трактора и прочие гусеничные машины в РИ и СССР (4)

Jan 29, 2024 22:45

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/307428.html и завершение, наконец-то, целой внезапно образовавшейся серии постов про трактора. Пора новый тэг для них вводить.
Как и в случае с колесными тракторами, и танками, Советская власть еще до восстановления промышленности и создания СССР, тем более до начала первых пятилеток, успела в этих (и не только, см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/301828.html) направлениях опередить достижения царской власти за всю ее историю.
Но на копировании "Холтов" советское тракторостроение не закончилось, а только началось.
2.2. Осенью 1924 г. (снова тот же год, да? И колесные трактора пошли тогда в крупную серию, и грузовики АМО-Ф15, и самолеты, и авиамоторы, и другие успехи в советской промышленности массово начались, выходящие далеко за рамки результатов царского времени) началось производство трактора "Большевик".
Это был доделанный трактор Holt 40HP (он же Холт 5-тонный), оригинал которого производился в США с 1919 по 1925 г., реальный вес скорее 4,5т сухой (4,6т с горючим и водой в радиаторе), реальная мощность скорее 36 л.с. (https://www.tractordata.com/farm-tractors/002/9/8/2985-holt-5-ton.html), 3 скорости вперед (1,5/3,0/5,7 миль/ч) и одна назад. Результаты испытаний оригинального трактора в СССР дают немного другие цифры: задняя скорость 1,5 версты в час (1,6 км/ч; верста == 1,067км), вперед 2,25/4,5/8,55 версты в час (2,4/4,8/9,12 км/ч).
Двигатель керосиновый 7л, допускает применение смеси бензина с керосином. Подвеска полужесткая, с группировкой катков в 4 тележки, прикрепленных к раме, на борт. В целом заметно более современная конструкция, чем Холт 75.


Изменения в советской версии: ответственные чугунные детали (в т.ч. кривошипно-шатунного механизма) заменены стальными, картер отлит из алюминия. Было по пожеланиям военных исправлено слишком низкое расположение прицепного приспособления (которое для с/х трактора было приемлемым, а при буксировке арт.орудий по пересеченной местности могло создать проблемы). После испытаний первого образца и с учетом их итогов, трактор оснастили глушителем, легким тентом и шкивом для привода машин. Испытания "дали блестящие результаты и показали, что экономичностью в расходе горючего трактор Большевика превосходит свой американский прототип и ни в чем ему не уступает в эксплуатационном отношении". Скорости в советской версии 2,3/4,5/10,5 км/ч.
Производство их закончилось в 1930 г., до этого выпускались неск. раз в год небольшие серии по 10-20 единиц в каждой. К 3 августа 1925г. было изготовлено четыре серии: 18 тракторов 1й серии, 12 из 2й серии, 15 из 3й серии, 6 из 4й серии (продолжилась в след. году), итого за неполный год 51 трактор. Точные цифры общего производства не видел, но по такому примеру можно ожидать за 6 лет ~300 экз.


Эти трактора служили в армии: в танковых и артиллерийских полках, пехотных частях, на аэродромах. Некоторое количество было передано в народное хозяйство на правах "приписных" (т.е. подлежащих мобилизации в случае военной опасности). Можно обнаружить "Большевики" на военных фотографиях, хотя ко времени ВОВ такие трактора считались устаревшими и подлежали замене.


Ах да, почему "Большевик"? В честь завода. Это был переименованный осенью 1922 г. Обуховский завод. В советское время он был под таким названием более известен производством орудий большой мощности, с индексом Б в названии (например, 203-мм гаубица Б-4. В РКМП такого тоже не делали).
2.3. В близкое время, 1922-25 гг, на том же заводе (Обуховский/Большевик) были сконструированы оригинальные малые гусеничные трактора
"Малютка"
(автомобильный мотор 12 л.с., 1,5 т, до 12,8км/ч), "2,5 тонный"
(20 л.с. тоже автомобильного типа, прочее соответственно) "автоплуг" (трактор и пахотное орудие в одном агрегате) и колесный "нефтяной" (плюс которого был в применении в качестве топлива сырой нефти). Подробнее о них можно узнать в уже упомянутой книге, где им посвящена отдельная глава https://military.wikireading.ru/hcv9d3WeEH - а здесь достаточно сказать, что начатый у нас в 1924г. крупносерийный выпуск близких по возможностям более дешевых "Фордзонов" (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/306493.html) сделал все эти конструкции ненужными, и более о них в этой саге сказано не будет.
2.4. Самым массовым "допятилеточным" гусеничным трактором в СССР стал "Коммунар", объем выпуска по всем версиям называется в разных источниках от 2 тыс. до 3,9 тыс. (1924 - 1931).



