В качестве эпиграфа я приведу заголовок очерка Роберта Сапольски: "Помойные обезьяны: как павианы повторили путь западной цивилизации". Но там речь идет о материальном питании, а тут речь пойдет об информационном питании. Начну с истории НТР в бытовых информационных технологиях.
Мобильные телефоны:
1940-е - появление мобильных телефонных блоков весом примерно 40 кг.
1950-е - 1960-е - телефонизация автомобилей.
1970-е - первый серийный мобильный телефон Motorola DynaTAC весом около 1 кг.
1980-е - распространение простых мобильных телефонов и снижение цены до массово приемлемой.
1990-е - появление мобильных телефонов современного типа, слияние с линейкой мини-ПК
Персональные компьютеры, мини-ПК и интернет:
1950-е - 1960-е - появление схемных элементов будущих ПК и прототипа Интернета.
1970-е - первые настольные компьютеры с графическим интерфейсом.
1980-е - настольные ПК приобретают современный вид, и появляются портативные компьютеры.
1990-е - портативные ПК приобретают вид ноутбуков. Интернет становится общедоступным
Коммуникаторы (смартфоны):
Начало 1990-х - первый смартфон (IBM Simon) появляется в 1993-м.
Конец 1990-х - разработан смартфон Pocket PC 2000, имеющий современный вид и функции.
С тех пор прошло 20 лет без качественных изменений, но с фатальным накоплением мусора.
История компьютеров и коммуникаторов завершилась там, где было предсказано в 1980-х.
Вот предсказание, вполне прагматичное, вполне точное, данное в 1988-м.
Больше ничего и не надо на данном уровне технологий.
С тех пор с точки зрения пользователя изменилось лишь качество отображения графики и скорость передачи данных. Впрочем, последние 10 лет существенно не меняется даже это. Происходит лишь бессмысленное наращивание памяти и скорости обработки данных. Причем уже бессодержательных данных.
Гонка супер-корпораций и правительств за цифровизацией ради бюрократии, и эпидемия навязывания потребителю неких "умных товаров" (интернет вещей, IoT) стала болезнью.
Чем больше засовывается процессоров и интернет-коммуникаторов в обычные бытовые вещи - тем эти вещи становятся более сложными в ущерб простым и ясным бытовым функциям, раби которых эти вещи были созданы еще 50 - 100 лет назад.
В какой-то момент Барри Боем (Barry Boehm) обнаружил, что по мере развития современного программного обеспечения в типичном большом проекте, стоимость модификаций и корректировок растет относительно исходной стоимости проекта, достигая соотношения в среднем 100:1.
Иначе говоря: на каждом цикле обновления ПО, паразитная стоимость превышает исходную в 100 раз. Это и есть цифровая гниль (или гнили программного обеспечения - Software rot).
По мере того, как ПО подвергается глобализации и глобальной стандартизации, борьба с цифровой гнилью превращается в самостоятельные проекты. Но по закону Боема, эти проекты, в свою очередь, тоже подвергаются цифровой гнили и разбухают в 100 раз.
Начинается борьба с цифровой гнилью в проектах борьбы с цифровой гнилью.
Мир уже увяз в болоте цифровой гнили.
Гонка за мощностью процессоров, емкостью памяти, и числом IT-работников исчерпала доступные ресурсы - физические и человеческие. Невозможно бороться с геометрической прогрессией, имеющей коэффициент роста 100 при характеристическом времени цикла порядка года.
Пользователи получают ПО все более низкого качества.
"Умные вещи" становятся все более неудобными и ненадежными.
Услуги по их содержанию уже реально обременительны для пользователя.
Перед лицом приближающегося пользовательского мятежа (и обвала рынка) IT-супер-корпорации хватаются за соломинку квантовых компьютеров, сулящих новый гигантский прорыв в росте цифровых ресурсов. Тогда эти супер-корпорации могли бы продолжать жить, и держать пользователей в более-менее контролируемом в болоте цифровой гнили еще четверть века. Но...
...На существующем уровне инженерно-прикладной физики, квантовый компьютер невозможен даже теоретически. А прогресс инженерно-прикладной физики остановился еще в 1980-х.
Точка.
Такие дела.