Нефть, Которую Мы Потеряли.

Apr 25, 2019 00:24

"Все знают", что дореволюционная РКМП была величайшей в мире нефтяной державой.
Ну, РКМП полагается быть всегда и во всем самой-самой, а как там было с реальной Россией?
1. Пуды и тонны.
РИ имела максимум добычи нефти в 1901г, при этом превысив половину мировой добычи.
Хрустобулочники любят этим хвастать.
И объем этой добычи составил 706,3 млн пудов.
ПУДОВ, прошу заметить.

Хрустобулочники любят измерять достижения царской России в царских пудах и фунтах (против советских тонн), в царских аршинах и саженях (против советских километров).
Можно еще вершки и золотники взять. Чтоб цифры еще более впечатляющие получались.
В попугаях-то оно, конечно, больше выходит :-)
Но в тоннах - всего 11,3 млн.т.
СССР, разведав и освоив нефтегазовые месторождения Западной Сибири, довел добычу нефти в нашей стране до 624 млн.т./год на 1987г.
Царский рекорд меньше советского в 55 раз.
Это примерно как пуд меньше тонны.

Во время Гражданской войны нефтедобыча упала, по сравнению с довоенной, более чем вдвое: кроме последствий войны, сказывалось и заметное уже в начале 20в. истощение скважин, связанное с хищническим способом добычи нефти. Однако, переходя от "халявного" самотека к интенсивным методам добычи, СССР смог уже в 1924/25г. вернуться к дореволюционному объему нефтедобычи, а в 1929/30г. превзойти его вдвое.
К этому же времени производство наиболее ценных фракций, бензина и лигроина, достигло 1,767 млн.т., т.е. почти 7-кратного объема по сравнению с дореволюционным производством.
(http://istmat.info/node/51730)

2. Как ужасно США завидовали России.
Дальше, сравниваем РИ с другими странами того же времени.
Я позволил себе свести в одну таблицу данные, обычно подаваемые по отдельности, и потому не дающие цельную картину.
Смотрим по годам начала 20в.: объем добычи нефти в РИ, в млн.т и млн. пудов;
доля в мировой нефтедобыче РИ и США, %;
Мировой объем нефтедобычи.
год РИ, млн.пд/т РИ% США% В мире,млн.т.
1900 631,1 10,1 51,6 42,2 19,6
1901 706,3 11,3 50,6 41,20 22,3
1902 670,6 10,7 45,9 46 23,3
1903 630,2 10,1 42,1 48 24,0
1904 656,4 10,5 39,0 51 26,9
1905 455,9 7,29 28,0 61 26,0
1906 491,3 7,86 28,73 58,3 27,4
1910 588,4 9,41 21,87 63,16 43,0
1911 558,4 8,93 19,74 62,75 45,2
1912 569,3 9,11 19,67 62,98 46,3
1913 561,3 8,98 18,2 63,13 49,3
Данные см. по
Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России. М., 1994. С.71-72
http://pyhalov.livejournal.com/16786.html
http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/22973/Iz-istorii-eksporta-nefteproduktov

Что видим? До 1900-1901гг. РИ по нефтедобыче рекордсмен мира, но это - пока нефть в нашем мире не имеет достаточного спроса.
Разве что осветительный керосин применяется в заметных количествах, и поэтому он же основной продукт российской нефтеперегонки.
Так ведь в свое время (до 1813г.) персидские шахи в том же самом Баку имели процент от мировой добычи нефти гораздо больше царского, они были чуть ли не мировыми монополистами, - поскольку объем тогдашней мировой нефтедобычи был мизерным, и ту не знали куда девать.

Заметим также, что от персидских шахов до последнего русского царя в бакинских и грозненских нефтяных скважинах использовался в основном наиболее примитивный и дешевый способ добычи нефти - самотеком, пока существует избыточное давление. Насосы там не использовались.

В 20 веке мировой уровень добычи нефти постоянно растет, за первое 10-летие века - более чем вдвое, потому что лавинообразно растет ее потребление.
Прежде всего - за счет бурного роста производства и применения ДВС.
Автомобили, самолеты, трактора - им всем нужны в качестве топлива продукты нефтеперегонки.

Но Российская империя в этом от развитых стран катастрофически отстает, и чем дальше - тем больше.
Нет в царской России достаточно развитой промышленности для серийного производства ДВС, равно как нет крупносерийного производства самолетов, автомобилей, тракторов.

Все существующие в РИ как-бы-производства такой продукции и по технологическому уровню, и по организационному, и по объемам производства, в лучшем случае мелкосерийные, а чаще всего - вовсе кустарные. И применяются в "русских" самолетах, и прочих машинах, в основном импортные двигатели и агрегаты, за практически неимением отечественных.

