Снова СССР vs РКМП: уровни развития.

Jan 30, 2024 02:09

*продолжение к серии недавних постов про трактора и не только.
Если обобщить подобные темы, и систематизировать возможные уровни развития промышленности, особенно в отношении возможности копирования передовой зарубежной техники, получается почти школьная пятибалльная шкала.)).
0. Неудачи в попытках копирования иностранной техники.
1. Кустарное производство единичных копий, в основном устаревших моделей, с заметным ухудшением характеристик и качества.
2. Малосерийное полукустарное производство, в основном устаревших моделей, либо современных с таким сильным ухудшением, что они оказываются на уровне устаревших.
3. Стабильное производство небольших (десятки-сотни в год) серий достаточно современных образцов, с приемлемым уровнем качества и характеристик. Удовлетворение потребностей страны в количествах менее 10% от общей потребности (оцениваемой по объемам импорта)
4. Крупносерийное производство, достаточно полное удовлетворение потребностей страны (собственное производство в разы больше импорта).
5. Крупносерийное производство, практически полное удовлетворение своих потребностей мирного времени, заметное количество экспорта.

По этой шкале, царский автопром до ПМВ оценивается примерно на троечку (в годы ПМВ, после эвакуации Руссо-Балта и прекращения его полноценной работы, от кола до двоечки); авиация в отношении планеров на троечку (м.б. даже с плюсом, если судить по отношению своего производства с импортом - но плюс скорее от резкого ограничения импорта в годы ПМВ, чем от роста своего производства); авиамоторы (а значит, самолеты в целом) от двойки с плюсом до тройки с минусом.
Гусеничные трактора, колесные трактора, танки, ручные пулеметы - это всё по нулям.

При этом, производство авиации, автомобилей, дирижаблей, ДВС(двигателей внутреннего сгорания) в РИ начало развиваться довольно рано, без большого отставания от развитых стран. Это для свидетелей РКМП предмет гордости.
Но, когда сравниваем итоги этого развития на время перед ПМВ - и видим глубокое отставание РИ по всем этим направлениям, - те же самые ораторы заявляют, что это-де слишком новые направления, и поэтому сравнивать их состояние в РИ с развитыми странами "этаничесна"(С).
В переводе на русский человеческий: требуют делать РИ скидку на её убогость, и по факту признают ее глубокую отсталость от развитых стран. Но ту же самую отсталость признать открытым текстом, называя вещи своими именами, они категорически не согласны. )))

Теперь смотрим на СССР. Здесь прослеживаются периоды:
1918-1920. Гражданская война, разруха, потеря потенциала промышленности ниже царского уровня. Самый трудный период.
Тем не менее: как видим, даже в этот период Советская власть смогла продвинуться выше нуля, и за год-два дошла до уровней 1-2 в тех делах, где за сравнимое время РИ, находясь в заметно лучших условиях, так и оставалась на нулях (в т.ч. тракторы, гусеничные и колесные, и танки).
Здесь ожидаются возражения в духе, какие там танки ждать в РИ, если первые английские "ромбы" появились на Сомме осенью 1916г., а через год с небольшим РИ прекратила существование. Однако, первые работы в этом направлении РИ начала не сильно позже англичан и французов - это тоже повод для гордости патридиотЪовЪ, см. выше, - но не смогла даже дойти до принципиально годных концепций и боеспособных прототипов, а эту стадию еще при жизни РИ успели пройти германцы, итальянцы и американцы, впервые взявшись за такое дело уже после дебюта англичан.

1920-1923. Восстановление промышленности, восстановление кадров и создание новых, развитие системы народного образования.

1924-1926. Развитие промышленности до первых пятилеток. Накопление нужных ресурсов для будущего развития.
В этот период СССР уже оказывается способным на то, что РИ не осилила за весьма длительные периоды, порядка 5-10 лет. Уровень твердой троечки (или "с плюсом") в отношении автомобилей, самолетов, авиамоторов, тракторов.

1927-1932. Первые пятилетки. Полномасштабная индустриализация. СССР выходит на уровни 4-5 ("хор" и "отл") во всех передовых направлениях производства техники. Уровни, для царской России недостижимые во всех перечисленных направлениях развития техники!
И происходит это за ~10 лет - т.е. за тот промежуток времени, в течение которого РИ топталась на месте, перебиваясь с двоечки на троечку в лучшем случае, а во многих направлениях за год-два не поднялась выше нуля.

ликбез, РКМП, история, история техники

Previous post Next post
Up