Заголовок, который я даю этому очерку, затрагивает тему, которую очень трудно будет даже просто разметить, а не то, чтобы ее исчерпать.
Кое-что я писал об этом явлении раньше -
Необычные церкви: пещерная церковь Св. Петра в Антиохии. Это о церкви 1 века, предположительно первой в истории, а также о нескольких более поздних малоазиатских пещерных аналогах от 2 века и далее.
Об истории туннелей.Часть 5-4-2. Древний Рим: подземные города империи и появление катакомбного христианства (окончание). В частности, о катакомбах в Неаполе и Риме с конца 1 века - начале 2 (Неаполь) и 2-3 (Рим), а также о раннем христианском обычае строить под церковью ее подземную катакомбную часть. О Каппадокии, где строились не только подземные и скальные церкви, но целые города я писал там тоже: это движение началось примерно в 4 веке.
Необычные церкви: скальная Абуна Ямата Гух в Эфиопии.Вытесанная в скалах их песчаника пещерная церковь не ранеее 5-6 века, построенная греческими монахами-мисионерами.
Донская Каппадокия.Будто бы на Дону в меловых горах греки стали рыть пещерные церкви еще до принятия христианства русами.
Уже по такому хронологическому ряду более или менее понятно, о чем идет речь: существует пещерная традиция и интересно найти хотя бы часть пунктов, которые пополнят ряд таких церквей и более тесно заполнят хронологическую и географическую последовательность. Построив ряд, можно будет понять, как традиция развивалась. Попробуем это сделать хотя бы и предварительно.
О церкви в Рехабе.
Ну, во-первых, мы говорили, что церковь св. Петра в Антиохии хоть и считается первой в мире, но существенных доказательств в пользу этого нет. Она должна быть старой, но насколько? Потому есть и другие претенденты на древность, в конце концов.
Так, в 2008 году иорданские археологи, раскапывавшие развалины древней христианской церкви в 65 км от Аммана, сообщили, что под церковью нашли пещеру, которая может, по их мнению, быть церковью еще более древней.
![](http://pics.livejournal.com/aldanov/pic/005zht5k)
Алтарь наземной церкви св Георгия в Рехабе, Иордания, открытый группой археолога Абдель-Кадара аль-Хусейна (Abdel-Qader al-Housan) в 2006 году. У нее оказалась подземная часть.
![](http://pics.livejournal.com/aldanov/pic/005zkwze/s640x480)
Подземная часть церкви, которая,
по мнению Аль-Хусейна, возникла между временем распятия Христа и 70 г., была открыта в 2008 году.
![](http://pics.livejournal.com/aldanov/pic/005zp2qk/s640x480)
Подземная часть церкви будто бы имела две отдельные части - для житья и для служеб, и в ней был выкопан туннель к источнику воды.
А теперь критика. Критики считают, что найденная археологами церковь относится к концу 6- началу 7 века, то есть она византийская.
Аль - Хусейн предлагает начало 3 века. На полу наземной церкви св Георгия им будто бы была найдена надпись, говорящая об окончании строительства церкви и дающая дату 124 год. Оказывается, что тут исходной точкой отчета был 106 год от Р.Х., специфическая эра Провинции Аравия, введенная после аннексии Набатеи императором Траяном, - то есть церковь будто бы была закончена в 230 году н.э. Далее, Аль-Хусейн считает, что найденная на полу церкви греческая надпись, говорящая о 70 избранных, имеет в виду спасшихся учеников Христа, бежавших из Иерусалима сюда.
Но критики перепроверили надпись, и с уверенностью считают, что Аль-Хусейн просто неверно прочел дату - не 124, а 424, то есть церковь 530 года. (“
The Oratory of St. George in Rihab: The Oldest Extant Christian Building or Just Another Byzantine Church?” (PDF)). Да и план церкви (базилика) и другие детали говорят о том, что церковь 6 века, а никак не 3-его. Упоминание о 70 "чудесных" неясно.
Так что вывод критиков суров -
Аль-Хусейн фантазирует. Но, в общем-то, зато подтверждается факт, что и в Византии, на ее окраинах, церкви могли содержать и в данном случае содержали катакомбную часть. И это очень интересно и ценно. То есть ряд церквей можно пополнить - "6 век, катакомбы под церковью св. Георгия в Иордании".
А мы поищем более старые примеры пещер и церквей в них.