До совсем недавнего времени одна из категорий акафистов в нашей базе была чрезвычайно немногочисленной. До учёта последних поступлений было выявлено
всего пять гимнов с рефреном кондаков, отличным от «Аллилуиа»:
○
акафист Воскресению Христову, составленный Патриархом Сергием (Страгородским), - рефреном всех строф, включая кондаки, служит тропарь праздника Пасхи;
○
акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных, Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей, составленный священномучеником Серафимом, епископом Дмитровским - рефреном кондаков служит аккламация «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»;
○
акафист Вознесшемуся от земли на небо Христу Богу, составленый архиепископом Никоном (Петиным), - рефреном кондаков служит припев библейской песни «Яко прославися!»
○
акафист в честь иконы Пресвятыя Богородицы «Стой за Христа до мученического креста» - рефреном кондаков служит полная аккламация «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже»;
○
акафист Архангелу Михаилу, грозному воеводе, Архистратигу небесных сил чинов безплотных, составленный Михаилом и Еленой Хардиковыми, - рефреном кондаков служит полная аккламация (причём в старообрядной форме) «Аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже!».
Однако последние поступления из румынского блога «Acoperământul Maicii Domnului» более чем втрое увеличили численность гимнов в этой категории: так или иначе под определение «рефрен кондаков гимна отличен от “Аллилуиа”» подпадают 13 новых акафистов. В одном из них (акафисте Божией Матери о защите дома) рефрен в кондаках вообще отсутствует. В другом (благодарственном акафисте святому Иоанну Русскому) - рефрен кондаков подобен рефрену икосов, причём они все не содержат классического «Радуйся» (Bucură-te). В одном из Господских акафистов (Господу нашему Иисусу Христу и Его Святому Кресту) рефрены и кондаков, и икосов цикличны: у них есть общий зачин, после которого следует изменяемая часть, в каждой строфе своя собственная (о подобных рефренах в нашем сообществе ранее шла речь
здесь). Однако гораздо более частыми были ситуации, когда в кондаках и икосах были разные рефрены без какой-либо чёткой закономерности распределения. Очевидно, что ещё один параметр внешней формы акафиста, ранее почитавшийся неизменным (и крайне немногочисленные исключения только, как говорится, «подтверждали правило»), в новонаписанных гимнах постепенно также становится вариативным.