Этот стал клоном немецкого Hanomag WD Z50 (или WD50). Сначала (1922) в СССР испытывался его предшественник WD25 с мотором в 25 л.с.(отсюда и цифра в названии), который не очень произвел впечатление на фоне аналогов, однако его более мощный потомок на 50 л.с. оказался гораздо интереснее, и был в 1923 г. принят за образец для копирования на харьковском ХПЗ им.Коминтерна (отсюда название "Коминтерн" при упоминании трактора в некоторых документах, а также название более позднего арт.тягача, но о нем отдельно). Производство начато в 1924 г.(характерная дата), но оказалось не простым: оригинал имел бензиновый (!) мотор на 50 л.с., который при переводе на керосин (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/307428.html (0)) потерял мощность до 37-38 л.с., и пришлось по факту создавать новый двигатель. Поэтому к началу апреля 1925г. собрали 20 тракторов и до осени производство приостановили, но затем восстановили. Первая версия носила название 9Г, номинальный вес 9т (реально 8,3 снаряженный); мощность мотора 50 л.с.; скорость до 7 км/ч, 3 передачи вперед, 1 назад, - и это был первый массово (!) производимый в СССР тяжелый гусеничный трактор, особенно ценимый в армии для буксировки тяжелых арт.систем, в крупных с/х хозяйствах и леспромхозах тоже применялся. Поскольку ХПЗ по технологическому уровню сначала сильно отставал от ГОЗ / Обуховского / "Большевика", первые экземпляры "Коммунара" вызывали много заслуженных нареканий по качеству, однако недостатки удалось довольно быстро преодолеть. В последующих версиях трактор получил более мощные моторы 75 / 90 л.с., скорость возросла до 9,2 / 15 км/ч, габариты и вес остались практически без изменений. Позже опыт его создания был учтен при работе на том же заводе над уже упомянутым арт.тягачом.
2.3. Ну и, собственно, переходим к периоду первых пятилеток. План первой пятилетки (1927-1932) предусматривал создание на Урале завода для крупносерийного (40 тыс. в год) производства гусеничных тракторов по образцу американского Caterpillar 60. В 1929 г. был для этого организован трест и проведены прочие нужные организационные мероприятия, в т.ч. при участии американцев разработан проект ЧТЗ - Челябинского Тракторного Завода, а в мае 1933 г. с его конвейера уже пошли трактора.


Немного про прототип. Компания Катерпиллер(Caterpillar Tractor Company) появилась в 1925г. в результате слияния Holt Manufacturing Company (да, тот самый Холт) и CL Best Tractor Company, модель которых CL Best Sixty, переименованная в Caterpillar60/Sixty, стала основной продукцией компании, общий выпуск Best/Caterpillar Sixty за 1919-1931 г. составил 18 948 экз.
Трактор С-60("Сталинец-60") был хорошей копией американского прототипа, переведенной на метрические размеры и адаптированной к нашим технологиям. Имел двигатель 60 л.с.(карбюраторный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный). Топливо - лигроин, для запуска двигателя использовался бензин, возможно использование керосина. Рабочий объём 18,45 л, степень сжатия 3,96. Скорость вперед до 5,9 км/ч, назад до 2,2 км/ч, КПП трехступенчатая. Имелась возможность подключения шкива отбора мощности и установки привода прицепных устройств. Полная масса 10,0т.
Выпуск 69,1 тыс. экз. (!) за 1933-1937 г., затем заменен на С-65 с оригинальным дизельным двигателем 65 л.с., масса возросла до 10,85т,
Его выпуск 37,6 тыс. с 1937 по 1941г., трактор демонстрировался на международных выставках и получал хорошие оценки, некоторое количество ушло на экспорт (уже в феврале 1938г. была первая такая партия в 60 шт.). Челябинские трактора массово применялись в с/х и народном хозяйстве вообще, в армии тоже нашли применение.


На базе этих тракторов производилась также газогенераторная версия СГ-65 и армейский тягач С-2. В связи с войной ЧТЗ был переведен на производство танков, после войны в производство пошла уже новая модель С-80.
Как видим, и в этом направлении за 10 лет СССР прошел путь от производства десятков тракторов в год до десятков тысяч в год, с продукцией мирового уровня, - а убогие результаты РКМП были превзойдены уже на первых шагах Советской власти, еще до создания СССР.

ликбез, РКМП, трактора, история техники

Previous post Next post
Up