трактора и прочие гусеничные машины в РИ и СССР (2)

Jan 25, 2024 13:53

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/306923.html
В мире, как правило, производство танков складывалось на базе уже существующего производства гусеничных тракторов. И начиналось обычно с эрзац-танков, бронетракторов.
У нас было скорее наоборот.)

Ни свое производство гусеничных тракторов, ни копирование иностранных, в РИ так и не осилили. Самый из них популярный в период ПМВ, "Holt75HP", был запущен в крупносерийное производство как раз в 1914 году. В РИ на тот момент насчитывалось по всей стране 165 тракторов, и все - импортные; в США применялись 30 тыс. тракторов, все отечественные. До революции в РИ были закупки неск. тыс. тракторов, до 1,5 тыс. нашли применение в с/х, большинство применялись в армии как тягачи тяжелой артиллерии. Свое производство - неск. копий того же "Холта", из них работоспособных - ноль.
В марте 1919 г. красноармейские части отбили у греко-французских интервентов несколько танков, в т.ч. 4 "рено-ФТ17" (половина оказалась неисправными), один из них был отправлен в Москву (как раз неисправный), потому пришлось отправлять и второй, прошедший 1 мая на параде по Красной площади. Не буду описывать всю эпопею с его копированием в Сормове - отмечу только, что туда оригинал, исходно неисправный (участник парада отбыл на фронт) прибыл в конце сентября 1919 г. без двигателя и КПП, не говоря уже о лицензионной документации и инженерах от фирмы-производителя.)) Т.е. условия были несравнимо хуже обычно наблюдаемых при копировании зарубежной техники в РИ.
Тем не менее, копирование состоялось, даже с небольшим улучшением ТТХ по скорости и вооружению. Двигатель запросили фиатовский с АМО (в источниках не указаны подробности, но могу предположить, что это было взято из итальянского комплекта для сборки грузовиков Fiat 15ter, КПП скорее всего оттуда же заодно). Позже были также взяты в дело специально присланные из Москвы два автомобиля "Рено", с которых по мере необходимости/возможности снимались подходящие детали и узлы, но многое пришлось конструировать и изготавливать самостоятельно.
Производство сразу планировалось как малосерийное. Первый танк был полностью готов в октябре 1920 г. и в ноябре отправлен в Москву (где с 13 по 20 ноября прошел испытания), 15-й (не считая оригинал) и он же последний - в мае 1921 г. Эти танки получили каждый личные имена, а также для всей серии несколько разных названий: "Рено-русский", "КС"(Красное Сормово), Танк М или М-серия, "борец за свободу товарищ Ленин" (по имени первого танка серии). В боевых действиях они не участвовали - гражданская война к тому времени уже закончилась. На вооружении числились до 1930 г., затем были списаны и разобраны.
Таким образом, запуск серийного производства занял до выпуска первого экземпляра чуть более года (при неисправном и неполном оригинале!), и чуть более полгода оно продолжалось до завершения. С учетом тогдашних условий - прекрасный результат.
В 1927 г. был создан следующий серийный (уже даже крупносерийный) советский танк, МС-1 ("малый сопровождения"), он же Т-18 (немного ранее был сделан опытный танк Т-16, в серию не пошедший и послужившей базой для доработки в Т-18, а также для разработки армейских тягачей "малый трактор РККА").
Вот хорошо сделанная модель ранней версии МС-1:
.
На фотографиях обычно уже более поздние (и гораздо более многочисленные по выпуску) его версии:
,
а в музеях, как правило, новоделы, вроде
и
иногда - как видим - очень грубо и неточно сделанные. Все фото в этом посте кликабельны.
Хотя и он имел явные черты наследственности от Рено-ФТ17, а также немалое сходство с итальянским Фиат-3000, но был при этом уже в достаточной мере оригинальным. Башня была увеличена по размеру, что сделало её удобнее для действий танкиста (https://dzen.ru/a/X790Xp6DJFcFcfOp) и позволило использовать смешанное пушечно-пулеметное вооружение. Подвеска стала гораздо более прогрессивной: похожей на аналогичную у французского Renault NC27 (тоже потомок FT-17, но уже образца 1926 г. и значительно усовершенствованный
)
Итальянцы использовали подвеску, близкую к французскому оригиналу, что заметно при первом же взгляде:
- хотя при этом смогли сделать танк существенно лучше оригинала: легче (5 т вместо 7) и быстрее (18-21 км/ч вместо 7,0-7,8). Была в ходу и версия с двумя спаренными пулеметами.

Пушечный танк, он же Fiat3000B (пулеметный получил тогда же название Fiat3000A), он же L5/21 Модель 30, итальянцы сделали в 1929 году. Вот он:
- и, как видим, не изменяли исходной французской подвеске тракторного типа до конца истории этого их танка.
Выпуск МС-1 продолжался до 1931 г., пока ему на смену не пришел Т-26, и составил по разным источникам 959 - 961 экз., что ставит его среди клонов и ближних потомков FT-17 на место между французским оригиналом (3,6 тыс.) и довольно точной американской копией М1917 (выпуск 374 экз. из заказанной серии в 900 экз.)
Скромно, на фоне тогдашних развитых стран? Да. Но уже в целом не хуже, и в чем-то лучше итальянцев, которые в техническом развитии сильно опережали Россию до революции. И это было только начало. Снова сравниваем с "успехами" царской империи.

ликбез, РКМП, трактора, история техники, бронетехника

Previous post Next post
Up