Развитие и вооружение истребительной авиации в ПМВ (2).

Aug 02, 2022 16:19

Продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/227121.html
7. Прежде чем углубляться в рассказ о синхронизаторах, ставших надолго главным и почти единственным способом дать эффективное вооружение истребительной авиации с поршневыми двигателями, надо упомянуть еще один способ обойти препятствие в виде лопастей воздушного винта: вести огонь через ось его вращения, а привод на винт делать дополнительной передачей. Так было сделано, например, перед началом ВМВ в знаменитом истребителе "Аэрокобра" фирмы "Белл". Двигатель там располагался сзади пилота, а переднюю часть занимало весьма мощное пушечное вооружение с хорошим боекомплектом. http://www.airwar.ru/enc/fww2/p39c.html
Во время ПМВ такой способ, наск. мне известно, не применялся - хотя похожую передачу движения от моторов к винтам иногда применяли. Например, в первых опытных тяжелых самолетах Капрони, и других опытных образцах, не ставших серийными и известными.

8. Вернемся к синхронизаторам. Первый из них появился в 1915 году на самолете Фоккера Е1 http://www.airwar.ru/enc/fww1/foke1.html (Е = "Eindecker", моноплан), основу которого составлял уже отработанный самолет Фоккера М5К, в свою очередь созданный на основе конструкции французского "Моран-Сольнье тип G" обр. 1912 года http://www.airwar.ru/enc/fww1/msg.html . По сравнению с французским прототипом конструкция Фоккера была более прочной и надежной, некоторое увеличение мощности двигателя дало ей и небольшое улучшение летных характеристик, но главным козырем Фоккера стал созданный им синхронизатор, который через отслеживание вращения вала двигателя блокировал затвор пулемета в момент прохождения лопасти винта мимо дульного среза оружия. Это позволило в самом деле вести огонь через вращающийся воздушный винт - без негативных качеств, свойственных более раннему отсекателю, дающему внешне сходный эффект.
9. Синхронизатор Фоккера был предложен им 28 апреля 1915 года, через 10 дней после ознакомления с конструкцией французского отсекателя. В июне окончательно доработанный Е1 был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Количество самолетов, сбитых этой моделью истребителя, за июль достигло нескольких десятков, дальше счет пошел уже на сотни. Германская авиация получила надолго господство в небе благодаря синхронизаторам, а противники лихорадочно старались обрести такое же чудо-оружие, либо противостоять ему за счет лучших летных характеристик своих самолетов (см. историю "Ньюпора-11 Бебе", https://alan-a-skaz.livejournal.com/227121.html (5.6.)).
10. Ну куды ж без РодиныСлоновЪ. Наши источники считают своим долгом сообщить, что и в этом деле первым-то был, конечно, РусскийЪ: "в 1913 году русский инженер Поплавко разработал систему синхронизации работы пулемета и авиадвигателя, но до постройки дело не дошло."
В переводе на русский человеческий язык: "разработал" в данном случае означает, как обычно для ПервыхЪвЪмиреЪ(ТМЪ) царских изобретений, некоторое теоретическое исследование, одно из многих в тогдашнем мире, в маниловском духе "а вот хорошо бы если бы", до практического воплощения не дошедшее.
11. Аналогичное размышление производил в близкое время и германский инженер Шнейдер, даже успел предложить в 1914 г. свое изобретение военным, но без убедительного конструктивного выполнения идея их не заинтересовала (кто бы удивился).
Французы тоже вели подобные разработки, и даже довели их до практического выполнения в декабре 1914 года - но пулемет все равно пробивал лопасти винта. Разработку сочли принципиально неудачной, и прекратили. Уже потом, узнав про успехи противника, французы к ней вернулись - и обнаружили, что виновным в неудаче был пулемет Гочкиса, с другими моделями то же самое устройство работало прекрасно. Но время было уже упущено.
12. Внедрение синхронизатора в практику авиастроения в РИ тоже, естественно, произвела "одной из первых в мире"(ТМЪ). С учетом небольшого числа промышленно развитых держав в то время, РИ могла с полным правом считаться "одной из первых", в первом десятке-дюжине уж точно, даже отстав от Италии, Австро-Венгрии, Дании и т.п.
На практике, в "русскойЪ" ;-) авиации РИ нормально работали синхронизаторы, полученные из Франции вместе с авиамоторами и из Англии вместе с пулеметами, тем более полученные вместе с готовыми самолетами из любой развитой страны, в т.ч. трофейные.
Что касается собственных разработок - они были, конечно, но - с работой у них было как-то не очень. Для хороших результатов в точной механике требовались точные станки, квалифицированные инженеры и рабочие, высокая культура производства и т.п. - а где это всё в царской России могло быть?
13. Смотрим на РусскийЪ синхронизатор Лаврова, отмеченный в многострадальной истории С-16, "ПервогоРусскогоСерийногоИстребителя", он же "Один из Первых в Мире(ТМЪ)" ;-) и даже для некоторых "первыйЪвЪмире(ТМЪ)", - т.е. всего на пару-тройку лет отставший от развитых стран, включая Италию (https://alan-a-skaz.livejournal.com/226856.html), а к реальному применению в качестве истребителя так и не оказавшийся годным. В т.ч. из-за проблем с РусскимЪ синхронизатором.
Охранное свидетельство (патент) на эту конструкцию было выдано 1 декабря 1915 года, когда все промышленно развитые воюющие страны уже достаточно освоили производство синхронизаторов для самолетов-истребителей. В некоторых источниках указывается, что синхронизатор Лаврова действовал за счет изменения темпа стрельбы пулемета в соответствии со скоростью вращения винта, - это мне представляется сомнительным, но пока это неважно. Отзывы на него, конечно, были хвалебными. "Очень простой по конструкции синхронизатор Лаврова показал при наземных испытаниях достаточную работоспособность". В декабре 1915 г. эти синхронизаторы были вроде как доставлены на "Авиа-Балт" для установки на готовившиеся к серийному выпуску самолеты Сикорского С-16сер., однако "синхронизаторы для С-16сер. были изготовлены только к 21 марта 1916 г., что также задержало поставку самолетов в войска".
Вот так. Устройство очень простое, очень надежное, испытанное с хорошими результатами, прекрасно освоенное передовой промышленностью РКМП, и вообще ВСЁ гладко было на бумаге(С) - однако же на деле всё время обнаруживаются такие вот прорехи.
К тому же, "передовая" промышленность РКМП не справлялась с производством авиамоторов даже через копирование иностранных конструкций (совсем своих практически так и не было, при некотором числе малоудачных попыток). На "серийный" С-16 ставились моторы нескольких моделей, причем постоянно приходилось ставить устаревшие и маломощные начиная с 60 - 70 л.с., за нехваткой более подходящих (штатным был мотор 80 л.с., пытались также применять более совершенный мотор на 100 л.с., но с налаживанием его выпуска планы так и оставались планами, пока реальность шла своим ходом).
Пулеметы тоже ставились разные, в основном полностью импортные "Виккерсы" и "Кольты", облегченный РусскийЪ ;-) "максим" для применения в авиации пытались сделать - и тоже не вышло.
И эта неразбериха с комплектацией, и собственные конструктивные недочеты, и традиционно невысокое качество изготовления царской технической продукции, и мало ли что еще имело значение - но в итоге...
"Эксплуатация синхронизаторов Лаврова показала их недостаточную надежность. Постоянно ломались шарнир Гука и червячное соединение. Регулировка механизмов нарушалась, и ее приходилось восстанавливать после каждого полета. При работе двигателя на режиме малого газа синхронизация нарушалась и стрельба была невозможна. Снижению надежности синхронизатора во многом способствовало недостаточно жесткое крепление пулеметов к силовой конструкции фюзеляжа. Из-за этого пулемет и вся система сильно вибрировали в полете. Доводка синхронизатора продолжалась на Авиа-Балте вплоть до 1917 г., гак как его усовершенствованную модификацию предполагалось установить на истребителях С-16."

