Да, ходила я ещё 26 ноября 2023 года.
Выставка уже закрылась.
Но я о многом пишу не сразу.
На выставках Рериха была неоднократно, конечно, безмерно люблю его горы.
Но на этой выставке больше даже заинтересовали славянские и прочие мотивы, про старину не восточную, а славянскую
"Идолы" 1901
Интерес Рериха всегда направлен в мир древности - к курганам, погребениям, украшениям, сакральной скульптуре.
"Я в мертвом жизнь искал..." - признавался художник. Останки прошлого и его связь с нстоящим сильно увлекали Рериха. Художник использует свой опыт археолога в создании живописных полотен.
"Зловещие" 1901
В рассказе "На кургане" (1898) Рерих приводит описание города-крепости и всезнающих воронов, внимательно наблюдающих за происходящим вокруг, помнящих клады, пиры и битвы людей.
Иконостас для церкви Казанской иконы Божьей матери, усыпальница Каменских в Успенском монастыре в Перми, 1907 г.
После революции иконостас был передан в Пермскую художественную галерею, а в 1935 году "Архангела Гавриила" передали в Екатеринбургский музей.
Панно, исполненное для столовой дома Баженова, Санкт-Петербург, 1910 год
Вот так это выглядело в интерьерах
В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года.
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/raznoe/rerih/rerih._bogatirskiy_friz_rus./index.php
"Волки" 1900
Когда в селах пустеет,
Смолкнут песни селян
И седой забелеет
Над болотом туман,
Из лесов тихомолком
По полям волк за волком
Отправляются все на добычу.
Семь волков идут смело.
Впереди их идёт
Волк осьмой, шерсти белой...
А.К.Толстой. Волки.
"На чужом берегу" 1897
"Сокровище Ангелов" 1905
Картина экпонировалась на вставках в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё.. С 1929 по 1935 гг. находилось в музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал "краеугольный камень", памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возниконовения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христинатсву.
Он установлен королем Харальдом I Синезубым не ранее 965 года с надписью, гласящей о крщении датчан. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.
Странно, в подписи к картине не сфотографирвала, где картина сейчас. Нашла в интернете:
Константиновский дворец (Гос. комплекс "Дворец конгрессов" в Стрельне). Россия. Санкт-Петербург
Трон Невидимого Бога 1909 г.
Эскиз алтарной росписи храма Святого Духа в Ташкенте.
Смоленский государственный сузей-заповедник.
Святые жены. Серафимы 1909-1910 гг.
Земля Славянская 1943г.
Авторское повторение одноименной картины (1931 г, Национальный музей в Белграде).
Нередко Рерих писал повторение своих картин. Картина "Земля Славянская" впервые создана в 1931 году, после разрушения храма Христа Спасителя в Москве.
"Моисей-Водитель", 1925
На вершине горы Синей на коленях стоит Моисей, окруженный фосфорицирующим сиянием, протянув руки к небесам с молитвой к Всевышенему.
"Прокопий праведный за неведомых плавающих молится" 1914
...Прокопий Праведный в самоотверженности отвел каменную тучу от родного города и всегда на высоком берегу Двины молился именно за неведомых плавающих. Было указано, что и на Западе многие подвижники променяли, подобно Прокопию, своё высокое положение на пользу мира. В этом имеется тот великий принцип анонимности, познания переходящих замных воплощений, который так притягателен и на Востоке.
Н.К.Рерих "Великая Матерь"
"Веления неба" 1915
Русский музей
Очень инетерсно поизучать эскизы и к состоявшимся, и к не состоявшимся театральным постановкам.
"Сеча при Керженце" 1911
Эскиз занавеса на тему оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии"
Русский музей
"Армагеддон" 1936
Рерих развивает пророческую линию в ряде полотен, начиная с картин времени Первой мировой войны. В 1936 году, нахлдясь в Азии и предчувствуя приближение Второй мировой войны, мастер пишет картину "Армагеддон" (второй вариант - 1940, галерея "Шри Читралацям", Тируванантапурам, штат Керала, Индия).
замысел Армагеддона возникает в период нарастающей японской агрессии в мАньчжурии и на фоне приближающейся Японо-китайской войны (1937-1945).
"Звездные руны" 1912
"Заморские гости" 1901
Гонец. "Воста род на род" 1897
"Сходятся старцы" 1898
Эскиз картины (1898 год, местонахождение неизвестно)
Ну, и мои любимые горы.
Королевский монастырь. Тибет 1932
Лахул. Гималаи, 1932
Возможно, прошла бы мимо этой картины, если бы не информация...
"Тень Учителя. Тибет" 1932
В 1920-е годы художник заинтересовался книгой Нотовича "Неизвестная жизнь иисуса Христа" ("Тибетское Евангелие"), в которой даны свидетельства о путешествии Иссы (Иисуса) по Индии, что подтолкнуло Рериха к поискам таинственных "манускриптов об Иисусе" во время пребывания экспедиции в Хеми (1925) . В одном из писем В.Ф.Булгакову Рерих сообщил: "Тень Учителя относится к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении Его следы тени Его не исчезали, а запечатлевались".
Меч Гэссер-хана, начало 1930-х.
"Канченджунга" 1936
Гималаи, 1943 г.
Гуга Чохан 1931
Ченрази, 1931 г.
Это тибетское имя Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания. НА картине запечатлены ламы в момент молитвенного сосредоточения перед высеченным в скале изображением Ченрази.
Кришна. 1946
Отшельник 1941
Вариант картины "У Дивьего Камня неведомый старик поселился" 1910, метонахождение неизвестно)
Ступа. Ладак, 1937
Заклятие земное, 1907
Прервусь. Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1664635.html