Отсталая Италия и передовая Российская империя. (4.2) Авиация, истребители.

Jul 29, 2022 00:50

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/225331.html (4), который изначально надо было, наверное, поделить на серию постов, отдельно по каждому из передовых на начало 20 в. направлений развития промышленности. Поскольку потом набежало более 200 комментариев, и разбираться в них стало трудно.
0. С тяжелой бомбардировочной авиацией Сикорского, раньше начавшего, Капрони быстро догнал и далеко перегнал, см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/tag/%D0%98%D0%BB%D0%9C%D1%83%D1%80
Перегнать в массовости и качестве ему помогло именно общее развитие промышленности в Италии, а Сикорскому проявить себя в полной мере не дала царская общая и глубокая отсталость.
Однако, у нас кивают на другие направления авиации: дескать, одно направление (пусть даже то самое, которое наши патридиотЪы в остальное время считают и объявляют своим козырем) - это "нищитаица"(С)Детсад, а в остальном-то Великая Россия (не имея своих моторов, в отличие от Италии, и вообще своей самостоятельной авиапромышленности) была ЧЕМ-ПИ-ОН!!!(С).
1. Отдельно поглядим на истребительную авиацию. Как с ней было в царской России, я уже писал: в https://alan-a-skaz.livejournal.com/96013.html и некоторых других постах с тэгом Авиация.
См. также справку по вооружению истребителей в ПМВ, https://alan-a-skaz.livejournal.com/227121.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/227333.html
2. В Италии, как пишут у нас часто, и вовсе ничего не было. Это - враньё строго неверно.
Напротив, и тут Италия сильно опередила Россию.
Тот же Капрони еще до начала ПМВ (разработка начиная с 1913 г, первый полет 1914 г.) создал Са.20 - один из первых в мире самолет-истребитель, т.е. самолет, предназначенный для уничтожения самолетов противника, и конструктивно для этого специализированный. См. http://www.airwar.ru/enc/fww1/ca20.html


3. Это был скоростной и весьма маневренный моноплан. При моторе 100 л.с. самолет развивал очень неплохую тогда (даже для развитых стран) предельную скорость 166 км/ч, крейсерскую 130 км/ч.
Царские т.н. истребители своей конструкции еще пару-тройку лет потом не могли достичь чего-то сравнимого, да и копии истребителей из развитых стран в РИ производились с потерей примерно 10% скорости оригинала, из-за невозможности/неумения воспроизвести оригинальную технологию в должной мере.
4. Вооружением самолета был пулемет Льюиса, закрепленный на стойках над пилотом так, что пули летели вне зоны ометания винта, и летчик имел возможность производить перезарядку. Для успешного применения оружия летчик был оснащен первым в мире (!) авиационным прицелом на уровне высоты глаз. См. т.ж. https://alan-a-skaz.livejournal.com/227121.html
5. К этому самолету наши квасные критики, с высот передового ;-))) развития царской Расеи, выдвигают кучу претензий, не то чтобы не обоснованных, но...
6. Это был опытный самолет, сделанный в единственном экземпляре, и на вооружение не принятый.
Да, Кэп! А чем подобным в то же время могла похвалиться Россия?
6.1. Первый опытный экземпляр С-16 Сикорского, сделанный в подражание британскому довоенному "Сопвич-таблоид", первый испытательный полет хотя бы без вооружения (!) долго не мог совершить.
В январе 1915 года для него был выделен отдельным распоряжением (!) 1(один) мотор "Рон" в 80 л.с., но аэродром был занесен снегом (расчистить? не, не знаем такое слово), лыжи на самолет ставить тоже показалось неосмысленным, и полет отложили, а остродефицитный в "передовой" России мотор был возвращен Морскому ведомству. К лету 1915 г.,, когда наконец-то удалось снова добыть моторы, опытных С-16 было уже 3(три), все - РАЗНЫЕ (!) по конструкции крыльев и прочим особенностям. С одним летчиком и без вооружения самолет (не указано, который из трех разных с одним названием) развил до 144 км/ч, с полным грузом 125 км/ч (сравниваем с более ранним достижением Капрони, да?).
Применялся как учебный, вроде как даже считался поставленным в строй и в серийное производство, ага. ;-))))) Классика ж: "Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом"(С).
Постановка самолета в серию уже сколько-нибудь реально, а не только на бумаге, затянулось до марта 1916 года. Однако, есть еще один нюанс(С).
6.2. "в середине 1915 г. "Сикорский-маленький", как иногда называли С-16 в войсках, предполагалось использовать в ЭВК в основном для тренировок летчиков воздушных кораблей, а также в качестве "разведчиков при намечаемых налетах Эскадры на определенные пункты", но к концу этого года наметилось применение их в качестве "истребителей на боевых базах для защиты воздушных кораблей против налетов неприятельского воздушного флота"."
По буквам: С-16 до марта 1916 г. НЕ БЫЛ истребителем даже в замыслах!
Он не имел вооружения даже в теории и проекте.
А обретя его, отстал от Капрони уже на 2 года по времени первого полета, и на уровень - по своим летным характеристикам.
6.3. Осуществление же этого т.н. серийного выпуска, в котором значительно менялись от образца к образцу вес и конструкция машин, менялись модели моторов (в т.ч. со значительной потерей мощности от проекта!) с переделкой под них остальной конструкции, менялись модели пулеметов и способы их установки, и т.п., с муками и проблемами затянулось до лета 1917 года, когда С-16 были уже жутко отсталыми, и применяться могли только в качестве разведывательных и учебных (с чего начали, к тому и пришли). А вооружение на них, с попыткой поставить РусскийЪ синхронизатор Лаврова, так и оставалось ненадежным до конца, см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/227333.html .
Мне не удалось найти указаний на их реальное боевое применение в качестве истребителей. Если кому таковые известны - поделитесь.

