* продолжение к
https://alan-a-skaz.livejournal.com/307007.htmlПредварительно понадобилось два объемных предисловия: о судьбе гусениц и недогусениц в РКМП (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/306923.html), а также о первых советских танках (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/307007.html), которые у нас, в отличие от остального мира, были впервые серийно сделаны не на базе существующего производства гусеничных тракторов - а пожалуй что даже раньше.
0. Еще одно нужное предисловие будет более коротким: об особенностях топлива для тракторов.
Большинство тогдашних тракторов имели карбюраторные двигатели, работавшие на керосине и/или лигроине (отчего некоторые нынешние авторы называют их дизельными. Особо талантливые умудрялись на одной страничке совместить упоминание карбюратора - и именование дизелем мотора, с которым вместе находится тот карбюратор. Некоторые, впрочем, со временем поняли мое (или не только мое) разъяснение их ошибки и исправили ее). Лигроин - средняя фракция нефтеперегонки, промежуточная между керосином и бензином. Сейчас находит применение гл.обр. в качестве растворителя, а в начале 20 в. была достаточно популярным моторным топливом - как и керосин.
0.1. Да, такое бывает: карбюраторный двигатель на керосине. Такие моторы имели малую степень сжатия (3,5 - 4,5) и низкую скорость вращения коленвала, поэтому малую мощность при немалых размерах и соотв. весе, но это тогда не считалось недостатком: для трактора необходим большой сцепной вес, и почему бы его не обеспечить за счет массы дигателя; а скорость для трактора считалась осмысленной в пределах не сильно выше скорости пешехода (отсюда низкие требования к мощности и частоте оборотов, крутящий момент был важнее). К тому же керосин был более массовым, доступным и дешевым продуктом нефтепереработки, чем бензин. Упомянутый ранее колесный трактор "Фордзон" и его советский клон "Фордзон-путиловец" имели керосиновый карбюраторный двигатель с макс. мощностью 20 л.с. при 1000 об/мин, "Универсал" - аналогичный керосиновый двигатель 22 л.с., СХТЗ 15/30 - керосиновый двигатель на 31,5 л.с., и т.п.
В России на начало 20 века (см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/79624.html (4) и (5)) нефть в основном шла на сжигание в сыром виде; основным продуктом переработки был керосин, применяемый преимущественно в быту для освещения и примусов; бензина производилось очень мало и в основном на экспорт, поэтому для тракторов нормой были именно керосиновые и лигроиновые моторы. Более современная структура распределения продуктов нефтепереработки у нас наладилась уже в советское время.
1. Напоминаю, что курс на индустриализацию страны был провозглашен на 14 съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., первая пятилетка проходила с 1927 по 1932 г.; Гражданская война закончилась в 1920 г., и примерно тогда же началось масштабное восстановление промышленности; образование СССР произошло в 1922 г., - и эти даты полезно помнить, чтобы оценить развитие советской промышленности, в т.ч. тракторной.
2.. Теперь можно перейти к рассказу, собственно, о советских гусеничных тракторах.
2.1. Первым из них оказался "Холт" Holt 75HP, тот самый, который в РИ испытывали и оценили уже в 1913 г., во время ПМВ скопировать пытались, но не смогли.
Здесь из источников я буду опираться в основном на книгу "Артиллерийский тягач «Коминтерн»: На службе у бога войны", Кириндас Александр Михайлович,
https://military.wikireading.ru/hsiYvyn2SG и далее. Хотя название указывает на весьма конкретную тему, там хорошо и подробно освещены прочие вопросы развития тракторной промышленности СССР.
Несмотря на объемные закупки РИ за рубежом, на начало Гражданской войны в распоряжении советской армейской артиллерии находились только 280 исправных тракторов разных моделей. Огромные количества тяжелых орудий и буксирующих их тракторов были потеряны и сданы противнику в ходе вполне естественного провала летнего наступления Керенского и последовавшего отступления; многие были изношены и выведены из строя неквалифицированным обслуживанием (привычная беда неграмотной царской России). Некоторые количества тракторов, в т.ч. поставляемые интервентами белым армиям, в ходе Гражданской войны переходили из рук в руки.
Во время наступления Юденича на Петроград (1919), Обуховский завод приступил к копированию трактора Holt 75HP с образца, который был разобран для копирования подетально.
Мало того, что отсутствовала подробная (да хоть какая!) техническая документация, предоставляемая с лицензией, и помощь специалистов со стороны производителей оригинала, которыми обычно располагала РИ в подобных случаях. Завод при этом готовился к эвакуации и частично выполнял ее, также готовилась оборона территории завода, там были созданы укрепления, часть рабочих завода участвовала в боевых дружинах.
Тем не менее, первые 3 экземпляра были собраны, успешно прошли сдаточные испытания (то, что не вышло с царскими копиями в Сормово) и в начале 1920 г. были сданы представителям армии.
Такие трактора изготавливались на Обуховском заводе до 1925 года, небольшими сериями, общим числом 50. За это время характеристики и качество "русских холтов" подтянулись к норме; в конструкцию были внесены некоторые усовершенствования; трактора стали поставляться не только в армию, но и гражданским учреждениям. К началу 1930-х гг. моральное устарение и физический износ обуховских первых «Холтов» 75 HP достигли недопустимых значений (а в стране уже тысячами были изготовлены аналоги, о которых позже, и успешно налаживалось крупносерийное производство более современных моделей), поэтому первые вроде-как-серийные (если бы такое было в РКМП, там бы это считалось на безрыбье полноценным серийным производством) гусеничные трактора, изготовленные в советское время, были выведены из эксплуатации и сданы в металлолом (или переданы в учебные заведения в качестве пособий).
Тем не менее: реставраторы техники до сих пор выводят трактора Холта на свои мероприятия.
UPD. Возникли вопросы про применяемое в исходном тракторе Холта горючее, т.к. в некоторых наших (русскоязычных) источниках указывается керосин, в некоторых - бензин. Я уверен, что во всех случаях имелся в виду керосин, а все неясности связаны с неоднозначностью перевода: англ. "gasoline" может означать не только "бензин" (что в наше время, естественно, самый частый случай), но также "керосин" и вообще "любое жидкое горючее" (
если кто не верит). Смотрим на
ТТХ "газолинового" двигателя Холта на 75 л.с. (что и означает присутствующее в назв. модели 75HP - 75 horse powers). Двигатель составлял значительную часть из ~11т веса всего трактора, и при рабочем объеме 22,9л на 4 цилиндра, максимальная мощность 75 л.с. при 550 об/мин - это однозначно керосиновый двигатель, и даже не самый из них удачный.
У нас был, конечно, керосин без сложностей перевода.)) Однако применение смеси керосина с низкосортным бензином, или чистого бензина для ускорения запуска двигателя, тоже было предусмотрено.
=*= это еще далеко не всё. =*=