Взгляд на проблему с естественнонаучных позиций
Начало:
(19),
(20),
(21),
(22),
(23)
6. Фундаментальный принцип
человеческого бытия
Если к части природы, каковой, несомненно, являются наши дети, надлежит относиться в процессе их школьного обучения в соответствии с принципом природосообразности, то тем более - к целому, т. е. к природе вообще, в окружении которой и с материалом которой только и может осуществляться человеческая деятельность. Наше поведение в природе должно быть, прежде всего, сообразным объективно установленному в ней порядку, а уже затем и только отсюда - «разумным», «рациональным», природоохранным», «нравственно-экологическим», и т.д., и т.п., как мы уже привыкли говорить и думать. Подробнее на эту тему читайте у меня по ссылке
(2).
И, стало быть, принцип природосообразности Я.А. Коменского - это не только педагогический принцип, но и самый общий, фундаментальный принцип человеческого бытия (приходится только удивляться тому, что научная мысль - прежде всего, экологическая - прошла мимо этой простой, как и все великое, истины, осознание и формулировка которой имели, к тому же, многовековую историю).
Но, если к целому надлежит относиться в соответствии с фундаментальным принципом природосообразности, то, безусловно, - и к его части, то есть к нашим детям в процессе их школьного обучения. Природу не обманешь, как бы не пытались это сделать некоторые ее «преобразователи» (в прошлом) или оторванные от реальности психолого-педагогические «инноваторы» (в настоящем).