Развитие и вооружение истребительной авиации в ПМВ (1).

Jul 30, 2022 21:01

* справка к https://alan-a-skaz.livejournal.com/226856.html
Необходимость создания специальных средств для борьбы с авиацией стала в начале 20 века очевидной одновременно с осознанием возможного применения авиации в военных целях. Равно как и то, что лучшим средством для борьбы с самолетами тогда был бы самолет, более скоростной и маневренный, специально сконструированный для уничтожения воздушных целей. Но такой самолет надо было еще создавать. Эпизодические перестрелки из пистолетов, револьверов и карабинов между враждующими воздушными экипажами во время Балканских войн показали полнейшую неэффективность таких баталий иначе как в зрелищном плане.
Очевидную трудность для воздушного боя представлял пропеллер тянущего воздушного винта, заслонявший летчику-стрелку возможность вести огонь прямой наводкой по линии от глаза стрелка до цели. Это препятствие обходили разными способами.
1. Выносом пропеллера из зоны обзора летчика назад, т.е. применение толкающего воздушного винта.
Вот конструкция 1913 года Виккерс E.F.B.1(2) http://www.airwar.ru/enc/fww1/efb1.html , фото
Experimental Fighting Biplane 1 - экспериментальный истребитель-биплан 1. Похоже, что первый в мире специально сконструированный самолет-истребитель.
Мощность, л.с. 1 х 80(100), Максимальная скорость, км/ч (97), Крейсерская скорость, км/ч 68, Практическая дальность, км 241, Максимальная скороподъемность, м/мин 61, Практический потолок, м 2120, Экипаж, чел 2. Вынесение вперед массивного пулемета Максима-Виккерса с боезапасом и стрелком нарушило центровку самолета, и он стал неустойчив в полете.
Следующей подобной конструкцией, после опытных вплоть до E.F.B.4, стал в 1914г. F.B.5 Gunbus Виккерса, выпущенный серийно в количестве "всего" более 200 экз.- мелочь для развитых стран, но для царской России это было бы очень-очень много. http://www.airwar.ru/enc/fww1/fb5.html , фото

С ним использовались моторы ротативный "Гном" 100 л.с.(основной вариант), ротативный Клерже 110 л.с., звездообразный Смит 150 л.с. Самолет имел гораздо лучше надежность и летные данные, чем предшественники. Максимальная скорость, км/ч 113; Крейсерская скорость, км/ч 97; Практическая дальность, км 380; Продолжительность полета, ч.мин 4.30; Практический потолок, м 2740; Экипаж, 2 чел; Вооружение: один-два 7.7-мм пулемета Lewis.
Однако, скоростные качества самолетов в развитых странах постоянно росли, а требования к самолетам-истребителям включали их явное превосходство в скорости над объектом охоты. Модели с толкающим воздушным винтом не обеспечивали нужную скорость, и в качестве истребителей не прижились.
2. Выносом пропеллера из зоны обзора летчика в сторону (стороны), т.е. применение двухмоторной (многомоторной) конструкции самолета. Таким был в 1913 (!) году французский "Доран" http://www.airwar.ru/enc/fww1/dorandai.html , фото

