Выставка "Гений в юбке и ее эпоха" Модельер Надежда Ламанова. 2-я часть

Mar 18, 2024 15:57

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1665104.html

Повторюсь, выставка 2021 года. Просто сгорели фотографии, поэтому я заново пощу отчет, копируя текст из старого поста.

"Она, конечно, не н шила сама - для этого у неё был специальный штата портних, - она "накалывала". И однажды я видел это сам. Она набрасывала ткань на стоящую перед ней заказчицу, и, подумав одно лишь короткое мгновение, располосывала эту чудесную дорогую ткань большими, очень острыми ножницами... Затем выхватывала изо рта, полного булавок, несколько штук, прикалывала где-то что-то, окончательно отрезала теми же ножницами какие-то излишки и говорила: "Вот, пожалуй и всё, милочка, идите". И перед вами появлялись очертания чего-то нового, изящного и совершенного".
В.Матов "И возвращается ветер на круги своя: документальное повествование".

Сомов "Портрет Ефимии Носовой" 1911

Ефимия Носова по мужу, а в девичестве Рябушинская.
Вот особняк Рябушинского (правда, не уверена, что она сама тут жила, но бывала - однозначно)
https://akostra.livejournal.com/1607433.html
https://akostra.livejournal.com/1607880.html

А потом она вышла замуж за некоего Носова, там всё ок - любовь и всё прочее, а вот батенька жениха, он же свёкр Ефимии - не захотел с ней жить под одной крышей. Оставил родовое гнездо молодожёнам, а себе построил маленький рядом. И это просто сказочный домик! Деревянный модерн!
Вот благодаря Ефимии :-)))
Вот тут о нём рассказ.
https://akostra.livejournal.com/1579468.html

«Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма», - вспоминал её племянник Ю. А. Бахрушин, - «Окружённая поэтами-символистами и художниками-„мирискуссниками“, она „рассудку вопреки, наперекор стихиям“ превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи».




Макет визитного платья Александры Фёдоровны.



Накидка дамская
Начало XX века.
Торговый дом Изеславской. Сукно, бархат, шёлк. узор просечной, ручная вышивка, машинная вышивка, индивидуальный пошив.

Не очень поняла, это тоже Ламановой?



Тоже не уверена в авторстве Ламановой
Платье дамское
Российская империя. Начало XX века.
Кружевное полотно, саржа, вышивка по тюлю.



Платье из шёлка, вышитое бисером и пайетками
1900-1910-е. По легенде семьи плтье было создано для жены директора крупного текстильного производства




Описание платья слева:
Чёрное платье со шлейфом, расшитое бисером, стеклярусом со вставкой из игольчатого кружева по передней части горловины. Leo Kelm Berlin W. Конец XIX века.



Не ко всему сфотографировала подписи





Платье из тюля, расшитое пайетками и бисером с вставкой и манжетами из кружева шантийи. Создано в мастерских Ламановой (?)






Ещё фото с костюмированного бала 1903 года



А между этажами выставки Ламановой выставка юных модельеров


Мне этот "Иван-царевич" понравился!
Лиса с колобком на майке! "Летучий корабль" подвеской!
А леденец "петушок"?!!



К сожалению, подпись к этому костюму не сфотографировала

Для платья справа:
Г.Райхман, Е.Мыльцева
Реконструкция (2017 г.) костюма из шёлка. Лиф с баской притален, Юбка-цветок на кринолине. Эскиз Веры Мухиной. 1923



А это не рисунок!!!



В историю советского дизайна вошёл альбом 1925 года "Искусство в быту"

Надежда Ламанова и Вера Мухина приняли в составлении уникального фолианта. 10 страниц из 36 были посвящены бытовому костюму с выкройками от школьной формы до пальто.
Альбом стал ценнейшим пособием для дизайнеров всех стран. Простые конструкции мебели, костюмов, детских игрушек, дома-читальни, трибуны, театральных декораций могли быть собраны из деталей по принципу "детского конструктора"
Этот гениальный метод работы стал базой в построении современного дизайна.

"Надежда Петровна была светлый человек, а их так немного. Меня всегда поражала её огромная выдержка, неисчерпаемое свежее творчество в 80 лет, то, что она, потеряв всё своё состояние с революцией, приняла её, сохранила светлое отношение к людям".
Вера Мухина

Платье-реконструкция одной из моделей из того альбома


Вспомнились платья по "мотивам" Мондриана (и они будут гораздо позже)





Е.Шипилова, С.Гнатуш
Реконструкция платья Ламановой из льна, созданное для подруги Веры Мухиной. Машинная вышивка.


Сделать конфетку из того, что есть. Военное сукно.







Ар деко. Париж. 1925
Молодую страну Светов пригласили на Парижскую выставку. Правительство СССР решило показать творческие достижения.
1925 год стал триумфом для многих художников СССР: "Как ни поздно - позже всех других стран! - была приглашена Советская Россия к участию на Парижской выставке, как ни скромны были материальные средства, которые Советское Государство смогло уделить на это заграничное выступление, как ни трудны были для нашей художественной промышленности предыдущие годы, полные всевозможных лишений, - тем не менее отдел наш на Парижской выставке знаменует собой несомненную победу СССР", - так писал Я. Тугендхольд, зав. худ. отделом журнала "Красная Нива".

"Учебно-производственная мастерская современного костюма" под руководством Ламановой была тоже приглашена от Академии художественных наук, секции "Москуст". Необычная коллекция в русском стиле резко отличалась самобытностью от европейского образа моды того времени, отражающей вкусы буржуазии 1920-х годов. Это были платья "птичьего" силуэта - узкие, удлинённых пропорций, с неровным зубчатым подолом, сшитые из дорогих тканей.

И всё же, несмотря на такую конкуренцию самобытная коллекция Ламановой и её соратниц: Веры Мухиной, Евгении Прибыльской, Надежды Макаровой - смогла покорить Париж. 1925 год стал для них триумфальным. На Всемирной выставке их наградили самым почётным призом - Grand Prix с формулировкой "За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением"

С.Подбиралова
Реконструкция распашного по бокам платья из льна с контрастными инкрустированными продольными полосами. Внутри туника и юбка







Г.Райхман
Реконструкция (2016г) ансамбля Н.Ламановой для выставки Ар Деко - 1925 в Париже: платье с паневой, жакет с геометрическим орнаментом из тесьмы на полочках.


Фото Лили Брик и её сестра.



И реконструкция этих платьев.





Фотография нарядного платья Н.П.Ламановой из тонкого льна с отделкой по подолу тонким кружевом.
Пояс и шляпка отделаны плетёной суровой бечёвкой.


И реконструкция





А платье справа, похоже тоже было на фото выше



Прервусь.
Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1666287.html

Выставки, Костюмы, Конструктивизм

Previous post Next post
Up