Выставка "Гений в юбке и ее эпоха" Модельер Надежда Ламанова. 1-я часть

Mar 15, 2024 12:43

О выставке писала давно, вот тут посты, но фотографии сгорели.
Меня попросили фотографии вставить, ну, а я решила перепостить (это и технически удобнее сделать, чем ковыряться вставлять в сдохший пост)
Тем более что я реально была в полнейшем восторге от выставки.
Вот старые посты:
https://akostra.livejournal.com/1560636.html
https://akostra.livejournal.com/1561545.html

На выставке я была 24 октября 2021.

Самое удивительное, выставка бесплатная! Вот совсем! Проходит в павильоне "Рабочий и колхозница" на ВДНХ. На выставку и после работы можно успеть - до 21:00.
Мне ужасно понравилась! Хотелось бы книгу купить о ней - продается на выставке - но всё же жаба душит. Хотя.. Может, даже ещё раз схожу, а тогда и созрею на покупку книги.

Текст, предваряющий выставку.

Надежда Петровна Ламанова - гений русской моды XX века

Не потому. что в 1904 году она получила высшее звание "Поставщица Двора Ея императорского Величества". Не потому, что вдохновляла своего друга - французского кутюрье Поля Пуаре. И даже не потому, что провела рядом со Станиславским несколько десятилетий, и он называл её "нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своём деле".

Сонм русских княжон, великих актрис, меценатов, писателей, художников, писателей окружал её. Вот имена лишь некоторых из них: Императрица Александра Фёдоровна Романова и её сестра - Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, красавица Княгиня Зинаида Юсупова, меценаты Евфимия Носова (ур. Рябушинская) и Мария Тенишева. Гордились, что они клиентки великой "портнихи", дива немого кино Вера Холодная, великие театральные актрисы Мария Ермолова, Алиса Коонен, Ольга Книппер-Чехова, Мария Андреева, Любовь Орлова. Ближайшими подругами были скульптор Вера Мухина и живописец Александра Экстер. Друзьями - великий художник Валентин Серов, писатель Максим Горький, поэт Владимир Маяковский и его муза Лиля Брик. Первый Нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский и его жена Наталья Розенель. В кино с ней работали Яков Протазанов и Сергей Эйзенштейн.

Великая, избалованная славой и клиентами, барыня не покинула Россию после Октябрьской революции. В 56 лет, лишённая возведённого с таким трудом Дома и дела всей своей жизни, осталась в разрушенной стране.

Надежда Ламанова чувствовала, что молодой стране будут нужны её знания, опыт и редкий талант мастера костюма. Она первой придумала слово "модельер".

1925 год стал триумфальным для первого советского модельера и её подруг: Веры Мухиной, Евгении Прибыльской, Надежды Макаровой. Под маркой "Москуст" они получили в Париже на Всемирной выставке Art Deco grand Prix с формулировкой "За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением". В том же году появился альбом "Искусство в быту". Ламанова и Мухина вместе с художникам разных направлений искусства создали на принципах конструктивизма простой, рациональный быт народа.

Однако это была всего лишь прелюдия к её "гениальности". В 67 лет, в 1928 году, Надежда Ламанова создала неординарную для того времени  теорию промышленного моделирования. Краткие тезисы были подлинным переворотом в искусстве костюма. В них она представила программу громадной отрасли прикладного искусства, слитого с промышленностью. Теория Н.П.Ламановой гениальна потому, что актуальна и сегодня, не только в моделировании костюма, но и в любом виде дизайна.