Три члена экипажа (пилот и два стрелка с пулеметами Гочкиса), защищенные легким бронированием, оказались слишком тяжелой нагрузкой на пару 80-сильных моторов. Самолет даже летал, но его маневренность и скорость были очевидно недостаточными, - и идею похоронили до конца межвоенного периода, когда тяжелые истребители внезапно стали снова популярными.
3. Теоретически, можно было предположить вынесение стрелка с пулеметом за пределы пилотской кабины. Но для тогдашних самолетов это стало бы критичным нарушением центровки, и такую идею вроде бы даже не пробовали применять (ручаться не стану: среди авиационнной экзотики тех пор иногда и более дивные дива обнаруживаются).
4. Еще одно теоретически предсказуемое направление мысли: ведение огня не вперед, а вверх, вниз, назад, - чем должен был заниматься летчик-наблюдатель (стрелок), пока пилот занимался своим делом и старался поставить противника в сектор обстрела своего стрелка. Даже применялись сбрасываемые стальные стрелы (флешетты), вообще-то предназначенные для поражения пехоты и конницы, но сообщают о сбитии самолетов и повреждении дирижаблей таким способом.
5. Самое простое и поначалу популярное решение: вынесение пулемета, отдельно от стрелка, за границы вращения лопастей пропеллера, вверх или вбок. Именно так поступил Капрони в своем Са.20 (http://www.airwar.ru/enc/fww1/ca20.html), начав его разработку в 1913 г. Самолет совершил первый полет в начале 1914 года, став одним из первых в мире самолетов-истребителей. При этом, Капрони снабдил летчика первым в мире (!) авиационным прицелом на уровне глаз пилота. Однако Италия тогда еще не знала, когда и на чьей стороне вступит в войну, и замечательное достижение Капрони осталось неоцененным итальянскими военными.
5.1. Пытаясь скрыть глубокое отставание царской России от даже Италии, наши квасные патридиотЪы утверждают, будто пулемет при таком размещении был в Са.20 абсолютно (!) бесполезен, т.к. давал слишком большое рассеивание пуль. Поэтому истребитель Капрони "нищитаица"(С)Детсад. Зато "считаются" РусскиеЪ С-16, на более чем 2 года отставшие от Са.20 Капрони по времени, все равно сильно не дотянувшие до него по летным качествам, и для применения в качестве истребителей после долгой доработки оказавшиеся всё равно негодными, по причине их глубокой на тот момент отсталости.
5.2. Дадагие незнайки! Пулемет именно для того и был создан, чтобы высокой плотностью огня компенсировать его низкую кучность и даже, возможно, неприцельность.
5.3. Аналогичное решение, даже без специально созданного прицела, который был предусмотрен у Капрон в Са.20, часто применяли в начале ПМВ авиаторы разных стран, в т.ч. на уровне самоделок аэродромного значения.
Например, изначально не предназначенный на роль истребителя своими создателями, но очень популярный, скоростной и маневренный "Моран-парасоль" (http://www.airwar.ru/enc/fww1/msl.html), не единожды претерпевал подобную доработку.
"Пулемет можно было расположить либо сзади у наблюдателя, либо сверху на крыле. Капрал Жорж Гинемер одержал свою первую воздушную победу именно на таком "L", когда механик установил пулемет на его самолет-разведчик."
5.4. Аналогично ставили пулеметы на верхнее крыло самолета "Сопвич Таблоид" (http://www.airwar.ru/enc/bww1/tabloid.html) - который стал образцом для подражания во многих странах, в т.ч для Сикорского в России, с оглядкой на него начавшего разработку своего С-16, затянувшуюся до конца 1916 года и оказавшуюся бесплодной.
"Таблоид" создавался не как истребитель, и вообще как спортивный самолет, а не военный - но его выдающиеся скоростные и маневренные качества, как и с вышеупомянутым "Моран-Парасоль", провоцировали на подобное применение. Так же, как и французы на "парасолях", не имея прицела, англичане на "таблоидах" пулеметным огнем, "абсолютно неэффективным ;-) при таком применении", отражали атаки германских дирижаблей и становились опасными противниками для германских пилотов.
5.5. * интересный штрих, снова про "Моран-парасоль".
"Cамым массовым и популярным в России стал тип L. Производство его в России составило не менее 400 машин (в основном завода "Дукс") и около 100 поступило из Франции. В 1915 году русские "Мораны" получили вооружение, сперва пулемет над крылом, а позже, с появлением отсекателей, над правым лонжероном фюзеляжа."
На РусскихЪ самолетахЪ, даже без прицела, в отличие от Са.20 Капрони с прицелом, установленные таким образом пулеметы, конечно же, были эффективны. Ведь "это совсем другое"(С) ;-)))
5.6. Вот еще пример именно такого "неэффективного" размещения пулемета. http://www.airwar.ru/enc/fww1/n11.html Ньюпор N.11 Bebe, не абы какой самолет, а легендарный, по общему признанию лучший истребитель Антанты в начале 1916 года, позволивший французским и английским летчикам переломить господство "Фоккеров" в воздухе.
Самолет сильно уступал итальянскому Са.20 в плане удобства обращения с пулеметом. Прицела не было, не было и возможности перезаряжать пулемет, не вставая, которую предусмотрел Капрони. По предельной скорости "бебе" тоже немного уступал более раннему итальянцу, 156 против 166 км/ч.
Только в апреле 1916 года, по прежнему без внедрения синхронизаторов, "бебе" получили систему Фостера, давшую их пилотам возможности Са.20: прицел и возможность обращаться с пулеметом без вставания из кресла. С таким усовершенствованием английский ас капитан Альберт Болл, энтузиаст "Ньюпора 11C.1", одержал, летая на этой машине, большинство из своих 44 побед в 1916 году.
Другие летчики на такой машине с "совсем неэффективным"(С) пулеметом добивались более скромных результатов: у кого дюжина, у кого 3-4 победы, такие неудачники, - а скольких побед в ПМВ добились ВСЕ РусскиеЪ асы на ВСЕХ РусскихЪ "истребителях" С-16, или что там еще могло называться "РусскимиЪ истребителями"? ;-)
5.7. Сами РусскиеЪ, более 2 лет промучившись с налаживанием работы РусскогоЪ синхронизатора Лаврова и не справившись с этой задачей, тоже на некоторых экземплярах С-16 возвращались к "неэффективной" установке пулемета над его верхним крылом, уже в конце 1916 - начале 1917 года, через ~3 года после Капрони; и к этому пулемету не поставили прицел - который на 3+ года раньше был у Капрони, на 2+ года раньше у англичан и французов.