7.1. Другой как-бы-серийный как-бы-РусскийЪ как-бы-истребитель - это самолет конструкции итальянца (!) Моска МБ, до лета 1917 г. выпущенный в количестве аж целых 25 экземпляров, с посредственными, мягко скажем, ТТХ. Его преимуществами были: разборность для транспортировки с возможностью быстрой сборки; простота и дешевизна конструкции; применимость в нем дешевых и доступных в РИ (но очень слабых при этом) моторов на 80 л.с..
7.2. Первые летные испытания его были проведены летом 1916 г. (сравниваем с Са.20) и показали скорость 130 км/ч (снова сравниваем), которую признали приличной для столь маломощного мотора. Ну да, С-16 в боеспособном состоянии и того не выдавал. Но доводка вооружения и конструкции для серийного выпуска затянулась еще на год, так что показать себя самолеты из этого задела смогли уже только в Гражданской войне.

8. На этом список как-бы-РусскихЪ как-бы-серийных как-бы-истребителей в ПМВ закончился.
Как видим, ни опередить, ни хотя бы догнать Италию хотя бы в этом направлении РИ не смогла тоже: в реальной истории РИ не удалась ни одна из аж целых двух попыток сделать серийный (!) действующий (!) самолет-истребитель своей (!) конструкции (уж ладно, что на заведомо чужом моторе, - если даже копии иностранных моторов на территории РИ производились только устаревшие, маломощные, с ухудшением, и те в количестве около 1/4 реальной потребности, остальное закрывалось полностью импортом). И снова напомню, что у второго из этих самолетов конструктор был вообще-то итальянец, гражданин Италии, у себя на родине получивший всё нужное образование и опыт работы по специальности до прибытия в Россию.

Единичные опытные образцы (в этом подобные Са.20, но сильно отставшие от него по времени) прочих РусскихЪ самолетов-истребителей тоже не были успешны.

Либо не смогли взлететь вовсе, а некоторые даже совсем не дошли до материального воплощения (что не мешает нашим квасным дурачкам с ними носиться тоже, как с писаной торбой) - либо, взлетев, сразу падали, как Касяненко No.5 (КПИ-5), он же "Торпеда", он же тоже очередной кандидат на звание "ЛучшегоЪвЪмиреЪ(ТМЪ)" - либо, в лучшем случае, как "Анадис", упав не сразу ;-), все равно оказывались мало на что не годны по своим свойствам, и на серийное производство шансов не имели.

8.1.Опытные образцы С-20, сделанные к осени 1916 г. под французский импортный (!) мотор "Рон" на 120 л.с., до приличного состояния доведены так и не были, - что не мешает нашим квасным патридиотЪамЪ выдавать его за ЛучшийЪвЪмире(ТМЪ) самолет-истребитель ПМВ.
Скорость 190 км/ч без вооружения на тот момент уже уступала некоторым приличным серийным (!) аналогам из развитых стран в боеспособном (!) состоянии.
Но предвоенный самолет-истребитель Капрони Са.20 Сикорскому все-таки удалось по скорости перегнать - более 2,5 лет спустя.
Пэрэмога Расеи над Италией? См. ниже. ;-)
Подчеркиваю: в развитых странах лучшими ТТХ уже обладали СЕРИЙНЫЕ и массово применявшиеся самолеты, пока в Расее запустили в воздух первый опытный образец очередного "лучшего в мире(ТМЪ)", до нормального боеспособного состояния так и не доведенного никогда.

8.2. Следующий ЛучшийЪвЪмире(ТМЪ) С-22, начатый по причине явной несостоятельности проекта С-20, и начатый уже в начале 1917 г., а к лету доведенный до летных испытаний без вооружения, - тоже так и остался недоделкой, имея некоторую перспективность по своим ТТХ, но не более того.

9. В это же время (с декабря 1916 г.) в "отсталой" Италии, в фирме Ансальдо уже работали над созданием первого итальянского серийного (!) высокоскоростного (!) истребителя, летавшего на мощном моторе своей (!) конструкции и производства. http://www.airwar.ru/enc/fww1/a1.html
Летом 1917 г. этот самолет в боеспособном состоянии показал макс. скорость 220 км/ч, крейсерскую скорость 198 км/ч, прочее соответственно. Был запущен в серийное производство (200 экземпляров), имел некоторый спрос на экспорт. Итальянской конструкции, с итальянским мотором. Разницу видим? ;-)
10. Многие называют "Балилу" неудачным самолетом, несмотря на его блестящие скоростные качества. Допустим, не без причин, - но все познается в сравнении.
В царской империи не оказалось ничего хотя бы достойного сравнения с Са.20 перед ПМВ и в ее начале, и с "Балилой" в середине-конце.
А с копированием "Ньюпоров" и "СПАДов" итальянцы в ПМВ справлялись не хуже русских по количеству, несмотря на гораздо более скромные свои потребности, и лучше по качеству, без такого падения ТТХ по сравнению с оригиналом.
=*= продолжение следует
* Кстати, среди покупателей "Балилы" в 1920 г. оказалась и советская Россия: развитые страны ей тогда не продавали военную продукцию, ухудшенные царские лицензионные копии времен ПМВ уже слишком устарели и износились, а доведение до ума недоделок Сикорского выглядело не слишком обнадеживающим вариантом.
В 1923г. совершил первый полет И-1 конструкции Поликарпова, с 1926г. был начат его серийный выпуск, к тому времени уже испытывались следующие модели советских самолетов-истребителей. Советская авиапромышленность, начав по сути с нуля, быстро превзошла все царские достижения.

ликбез, без-ретуши, родинаслонов, РКМП, авиация, ПМВ

Previous post Next post
Up