Наталия Козлова,
куратор выставок "Гений в юбке" 2016
"Гений в юбке и её эпоха" 2021

Вот тут большой пост на сайте, посвященной Ламановой, об этой выставке:
https://mail.lamanova.com/17_genius-in-skirt.html

О.Куницына
Реконструкция платья, созданного Н.Ламановой в 1910-е. Выполнено по фотографии из каталога Государственного Эрмитажа, "Русский модельер Надежда Ламанова. 1861-1941". 2002
Платье вечернее из легкого вечернего чёрного крепа и атласа. Спереди декорировано кистями из ляссе. 2021



Г.Райхман, И.Цвийович
Реконструкция платья, созданного Н.Ламановой в 1900-е. Выполнено по фотографии из каталога Государственного Эрмитажа, "Русский модельер Надежда Ламанова. 1861-1941". 2002
Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона. Отделано вышивкой белым шёлком и серебряной нитью растительного орнамента в стиле модерн. 2021





Великая княгиня Ксения Александровна
в костюме боярыни времён Алексея Михайловича на костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце



А мне вспоминаются старые игральные карты. Вот у меня чёткое ощущение, что тут просто срисовали


Её Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова,
супруга Великого князя Сергея Александровича (пятого сына императора Александра II, генерал-губернатора Москвы).
Конец XIX века.



Продолжаем искать отличия :-))))


В 1911 году, к 300-летию дома Романовых, на немецкой карточной фабрике выпустили серию игральных карт «Русский стиль», за основу эскиза которых были взяты костюмы участников бала.
https://therussiantimes.com/narody-mira/407146.html

Ну, видимо, в СССР уже копию с них делали

Вот тут большой пост на эту тему
https://j-e-n-z-a.livejournal.com/1613805.html

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
в костюме боярыни XVII века на костюмированном балу 1903 года в Зимнев дворце, исполненном Н.П. Ламановой.



Графиня Софья Александровна Ферзен (ур. Долгорукая)
в костюме боярыни XVII века на костюмированном балу 1903 года в Зимнев дворце, исполненном Н.П. Ламановой.



Какое же изящество отделки!





Сёстры: Императрица Александра Фёдоровна и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна



Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.
Начало XX века



Театральная карьера Н.П.Ламановой 1901-1941 гг:

1901 г. По рекомендации Саввы Морозова. друга семьи Каюровых-Ламановых, К.С.Станиславский пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям "В мечтах" и "Вишнёвый сад" (1904 г.). С тех пор, на протяжении четырёх десятилетий, она была самым востребованным художником по сценическому костюму. Служение Мельпомене полилось 40 лет!

1922 г. 3-я студия МХТ (студия Евг. Вахтангова). Вместе с И.Нивинским созданы костюмы к легендарному спектаклю "Турандот"

1920-1930 гг. Костюмы в постановках "Борис Годунов", "Золотой петушок", "Севильский цирюльник", "Кармен" для Музыкальной студии МХТ под руководством В. Немировича-Данченко

1927 г. "Безумный день или женитьба Фигаро". Костюмы созданы вместе с худоником А.Головиным. "Нашей драгоценной, незаменимой, гениальной Надежде Петровне Ламановой ору во всё горло: "Браво! Бис!" К.С.Станиславский.

1930-е. МХАТ, автор костюмов к спектаклям: "Дядюшкин сон", "Реклама", "Отелло", "Хозяйка гостиницы", "Таланты и поклонники", "Егор Булычов и другие", "Пиквикский клуб", "Гроза", "Мольер".

1937 г. 80 костюмов для спектакля "Анна Каренина"

Надежда Петровна Ламанова была нарасхват и в других театрах!

Она принимала участие в 50 постановках ведущих московских театров, как консультант или как художник-костюмер. Послужной список огромен: Театр имени Станиславского, Театр Сатиры, Еврейский театр, Театр имени Завадского,Театр Красной Армии.

Вот тут страница о постановке "Терандот"
http://www.nlamanova.ru/index.php/lamanova-vakhtangov-turandot

Особенно трогательно в конце обращение к Ламановой артисток, принимавших участие в этом спектакле. Одна фраза оттуда: "Она научила нас ощущать костюм как элемент сценического воплощения образа"

Но вернёмся к выставке.