Поэтому и добыча нефти в РИ, хотя и остается по абс. величине на уровне вроде бы ненамного ниже рекордного 1901г, а вот ее доля в мировой нефтедобыче за то же десятилетие съеживается в разы.
В 1902г. нефтедобыча РИ и США сравнялись, по 46% мировой добычи, а начиная с 1903г. и далее США уверенно обгоняют РИ.
В рекордные для РИ 1900-1901гг. ее "огромное" превосходство над нефтедобычей США было аж в целых 1,23 раза, к 1913г. нефтедобыча США превосходила российскую уже в 3,47 раз.

3. Кто еще завидовал?
Для сравнения, Румыния, вот уж на что далека от претензий на звание передовой державы, с 1906 по 1913 год более чем удвоила свою нефтедобычу: с 54 до 114 млн пудов, или с 0,864 до 1,824 млн.т, или с 11% до 20% российской добычи, - при этом свою долю в мировой добыче подняв незначительно, с 3,2% до 3,7%.

Но - подняла. А доля РИ в мировой нефтедобыче за это же время упала в полтора раза.
От "чуть более чем 1/4" до "чуть более чем 1/6". Цифры достаточно понятно говорят за себя.

Если же взять нефтедобычу на душу населения, которого в РИ было (без Финляндии) 146,7 млн в 1906г. и 164,4 млн в 1913г., а в Румынии (http://statinformation.ru/nasstr/romania-ist.html) 11,52 и 12,53 млн соответственно, то она составляет практически постоянную величину в РИ (от 54,3 до 54,6 кг/чел), а в Румынии выросла почти вдвое, от 75,0 до 145,6 кг/чел.
Изменение - от полуторного до почти трехкратного по ср. с Россией.
В США на тот же 1913г. объем нефтедобычи был 31,1 млн.т., в почти 3,5 раз превосходя российский, - а на душу населения составлял 320,6 кг/чел.: вдвое с лишним больше, чем в Румынии, и почти вшестеро больше, чем в РИ.
Почувствуйте разницу.

4. Вспомним о качестве.
Но и это еще не всё о передовой роли РИ в мировом использовании нефти.

До конца 80-х гг. 19в. РИ в основном добывает, потребляет сама и продает за рубеж СЫРУЮ нефть.
А сырая она мало на что годится, кроме как в топливо для наиболее примитивных двигателей внешнего сгорания, с их крайне низким к.п.д., и на переработку в более качественные продукты.
Естественно, стоимость сырья оказывается многократно меньше, чем стоимость продукции из того же сырья.

Более того. До 1872г. основной вклад в производство, переработку и продажу нефти в РИ, а также монополия на промышленный выпуск керосина, принадлежали американской корпорации под управлением Рокфеллера.
Заметным был также вклад англичан и французов; менее заметны, но все же заметны, были и прочие иностранцы.
Отечественная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая индустрии были в глубоком упадке, а потому были неконкурентоспособными.

Отмена выкупной системы (1872г.), позволила сделать более заметной роль отечественных предпринимателей в отечественной нефтедобыче и нефтепереработке. Но и тогда доля российских конкурентов Рокфеллера в российской нефтедобыче и нефтепереработке поднялась лишь до аж целых 1/3 в 1877г.

Затем (в 1892г.) пришлось даже вводить запрет иностранным и еврейским предпринимателям на действия в этой сфере.
Только тогда нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность в РИ стала действительно российской и русской.

В 90-е гг. 19в. в РИ по настоянию Д.И.Менделеева, и некоторых других ученых и промышленников, было наложено эмбарго на экспорт сырой нефти. Предполагалось, что это должно стимулировать нефтеперерабатывающую промышленность в самой России.
И в общем-то стимулировало.
Но для этого, кроме благих намерений и запретов, в т.ч. на иностранное участие в отрасли и на вывоз сырья, нужно еще иметь достаточно развитую собственную перерабатывающую промышленность, и в ней - достаточное количество достаточно квалифицированных кадров, как инженеров, так и рабочих.
А с этим в царской России были во всех сферах большие-пребольшие проблемы, начиная с глубокой безграмотности у основной части населения.

Смотрим на царский экспорт нефтепродуктов: он в начале 20в. примерно так же стабилен, как и нефтедобыча, порядка 50..60 млн пудов в год - т.е. около 0,8..0,9 млн тонн, ~10% российской нефтедобычи.
Это уже на порядок уменьшает вклад РИ в мировое потребление нефти за пределами самой России, по сравнению с объемами нефтедобычи.
А если его рассматривать на фоне бурно растущего потребления в остальном мире...

