трактора и прочие гусеничные машины в РИ и СССР (1)

Jan 24, 2024 15:44

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/306493.html - там мы разбирались с колесными тракторами. Про гусеничные стоит писать отдельно.
1. Среди наших патридиотЪовЪ "все знают"(С), что "первый в мире гусеничный трактор построил русский крестьянин Ф.А.Блинов в 1888 г., и он же изобрел гусеничный ход - "вагон с безконечными рельсами"".
Хотя гусеничный ход и реально построенные гусеничные трактора в мире известны были гораздо раньше, а физическое существование "трактора Блинова" очень сомнительно (см. https://vikond65.livejournal.com/121022.html , https://vikond65.livejournal.com/296776.html)
Тем не менее: даже если поверить в существование "трактора Блинова", других полноценных гусеничных машин в РИ вовсе не делали, все "русские" гусеничные и полугусеничные трактора были куплены за границей. С колесными было ненамного лучше, см. выше по ссылке.
См. также про царские трактора как жанр фантастики https://alan-a-skaz.livejournal.com/157111.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/239052.html

2. У нас принято выдавать за великий РусскийЪ УспехЪ(ТМЪ) самоделки Пороховщикова (оно же РусскийЪ ПервыйЪ вЪ МиреЪ(ТМЪ) танк) и Кегресса, в которых гусеницу заменяла резино-тканевая лента.
Заодно Кегресс изобрел первый в мире полугусеничный ход, а потом эти изобретения и эту технологию у этих РусскихЪ похитили наглые англичане и французы, и без спросу пустили в оборот по всему миру. Это тоже "ВСЕ знают"(С). :-)))
Теперь немного реальности, как обычно - сильно отличающейся от сказок про РКМП.
2.1. Про творение Пороховщикова подробно см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/58502.html - этот аппарат был нежизнеспособен уже на стадии проектирования. А ко времени его выхода на испытания, англичане уже имели вполне рабочий проект и доводили его до ума, обходясь без всяких заимствований. А было ли что заимствовать у Пороховщикова?
2.2. Адольф Кегресс (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/277009.html от 3.1. до 3.7), если кто не в курсе, всю свою жизнь был француз и гражданин Франции, русских заслуг в его образовании и его изобретениях нет. Да и серийное производство своих конструкций, вместе с фирмой Ситроен, он впервые наладил именно на своей родине - в РИ за все время своей службы он сделал до десятка кустарных конструкций, ни одна из них не стала серийной. Технологией это нельзя назвать.
2.3. Полугусеничный ход был известен в мире еще до того, как Кегресс получил свой диплом.
2.4. Популярные во время ВМВ полугусеничники, и немецкие и американские, к Кегрессу не имели ни малейшего отношения. Там стояли полноценные гусеницы, наборные из металлических траков.
2.5. Вообще давайте задумаемся: а почему такая восхитительная идея, как замена металлических траков резинотканевой лентой по РусскомуЪ ))) образцу, не завоевала весь мир в межвоенный период, а после ВМВ оказалась полностью забытой и заброшенной? Наверное, были причины?
2.5.1. Выдача резинотканевых эрзац-гусениц за великое достижение - обычная для патридиотЪовЪ попытка выдавать (в пользу РИ, конечно) нужду за добродетель, импотенцию за целомудрие, дурость за оригинальность.
Достоинства тут есть - легкость, дешевизна, простота изготовления, но...
2.5.2. Такая лента легко соскальзывает с направляющих колес/барабанов. Даже в движении по прямой, тем более на поворотах. Это можно исправить (см. по ссылке https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/1933_Citro%C3%ABn_P17_C_K%C3%A9gresse_%28track_system%29.jpg фото поздней ходовой части "ситроен-кегресса",
или более ранний https://live.staticflickr.com/4525/38595286482_4c2ca02e7c_b.jpg
), но простота, дешевизна, легкость при этом сильно теряется. Сравниваем с исходными вариантами ходовой Кегресса: https://gruzovikpress.ru/article/16140-pribory-kegressa-adolf-kegress-v-rossii-i-ego-polugusenichnye-avtosani/Images/07f.jpg
https://stk-briket.ru/wp-content/uploads/8/d/2/8d238f0f95bffcceb8f75bbb7d346095.jpeg
https://gruzovikpress.ru/article/16140-pribory-kegressa-adolf-kegress-v-rossii-i-ego-polugusenichnye-avtosani/Images/19f.jpg

И если в мирной жизни вернуть ленту на место - вопрос нескольких минут, то в бою это вопрос жизни и смерти.
2.5.3. Такая лента практически не ремонтопригодна, и недостаточно прочна. В мирной жизни, опять же, можно потерю ленты пережить и относительно быстро исправить, имея с собой запасную, - ну а в бою как быть? Тем более что там такая лента может страдать не только от износа и некоторых препятствий - от пуль, шрапнели, картечи и осколков тоже.
А усиление ленты металлическими накладками (снова см. фото ходовой части позднего "Ситроен-Кегресс") делает ее тяжелой и дорогой, т.е. лишает ее самых главных преимуществ.

Вот пока предварительные сведения о том, почему настоящий гусеничный ход невозможно полностью подменить резинотканевыми эрзацами (хотя их в РИ тоже так и не научились делать серийно, дальше единичных кустарно изготовленных образцов не пошли. Но с настоящими гусеницами и того не получалось)

ликбез, Родинаслонов, РКМП, трактора, история техники

Previous post Next post
Up