Вуаля.

Более того! Из-за плохой работы РусскогоЪ синхронизатора, который полтора года никак не удавалось наладить для реального боевого применения, "на нескольких машинах синхронные "виккерсы" были заменены "кольтами" (и, предположительно, "лыоисами"), установленными над центропланом верхнего крыла."
То есть, РусскимЪ инженернымЪ гениямЪ пришлось в конце 1916 - начале 1917 г. вернуться к способу, в 1913-14гг. примененному у Капрони в его Са.20.
"Заведомо неэффективному"(С), стало быть. ;-))))
И даже без прицела, предусмотренного у Капрони на 3 года раньше, у французов и англичан на 2 года раньше, - на глазок и на русский авось!
Кроме того, предполагалось применение летнабами/стрелками, находящимися на втором месте в самолете, ручного оружия - от пистолетов и карабинов до ручных пулеметов Льюиса с рук.
Это был откат даже не к 1914 году, а к 1912-му. РКМП снова оказалась впереди всех! ;-)))
В середине 1917 года этим мучениям пришел закономерный конец, вовсе не победный: С-16 признали негодными к применению в качестве истребителя, сняли с них всё уже установленное к тому времени вооружение, и разжаловали в учебные.
К тому времени небоеспособное вооружение не исчерпывало список проблем С-16: по своим летным характеристикам, соответствовавшим в лучшем случае 1914-1915 году для развитых держав, к концу 1916 - началу 1917г. они были уже безнадежно отсталыми.

ликбез, без-ретуши, родинаслонов, РКМП, авиация, ПМВ

Previous post Next post
Up