* продолжение к
https://alan-a-skaz.livejournal.com/225331.html (7),
https://alan-a-skaz.livejournal.com/225753.html и
https://alan-a-skaz.livejournal.com/79624.html3. С чего, собственно, начался этот поворот сюжета: с утверждения, будто и в потере позиций РИ на нефтяном рынке в начале 20 века виноваты всё те же дороги.
Как мы помним, в 1901 г. был достигнут рекордный для России и тогдашнего мира уровень добычи нефти в Баку, когда спрос на нефть в мире был еще невысок. Но потом начался бум, связанный с бурным развитием ДВС и связанных с ними технологий - автомобили, дирижабли, самолеты, мотоциклы, трактора... Мировая добыча нефти резко возросла, а в России даже начала понемногу падать, 1-е место перешло к США, добыча которых стала превосходить российскую в разы: вдвое в 1906, почти втрое в 1910, в 3,5 раз в 1913. Об этом подробнее в
https://alan-a-skaz.livejournal.com/79624.htmlТак вот: не техническая, технологическая и социальная отсталость расейская тому виной, а ДОРОГИ! ;-)
"проблемы с логистикой увеличивали себестоимость и русская нефть проиграла новым районам нефтедобычи"
"Русская нефть имела преимущества когда она перевозилась бочками. Как только наступила эпоха танкеров ситуация сразу изменилась, т.к. эти корабли брали большие объемы груза. А русская нефть была заперта в Каспийском море и стоимость её транспортировки по суше давала существенную прибавку к себестоимости."
"Посмотрите где первые месторождения - рядом с морем. Бруней, Иран, Венесуэла, Тринидад, Техас (побережье Мексиканского залива). И у них было главное преимущество - корабли выходили в открытое море и могли доставить груз в любой порт."
Ага-ага. А теперь смотрим на карту и возвращаемся к реальности.
3.1. Какова была доля в мировой добыче нефти на начало 20 века у этих стран с выходом в МОРЕ, с его телепортной магией (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/225753.html): Бруней, Иран, Венесуэла, Тринидад? Какие-то дохлые единицы или доли %. У Ирана малость побольше на их фоне, но - совсем не "на морском берегу с фонтанированием нефти прямо в танкеры". Даже все вместе взятые нефтедобывающие страны, кроме США и РИ, давали в 1900г. 6,2% мировой добычи, в 1910 ~15%, в 1913 менее 20%, точнее 18,7% - почти ровно как одна РИ (18,2%). Что-то не спасало их МОРЕ даже там, где оно вправду было.
Впрочем, смотрим дальше.
3.2. Вот Техас с выходом прямо в Мексиканский залив, это да, аргумент!
Но... Снова карты:
Техас - он большой. И на территориях, реально близких к морю, т.н. Ист-Техас, разработка нефти началась только уже в 30-е годы 20 века!
Основной район нефтепромыслов США перед ПМВ, когда они стали в разы перегонять по нефтедобычу Россию - это как раз север Техаса, примыкающие к нему территории Канзаса (откуда, вообще-то, и пошла основная американская нефтедобыча с конца 19 века) и Оклахомы, еще причастны Арканзас, Луизиана, Нью-Орлеан.
"Первой коммерчески успешной скважиной срединно-континентальном бассейна была Норманская скважина № 1, недалеко от Неодеши, штат Канзас (дала первую нефть 28 ноября 1892 г.). Скважины Нелли Джонстон № 1 в Бартлсвилле, Оклахома (1897 г.), Спиндлтопа в Бомонте, штат Техас (1901 г.) и Иды Гленн № 1 в Гленн-Пул, штат Оклахома (1905 г.), продемонстрировали существование крупного нефтяного месторождения в центральной и юго-западной части США, которое получило название «Средне-континентальная нефтеносная провинция».
Исторически в этом районе добывалось больше нефти, чем в любом другом районе Соединенных Штатов, и до открытия нефти на Ближнем Востоке он был крупнейшим месторождением нефти в мире."
На предыдущей карте это тоже видно, но для ясности вот вам отдельно Канзас (Оклахома - справа от него):
Вот так. У США от нефтяных скважин, не случайно названных средне-континентальными, до моря "всего лишь" много сотен километров, местами за тысячу, что не мешает магическим свойствам морского телепорта.
3.3. А что было в России?
И тут - карта.
Нефтепромыслы в Баку и Грозном оказываются к Черному морю (а не только Каспийскому, в котором они якобы заперты) гораздо ближе, чем на время перед ПМВ многие нефтепромыслы в Иране и подавляющее большинство нефтепромыслов в США!
