено на картинке - это даже не Голливуд и не комиксы Marvel. Это следствие злоупотребления либо шаманскими грибами, либо кактусам Кастанеды.
12) Rolls-Royce. Вообще-то это всемирно-известный автомобилный бренд. Но, видимо, мода на проекты летающие такси, неспособных летать, настолько распространилась, что и эта компания решила участвовать (чтобы быть в мейнстриме). То, что видно на эскизе напоминает германские мотопланеры 1990-х (например Stemme и Technoflug). Хотя, непонятно, зачем на этот изящный планер приделано пять двигателей вместо одного.

Как уже отмечено выше: в основном этот парад (не)летающих стартфакапов состоит из фрустрации IT-менеджеров, которые в юности не наигрались в радиоуправляемые квадрокоптеры.
Как и положено по сценарию таких стартапов: оно инновационное по виду, чертовски дорогое по проектированию, отлично собирает фонды с инвесторов, и при этом неспособно выполнять прагматичные функции (в данном случае - не может нормально летать).
В общем: типичные (или даже эталонные) виртуальные продукты псевдо-постиндустриальной финансово-цифровой фейк-цивилизации XXI века.
Previous post Next post
Up