"В мечтах". Постановка 1901г.
Фотография О.Л.Книппер в роли Широковой



"Враги"
Полина - О.Л.Книппер. Постановка 1935 г.



"Анна Каренина"
Дама (сцена у Бэтси) - Е.Цыганова. 1937 г.



"В мечтах". Постановка 1901г.
М.Ф.Андреева в роли Веры Кирилловны.



"У жизни в лапах"
Фру Гиле - О.Л.Книппер. Постановка 1911 г.



"Анна Каренина"
Подруга Анны - Н.Михаловская. 1937 г.



"Анна Каренина", 1937
Платье Бетси Тверской, черное бархатное со шлейфом. Воротник-стойка.
Перед платья украшен репсовыми светло-серыми и тёмно-серыми лентами, пришитыми под углом.





Тут платье, что было на фотографиях выше - вдали по центру.

Платье слева:
"Анна Каренина" 1937г.
Платье Дамы (Л.Жуковской) из чёрного газа на чехле с нитью люрекс, приталенное, гна косточках, с глубоким декольте.
Верхняя часть отделана черными и розовыми рюшами, с горизонтальной строчкой. Подол фигурный, отделан рядами чёрных и бежевых рюшей. Со шлейфом.

Платье справа:
"Анна Каренина" 1937 г.
Платье дамы горчичного цвета на бретелях с глубоким декольте, отделанным кружевом в виде пелерины. Юбка с оборками горчичного и золотого цветов. Внизу плиссированная оборка. По подолу два ряда кружев. Сзади небольшой шлейф и бархатный коричневый бант.



Черное и горчичное платье - виды сзади
 





К платью слева с фотографии ниже:
"Анна Каренина", 1937 г.
Платье из светлого крепдешина, отрезное по линии талии. Полочки, спинка и рукава отделаны кружевом. На юбке две вертикальные ленты с бантами. Впереди на юбке фигурный вырез, сзади драпировка и бант, отделанный кружевом. Небольшой шлейф.

К платью справа с фотографии выше. Фото его же ниже:
"Анна Каренина", 1937
Платье фрейлины (В.Поповой), бархатное, кирпичного цвета, декорировано вышивкой жёлтым галуном, с длинным шлейфом.
Лиф отрезной с овальным декольте. Спереди вставка из белой саржи с шитьём жёлтым шнуром в виде стебля с удлинёнными листьями и цветами. Вставка с бархатной планкой-застёжкой, поверх нашит ряд белых бусин. Рукав длинный с разрезом, по окату собран.




"Анна Каренина", 1937 г.
Платье Дамы (Л. Кошуковой) кружевное, на репсовом бежевом чехле, цельнокроеное. Декольте отделано белым кружевом и букетом цветов. Впереди вставки из бежевого и чёрного кружева, драпировка из бежевого газа, закреплённая с двух сторон искусственными розами. Низ платья отделан широкой оборкой из бежевого газа. Сзади драпировки и чёрный бархатный бант, чёрная бархатная лента и бант на шлейфе.



Но ведь это то же платье?...

"Анна Каренина"
А.О.Степанова в роли Бэтси.







Поняла, почему Кошуковой. Ей, навреное, оно принадлежало. Луиза Анатольевна родилась в 1925 году. На момент постановки ей было 12 лет.

И эта блуза из "Анны Карениной"



Повторяю фотографию. Вооон то платье вдали серовато-сереневое на подиуме слева самое дальнее.
Спереди не очень эффектное, но..



Сзади какая отделка!!
Жалко, не сфотографировала подпись...



Прервусь. Продолжение вот тут:.
https://akostra.livejournal.com/1665509.html

Кстати, в 2015 году была на выставке театрального костюма. Там современные наряды, но тоже очень интересно было:
https://akostra.livejournal.com/990186.html

Выставки, Театр, История, Костюмы

Previous post Next post
Up