3.4. Но... Там же ГОРЫ, а это СОВСЕМ ДРУГОЕ! Так? ;-)
НЕ ТАК.
См.
https://nangs.org/news/upstream/neftedobycha-v-rossii-na-rubezhe-xix-xx-vekov-rotshilydy-protiv-rokfellerov и
http://www.batumioilterminal.com/ru/istoriya-razvitiya/"К 1876 году Людвиг Нобель, основатель империи братьев Нобель, заручившись расположением императора России, фактически утвердился в роли главного нефтяного магната Баку, «черной жемчужины» Каспия. Менее чем за десять лет, благодаря усердию и старанию Нобеля, Россия опередила США по объемам добычи «черного золота», а уровень технической оснащенности нефтеперерабатывающей промышленности Баку достиг передового статуса в глобальном масштабе."
"Ротшильды предоставили России кредит для строительства железной дороги, которая соединяла Баку и черноморские порты, в том числе Батуми, включенный в состав Российской Империи в 1877 г."
"В 1883 году «Товарищество братьев Нобель» осуществило строительство своего первого нефтехранилища в городе Батуми. С появления этого объекта и ведет свою историю нынешний Батумский нефтяной терминал."
"Строительство железной дороги закончилось 1883 г., после чего Россия укрепила свои позиции на мировом рынке. В 1886 г. Ротшильды, благодаря закладным на бакинские заводы, учредили "Батумское нефтеперерабатывающее товарищество" (Caspian and Black Sea Petroleum Co.), впоследствии известное лишь по русской аббревиатуре БНИТО. В следующие годы в структуре товарищества появились нефтехранилища и предприятия по сбыту нефтепродуктов."
"22 июля 1892 года нефтяной танкер «Мьюрекс», спроектированный Маркусом Самуэлем, покинул английский порт Вест Хатлпул и направился в Батуми. На Батумском нефтяном терминале в танкер загрузили керосин производства «Товарищества братьев Нобель». 22 августа 1892 года «Мьюрекс» прошел через Суэцкий канал и направился в Сингапур для разгрузки на складах компании «Шелл»."
Итак, российская нефть заботами иностранцев имела близкий и удобный вывоз по ж/д из Баку и Грозного в т.ч. в Батум, который был как раз на МОРЕ, и стал удобным большим терминалом уже в конце 19 в., пока нефтедобыча в России еще шла в рост, а ее доля в мировой добыче оставалась первой.
То есть, и тут дело оказалось не в дорогах, а в дураках.
3.5. Заставь дурака богу молиться...
Бурное развитие нефтедобывающей отрасли, глубоко подконтрольной иностранцам (Нобели, Ротшильды, Рокфеллеры) вызвало желание царского правительства подмять дело под себя.
Того же требовали интеллигенты патриотическойЪ ориентации, в т.ч. Д.И.Менделеев.
Был проведен ряд шагов: от отмены выкупной системы (1872 г.) до прямого запрета иностранным и еврейским предпринимателям на действия в этой сфере (1892 г.), а также было в конце 19 в. введено эмбарго на экспорт сырой нефти. Это должно было стимулировать нефтеперерабатывающую промышленность в самой России.
Казалось бы, это хорошо? Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность в РИ стала действительно российской и РусскойЪ, да? Получила стимулы для передового развития? ;-)
А вот ведь не так вышло.
Для развития передовой промышленности, кроме благих намерений, запретов и протекционизма, нужно достаточное количество достаточно квалифицированных кадров, как инженеров, так и рабочих. И соотв. обеспечение этого развития на всех уровнях.
В царской России были во всех соотв. направлениях большие-пребольшие проблемы, в т.ч. глубокая безграмотность у основной части населения, нехватка отечественных грамотных специалистов, отсутствие мотивации у наемных работников, вымогательство чиновниками поборов с любого выгодного и развивающегося дела.
Иностранцев потеснили, а кто стал вместо них заботиться о прокладке дорог, строительстве заводов, модернизации производств, применении передовых методов добычи и переработки?
Царские чиновники? Купцы и приказчики? Царь и его родственнички? Ха! :-)))
Вот и поползла вниз добыча нефти в России, пока во всём остальном мире она лезла в облака.
Халявный выход нефти самотеком падал, интенсивные методы добычи осваивать было некому и незачем. В условиях российской глубокой отсталости во всех отношениях, в царской России передовое развитие чего бы то ни было становилось нереальным.
Но виноваты во всём дороги, а то как же. ;-))))))