Выставка "Дягилев. Генеральная репетиция" Октябрь 2022 года. Часть 1-я.

Mar 13, 2024 16:17

Когда я ходила по выставке Рериха в Новой Третьяковке, то постоянно вспоминала выставку, посвященную Дягилеву. И хоть она называлась "Дягилев. Генеральная репетиция", но она была больше посвящена костюмам/эскизам к ним. И больше работами художников. В том числе и Рериха.
Про эту выставку я так и не написала, хоть я ходила в декабре 2022. Ну, и вот почему бы после выставки Рериха, где были представлены и шикарный занавес "Половецких плясок", созданный по эскизам Рериха, программки к Русским сезонам, эскизы костюмов (всё также работы Рериха), не вернуться к Дягилеву?

Рассказ о выставке Рериха вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1664395.html
https://akostra.livejournal.com/1664635.html

"Русские сезоны" 1909 год.



этот костюм из балета "Весна священная" был и на выставке Рериха.



Он же на артистке.
Лидия Соколова. Избранница.
"Весна священная" 1920 г.



Балет "Русские сказки"
Музыка Анатолия Лядова
Оформление Михаила Ларионова (и либретто), Наталии Гончаровой
Хореография Леонида Мясина

Театр Эухении-Виктории, Сан-Себастьян (премьера - 25 авгутса 1916)
Театр Шатле, Париж (премьера - 11 мая 1917)
Колизеум, Лондон (премьера 23 декабря 1918)

Балет представлял собой сюиту хореографических миниатюр "Кикимора", "Баба-Яга" и "Царевна-Лебедь".
Ларионов и Гончарова придумывают фантастические декорации и костюмы, которые повлияли на сочинённую Мясиным хореографию. Костяная нога Бабы-яги, тяжелве накладки на ноги в костюме Лешего, огромная юбка Царевны-Лебеди затрудняли движения, но одновременно рождали особую выразительность танца.
Декорации были насыщены динамическими элементами: приходили в движение кулисы, раскачивались цветы на ветках.
Апогеем этого футуристического балеты была танцующая изба Бабы-яги в исполнении двух артистов.

Михаил Ларионов "Русалка"



Михаил Ларионов "Лес" эскиз декорации к миниатюре "Баба-яга"



Михаил Ларионов "Леший"



Любовь Чернышева - Царевна-Лебедь.1918



И тут она же в той же роли в центре



Бронислава Нижинская - Кикимора.
"Русские сказки" 1917



Наталия Гончарова. "Пейзаж с фантастическими цветами и лещадками" Эскиз декорации для миниатюры "Царевна-Лебедь"



Балет "Полуночное солнце"
Музыка Римского-Корсакова
Оформление и либретто Михаила Ларионова
Хореография Леонида Мясина

Большой театр. Женева (премьера 20 декабря 1915)

Необычное, интриговавшее европейцев название балета, которое придумал Ларионов, скорее всего, было неверно переведено: имелось в виду "полнощное" солнце, то есть не заходящее солнце северных стран.
Тема либретто - языческий праздник проводов Зимы и приветствия Ярилы-солнца, и мотив солнечного ждиска положен в основу оформления спектакля.
Над сценой фриз с вращающимися солнцами, добавлявшие динамику. Насыщенность и варварская яркость костюмов усиливалась включением сверкающих деталей - солярных знаков из фольги, наклеенных поверх изображения.




Леонид Мясин - Солнце, 1917 год.




Михаил Ларионов "Город на берегу моря" эскиз декорации



Балет "Шут" 1915
Музыка Сергея Прокофьева
Хореграфия Михаила Ларионова Тадеуша Славинского

Театр Гэте-Лирик, Париж (премьера 17 мая 1921)

В основу сюжета балета легла русская сказка "Шут, семерых шутов перешутивший". Премьера планировалась в 1916 году, но из-за войны и финансовых проблем её отложили.
НЕсмотря на отсутствие у постановщика профессионального опыта и даже музыкального образования, балет приняли доброжелательно - не в последнюю очередь благодаря эффектному оформлению.
Сложные костюмы с использованием каркасных коснтрукций, составленные из раскрашенных плоскостей, имитировали лубок и народную игрушку. НА глазах у зрителей декорации двигались: выезжала печь, перемещались столы, к которым были привязаны тарелки и гротескно большие столовые приборы.





Лидия Соколова - Шутиха, Тадеуш Славинский - Шут, 1921



Тадеуш Славинский - Шут, Жорж Язвинский - Купец, 1921



Михаил Ларионов "Шут"



Михаил Ларионов "Дочь старого шута"



Балет "Синий бог"
Музыка Рейнальда Ана
Либретто Жана Кокто
Оформление Льва Бакста
Хореография Михаила Фокина

Театр Шатле, Париж (премьера 13 мая 1912)

Тема балета - индийская легенда. Основу хореографии составляли сиамские танцы, которые Фокин увидел в 1900 году, когда в Анкт-Петербурге гастролировала сиамская труппа. Выступления сиамских артистов видел и Бакст. "Фирменная" бакстовская лилово-жёлтая гамма в костюмах служителей храма совпала с тем смыслом, который эти цвета имели в индийской культуре. Лилово-фиолетовый - знак духовности, жёлтый - символизирует знание, учение.
Несмотря на эффектное оформление Бакста и звездный состав (Тамара Красавина и Вацлав Нижинский), балет не стал популярным. Но именно поэтому так хорошо сохранились костюмы.








Прервусь. Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1666806.html

Выставки, Русская живопись, Балет, Танец

Previous post Next post
Up