24. Образование: всем поровну или каждому по способности?

Jan 20, 2013 10:07


Взгляд на проблему с естественнонаучных позиций

Начало: (19), (20), (21), (22), (23)




6. Фундаментальный принцип
 человеческого бытия




Если к части природы, каковой, несомненно, являются наши дети, надлежит относиться в процессе их школьного обучения в соответствии с принципом природосообразности, то тем более - к целому, т. е. к природе вообще, в окружении которой и с материалом которой  только и может осуществляться человеческая деятельность.  Наше поведение в природе должно быть,  прежде всего, сообразным объективно установленному в ней порядку, а уже затем и только отсюда - «разумным», «рациональным», природоохранным», «нравственно-экологическим», и т.д., и т.п., как мы уже привыкли говорить и думать. Подробнее на эту тему читайте у меня по ссылке (2).

И, стало быть, принцип природосообразности Я.А. Коменского - это не только педагогический принцип, но и самый общий, фундаментальный принцип человеческого бытия (приходится только удивляться тому, что научная мысль - прежде всего, экологическая - прошла мимо этой простой, как и все великое,  истины, осознание и формулировка которой имели, к тому же, многовековую историю).

Но, если к целому надлежит относиться в соответствии с фундаментальным принципом природосообразности, то, безусловно,  - и к его части, то есть к нашим детям в процессе их школьного обучения. Природу не обманешь, как бы не пытались это сделать некоторые ее «преобразователи» (в прошлом) или оторванные от реальности психолого-педагогические «инноваторы» (в настоящем).

принцип природосообразности

Previous post Next post
Up