Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Окончание

Mar 12, 2024 13:55

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1664395.html

Повторюсь на выставке в Третьяковке я была 26 ноября 2023 года.

Небольшое отступление:
Нашла, как я была на выставке в 2016 году
https://akostra.livejournal.com/1175721.html

В 2015 году Музей Востока
https://akostra.livejournal.com/967202.html

Ну, и возвращаюсь в год 2023.

Чем была ещё интересна выставка - много информации об эскизах костюмов и декораций к театральным постановкам.

Вот к балету Стравинского "Весна священная"

Театр Елисейских полей Париж, 1913 год. Антреприза Сергея Дягилева. Либретто Николая Рериха. Хореография Нижинского.



"Поцелуй земли" Эскиз-декорация к 1-му действию.



"Великая жертва" . Эскиз декорации ко 2-й картине



Женский костюм к тому же балету




Экиз женского костюма "Щеголиха"



А это огромный занавес-задник к постановке "Половецких плясок". Из шести сохранившихся дкораций  "Русских сезонов" Сергея Дягилева эта самая большая.

Этот занавес-задник создан в 1909 году для постановки "Половецких плясок" на сцене театра Шатле. Формат и разщмеры полотна объясняются тем, что Рерих решил использовать имевшуюся в Шатле сценическую конструкцию для так называемой панорамной декорации, что позволило разместить занавес-задник по дуге, помогло создать иллюзию движущейся декорации и так поразившей зрителей эффект единения танцовщиков с живописью.

Даже самые осторожные подсчты позволяют установить, что декорация использовалась не менее 2000 раз. Среди всех дягилеских спектаклей "Половецкие пляски" - рекордсмен по числу постановок.

Декорация к балету "Половецкие пляски" 1909 г.
Декорация выполнена по эскизу Рериха художником Анисфельдом, который изменил при переносе на большой холст цветовое решение эскиза, введя в него зелёные тона.

После смерти Дягилева декорация использовалась "Русским балетом колонеля де Базиля", затем хранилась в депозитарии в предместье ПАрижа и в качестве благодарности за помощб в подготовке акционов Sotheby's 1968 т 1969 годов была подарена английскому дизайнеру Филипу Дайеру, от наследников котоого попала кв коллекцию Ольги и Айвора Мазур. А потом приобретено у них Третьяковской галереей.



А вот полный вид на занавес (фото из инета). Сфотографировать его на выставке очень сложно - он реально огромный


Тут же расказ и фотографии о реставрации экспоната.



"Половецкий стан" Эскиз-вариант декорации 2-го действия.



"Путивль" Эскиз-вариант декорации пролога.



Эскиз костюма Овлура, 1909 год



Эскиз костюмов Снегурочки и царя Берендея к опере "Снегурочка" Римского-Корсакова, 1921 г.
Для постановки Опера Компани в Чикаго.



Песнь Леля, 1919

В 1919-1921 годах ерих исполнил несколько вариантов эскизов оформления оперы Римского-Корсакова "Снегурочка". Возможно, данный эскиз исполнен для несостоявшейся постановки в театр Ковент-Гарден в Лондоне, куда в 1919-м для оформления новой версии "Князя Игоря" Дягилев просил приехать Рериха. В то же время Томас Бичем, финансировавший "Русские сезоны" Дягилева, предлагает Рериху оформить ещё ряд опер Римского-Корсакова. И хотя все созданное тогда художником не было реализовано, многие театральные эскизы были показаны в 1920 году на его персональной выставке "Очарование России" в галерее Гупиля.



"Снегурочка" Эскиз костюма к постановке пьесы Островского "Снегурочка" 1912 год. Русский драматический театр Рейнеке, Санкт-Петербург.



"Лес в снегу" 1908

Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова "Снегурочка" Театр "Опера-комик", Париж.



"Великая стена" 1935



Юэн-Канг, 1937

Гроты Юньган - комплекс из 252 рукотворных пещер и ниш с гигантскими статуями Будды, вырезанными в толще песчаника. Провинция Шаньси (КНР).



"Ашрам", 1931

В индийской культуре ашрамом называют общину духовно развитых людей, живущих вдали от города, в лесу или в горах.



"Сюита Майтрейя" 1925



"Твердыни стен",



"Знамя грядущего"



Мощь пещер



Шепот пустыни
1008


Монтрейя победитель



Святая покровительница. Местонахождение неизвестно.
Знак Рериха "Знамя мира". Одно из самых шикарных его "изобретений".

Знамя Мира - символ Пакта Рериха, международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников. В какой-то степени наследником этого пакта является ЮНЕСКО. Тот же принцип - защита культурных ценностей.



Святослав РЕрих "Портрет отца", то бишь Николая Рериха. 1938



Борис Григорьев "Портрет РЕриха", 1917 г.



Ярославль. Церковь Николы Мокрого XVII века, 1903 год.



Нашла информацию об этом храме сейчас. Он пострадал от артиллерийского обстрела большевиков, потом использовался как склад.

Церковь Николая Чудотворца Мокринская (Николо-Мокринская церковь, храм Николы Мокрого) - приходской православный храм в центральной части Ярославля, типичный ярославский посадский храм XVII века.


Программка выступлений "Русских балетов Сергея Дягилева" Театр Гранд-опера, 1914



Знамя мира




"Меч мира", 1933



рЕрих у скульптуры Гуга Чохана в Наггаре, 1932-1934



Враг рода человеческого, 1915



Эскиз храма святтеля Алексия, митрополита МОсковского в городе Скерневице, 1909



Храм во имя Св. преподобного Сергия в Америке, 1931

Произведение связано с замыслом постройки в 1930 году часовни СВятого Сергея в русской деревне Чураевка в США. И хотя в основе окончательного архитектурного ешения часовни лежал другой эскиз мастера, в образе одноглавой белокаменной церкви, восходящей к новгородским и пскоским храмам домонгольского периода и проектам Щусева, воплотился рериховский идеал русского зодчества, который воспроизведен во многих работах художника.



Вот сейчас как выглядит та часовня
(фото из инета)


Завершаю рассказ о выставке.

Но упоминания о Дягилеве сподвигло меня таки написать о выставке, посвященной Дягилеву в 2022-2023 годах.
Первая часть рассказа вот тут: https://akostra.livejournal.com/1664923.html

Выставки, Русская живопись, Театр, Горы

Previous post Next post
Up