6. На уже упомянутом "Моран-парасоль" французский ас Ролан Гаррос (Roland Garros, про "нефранцузское" прочтение фамилии см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/227121.html?thread=7633969#t7633969) после совещания с конструкторами установил на пропеллере перед пулеметом металлические отсекатели. От 7 до 10% пуль шли в сторону от цели, но - см. выше о свойствах и назначении пулемета. Создавалось впечатление, будто стрелок волшебным образом ведет огонь сквозь вращающийся диск пропеллера, и за счет этого одерживает победу за победой!
Новшество было быстро растиражировано во Франции и держалось в строгом секрете целый месяц, с марта по апрель 1915г., за это время "парасолями" с отсекателями было сбито около 2 десятков германских аэропланов. А потом Гаррос совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами.
Попытки немцев скопировать новшество успеха не имели, т.к. более прочные и бронебойные германские пули разбивали французские отсекатели. Кроме того, было установлено, что применение отсекателей снижает к.п.д. винта, а удары пуль по пропеллеру расшатывают коленвал и снижают ресурс двигателя. Но не это подкосило применение отсекателей, а изобретение гораздо более эффективного решения: синхронизатора.
=*= продолжение следует.
* еще штрих. Внедрение синхронизаторов на РусскихЪ самолетах, конечно же, было "одним из первых в мире"(ТМЪ), ведь главное для патридиотЪовЪ - первыми прокукарекать о своем приоритете, а потом уже и рассвет не обязателен. Для них и С-16 в 1916 году стал "одним из первых истребителей в мире"(ТМЪ) ;-))) на 2-3 года позже многих гораздо более достойных претендентов на это звание; и "первойЪвЪмиреЪ(ТМЪ)" для них была первая в России летающая лодка Григоровича, в 1914 году в 1 экземпляре скопированная с серийной (!) французской "Доннэ-Левек" образца 1912 (!) года; и прочее подобное.
Но доведение РусскихЪ синхронизаторов до нормальной надежной работы как-то сразу не заладилось, затянулось на пару лет и более, а до той желанной поры появлялись кустарные замены - вроде устройства прапорщика Кулебакина (конец июля 1917г., см. http://www.airwar.ru/enc/fww1/mb.html), которое выдвигало из капота самолета Моска перед пулеметом стальные кулачки, по сути выполнявшие функцию отсекателей, внедренных французами на 2+ года раньше. Тоже ж пэрэмога. ;)))

ликбез, без-ретуши, родинаслонов, РКМП, авиация, ПМВ

Previous post Next post
Up