Древний Рим: подземные города империи и появление катакомбного христианства (окончание).
Скрытное перемещение, вообще-то, необходимо не только для военных целей: скажем, в Колизеях оно тоже желательно. Я не зря использую слово Колизей во множественном числе, поскольку Римская империя предполагала копирование буквально всех достижений, и Колизеи, существовавшие во многих городах, имели довольно похожую структуру. Всюду предполагался скрытный проход гладиаторов на арену и подтрибунные галереи. Сравним, к примеру, несколько таких объектов - Колизей и Риме (рис 56), Амфитеатр Флавия в Поццуоли (рис. 57), Колизей Таррагоны (рис 58), и Колизей в Тунисе (рис. 59).
Рис 56. Подземелье арены в римском Колизее. Многочисленные туннели вели в разных направлениях, в том числе и вне Колизея. На арену с помощью подъемников-площадок можно было поднять даже слона. Поражает воображение, что на арене разыгрывались и водные сражения.
Рис. 57. Подтрибунные помещения в Колизее Поццуоли. Впечатляет качество кладки и основательность конструкций.
Рис. 58 Тоннель, ведущий на арену, в Колизее Таррагоны, кирпичные стены обмазаны бетоном.
Рис. 59 Туннель в Колизее в Эль Джем, Тунис. Стены сложены из крупных блоков камня.
Такие туннели объединяются термином cryptoporticus (от латинских слов
crypta and
porticus), крытый коридор или проход. И они стали еще одним элементом, который масштабно вели в архитектурный обиход римляне.
Все вместе стало сложной системой, образовав подземный город, как тень города наземного. Постоянно жить под землей, конечно, сложно, это могут позволить себе лишь отшельники, и то с чьей-то помощью. Хотя под землей находятся, к примеру, каменоломни, и те, кто добывает камень, осваивают подземное пространство, так или иначе живут там часть времени. Существует феномен других временных посетителей таких пространств - бандитов, чужаков, проникающих этим путем в город (как в Кумы в 6 веке проникли византийские войска через забытую дорогу Крипта Романа), беглецов из него, смотрителей подземных помещений. Позже появился тип авантюристов-исследователей, которые в наши времена разделились на спелеологов и диггеров, и, наконец, подземный город также привлек туристов.
Но, казалось бы, все это периферия города надземного, без самостотельной жизни. Так было, пока в конце 1- начале 2 века нашей эры не появились христиане и не стали уверенно присваивать себе символы, предметы и стили греко-римского мира. Подземный город стал местом их частого обитания, гипогеи стали на довольно долгое время главным способом захоронения, да и присущая греческим гипогеям обрядность тоже вошла в христианский обиход. Но, чтобы отделить себя от язычников, христиане стали называть гипогеями языческие могилы, а свои катакомбами (
греч. κατω - внизу и
греч. κομβος - сплетение). Первые службы свершались в подземных церквях вблизи христианских могил. (Собственно, весь комплекс этих признаков неудивителен, если вспомнить, что главными носителями христианства первоначально были греки). Могилы христиан также следовало отделить от могил язычников. И на примере подземного Неаполя это становится очевидно до предметности: христиане освоили новый подземный район для своих святынь, катакомбы под холмом Кападимонте (рис. 60, 61).
Рис. 60 Христианские катакомбы Неаполя стали образцом для катакомб Рима, которые появились позже. Но и те, и другие способны вызвать тоску и клаустрофобию.
Рис. 61. Катакомбная религиозная жизнь стала настолько привычной для христиан, что первые церкви долго имели подземные помещения для служб и захоронений, а первые епископы и папы погребались в катакомбах. Катакомбы святого Гаудизио находятся под Basilica Santa Maria della Sanita и связаны с епископом Африки Сеттимо Селио Гаудизио, умершим в V веке в неапольском изгнании.
Только в 6 веке катакомбные погребения были объявлены языческим обычаем и были отвергнуты. Но, в Неаполе к нему вскоре вернулись вновь, поскольку наземные кладбища требуют большой территории, а подземные много удобней (рис. 62).
Рис. 62. Вход в подземное кладбище Фонтанелла в Неаполе.
Подземные города христиан получили огромное развитие в Каппадокии, где были похожие на Неаполь условия: огромные массивы туфа. В отличие от Неаполя, правда, в Каппадокии подземный город просто-напросто доминировал над наземными строениями, весьма скромными (рис. 63). Те первые христиане, которые ринулись на освоения Каппадокии, будто бы связали религию с первоначальными условиями ее распространения, с туфом и катакомбами, и стали создавать новую жизнь на свободной для творчества территории (рис. 64). В Каппадокии появились десятки подземных городов, не менее 50, большая часть которых даже не исследована. Об этом интереснейшем процессе строительства нового мира можно прочесть, к примеру, у
Н. А. Иониной. Поскольку после появление сельджуков христианское население Каппадокии поредело, а в 20-ых 20 века годах Каппадокию и вовсе покинули последние христиане, то даже названия городов мы не знаем, они теперь звучат по-турецки. Но, что интересно в свете истории туннелей, обнаружен даже туннель, связывающий соседние города Деринкую и Каймаклы, длиной 9 км.
Рис. 63 . Развалины наземного города в Каппадокии.
Тут, в Каппадокии, оттачивались новые технологии христианства, как общественного жития. «В 360 г. каппадокийцы Василий Кесарийский и Григорий Богослов написали свод правил для возникающих монастырей - эти правила до сих пор действуют в Греческой православной церкви; и они же составили основу правил Св. Бенедикта на Западе. В это время множество монахов селилось в каппадокийских долинах, вырубая в скалах целые монастыри. На пространстве между Кaйсери, Нигде, Гюлшехиром и долиной Ихлары, (площадью всего несколько сот квадратных километров), насчитывается три тысячи скальных церквей».
Рис. 64.
Скальная церковь в Гореме и росписи Обратим внимание: это светлое, радостное искусство, ничего общего с мрачноватым катакомбным культом в Италии.
Собственно, большая часть этой деятельности происходила уже после падения Рима, в Византии, и надо б понимать, что Каппадокия - в первую очередь византийское и православное наследие.
Обозревая историю подземных городов от Кум и Партенопы до Неаполя 2-5 вв., а также такой мощной боковой ветви истории подземных городов, как чудесные поселения Каппадокии, начинаешь понимать, насколько значительным может оказаться вклад в культуру и развитие общества природных факторов, в данном случае такого, как строительный материал для жилищ, насколько он может быть одушевлен в процессе деятельности человека, насколько технологии, развиваемые человеком в тот или иной период, детерминируют то, что мы считаем лишь духовным или идейным выбором. Пройден очень длинный путь, и культура вбирала в себя разные явления, поднимая их из сора повседневности. Впрочем, случалось и наоборот, культурные явления с утерей технологий исчезали и прекращали оказывать духовное воздействие. На примере такого явления, как Колизей, видно, что высокое техническое достижение не гарантирует автоматически более высокой гуманности, и тогда общественный строй рискует оказаться отброшенным и забытым.