5. Что кому, и что себе?
При этом, сама РИ керосина потребляет относительно мало, но других продуктов нефтепереработки - и вовсе несравненно меньше.
По потреблению керосина на одного человека Россия занимала одно из последних мест - 5 кг/год (США - 75, Бельгия - 38, Германия - 14,3, Швейцария - 14,3, Англия - 13,4, Австро-Венгрия - 4,4 кг/год).
Прошу заметить: тут Россию оставили далеко позади развитые страны, своих месторождений нефти вовсе не имеющие! И даже не считающаяся высокоразвитой АВИ, нефтяных месторождений лишенная, отстала от России только на 10%.

В 1913г. в структуре экспорта из РИ нефть и нефтепродукты составляли в сумме 3,3%.
Это конечно, на порядок с лишним больше, чем экспорт машин, механизмов и оборудования (0,3%);
даже чуть больше, чем х/б тканей (2,9%) и гораздо больше, чем пеньки (1,3%);
но гораздо меньше, чем составляли волокно льна (5,7%), или лес-кругляк (4,1%) и пиломатериалы (6,3%);
и на порядок меньше, чем некрупяное зерно (33%).
Типичная структура экспорта аграрно-сырьевой страны с недоразвитой промышленностью, преимущественно легкой.

Внутри раздела "нефть и нефтепродукты" распределение экспорта следующее:
в сумме 0,952 млн.т 39,6 млн.руб.,
в т.ч. бензин 0,15 млн.т..(16,0%) 6,5 млн.руб.
керосин 0,44 млн.т (46,2%)17,1 млн.руб.
Тяжелые фракции - диз.топливо 0,051 млн.т,(5,3%) 2,5 млн.руб.
Масла смазочные и смазки 0,24 млн.т.(25,1%), 11,3 млн.руб.
После суммирования обнаруживается не вошедший в поименованные разделы остаток, 0,07млн.т и 2,2млн.руб., т.е. 7,4% по количеству и 5,6% по стоимости.
Из другого источника известно, что экспортировался также мазут (6,8% экспорта в данном разделе) и даже сырая нефть (видимо, эмбарго уже не было строгим) в количестве 0,05%. Это почти полностью закрывает вышеназванный непоименованный остаток.

Интересно вот еще что: суммарное производство бензина в том же 1913г. для РИ составило 0,263 млн.т (или немного менее 3% ее нефтедобычи), из которых на экспорт ушла основная часть - 57,9%.
От суммарной добычи нефти (8,98 млн.т) экспорт (0,952 млн.т) в 1913г. составлял 10,6%.

Продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке в 1913г. составила 5,64 млн.т, (62,8% нефтедобычи)
(http://istmat.info/node/51730)
в т.ч.
4,31 млн.т.(76,4%) - применение сырой нефти в качестве топлива (для двигателей внешнего сгорания, для отопления помещений, и т.п. малопроизводительное применение);
- вот это надо отметить особо. Хотя на экспорт РИ в 1913г. отправляла в основном уже переработанную нефть (благодаря все тому же эмбарго), но почти половина всей добычи (48%) и более 3/4 внутреннего потребления по прежнему приходилось на сжигание непереработанной нефти!
1,13 млн.т.(20,0%) - керосин; гл обр. для освещения; в 2,57 раз больше экспорта.
0,131 млн.т. (2,3%)- смазочные масла; 55% экспорта.
Самая малая доля - бензин: 0,065 млн.т., 1,15% продажи на внутр. рынке, 42% экспорта.

Кроме того, 2-3% уходило в потери при переработке, примерно столько же - на прочие непроизводительные потери, и сравнимые к-ва в малоценные фракции - мазут, битум.
Вот так обстояли реально дела с нефтедобычей и нефтепереработкой в РИ - на фоне бурно развивающегося остального мира, и в сравнении с ним.

6. За что боролись?
К этому погружению в нефтяные глубины меня подтолкнуло заявление одного из моих давних собеседников в ЖЖ, будто одним из главных стимулов для начала ПМВ было якобы желание немцев завладеть российской нефтью.

При этом почему-то немцы свои главные и лучшие силы всю войну держали на Западе, а в первый удар, согласно плану Шлиффена, вложили почти все доступные на тот момент войска, - и направили его в сторону, строго противоположную России.

К 1916г. (за почти 2 года войны!) у немцев наметилось исчерпание предвоенных запасов жидкого топлива.
Но тут как раз в войну вступила Румыния, - которую немцы разгромили, несмотря на русскую ей помощь, легко и быстро, заодно обеспечив себя достаточным ресурсом нефти до конца войны.

До Баку добраться им было гораздо дальше и сложнее.
Дальше объяснять?
UPD. См.т.ж. https://alan-a-skaz.livejournal.com/225939.html Ах, море, море, или дураки и дороги (3).
и https://alan-a-skaz.livejournal.com/259223.html Откуда что берется?

ликбез, нефть, без-ретуши, история, родинаслонов., ПМВ

Previous post Next post
Up