предыдущий пост В прошлом, 2021 году, конечно же, состоялись традиционные и весенняя, и осенняя поездка на Лужскую возвышенность, но обе они прошли мимо "вершины" и ее жемчужины - озера Псковянского, начала исторической реки Псковы. Весной поехали севернее,
посмотреть слуды на реке Плюссе, о осенью так и вообще, как вскрытие показало,
Алексей руку сломал, и так и ехал потом 60 км по грунтам до станции Струги-Красные. Так что в этот раз решили не мудрить и проехать большей частью по знакомым местам, занимаясь "стиранием белых пятен".
Они кое-где оказались и правда - совсем-совсем белыми. В общем, первую главу так и назовем:
Русский Велотуризм, Бессмысленный и Беспощадный
Ну, разумеется, такого вот крутого экстрима поначалу никто и не ожидал. Хотя и сам старт тоже как-то с самого начала не задался. С утра 29 апреля вообще шел, конечно, мелкий снег, но это - мелочь. А вот встречный ветер на первом участке гдовского шоссе был какой-то совсем не детский, при максимальном усилии на педалях скорость не превышала 11 км в час. В таком режиме ехать до Середки - часа четыре, да только кто же такой режим выдержит четыре часа??? Правда, через 12 километров прямое как стрела шоссе несколько модифицировалось - после места с характерным названием "кривая верста" дорога начинает петлять, и хоть общее направление встречного ветра и сохраняется, но он начинает периодически меняться с крутого левого бейдевинда на крутой правый бейдевинд (моряки поймут...), что вносит некоторое разнообразие и не дает скучать. Так что через четыре часа, то есть около трех дня, и правда - прибыли в Середку...
Ну там разные бытовые хлопоты, закупка продуктов и напитков в "Пятерочке", потом поворот с шоссе в лес (ветра там нет...), дегустация приобретенного (на местном кладбище) и связанное с этим повышение настроения - все пошло, можно сказать, что и хорошо. От Середки до базы на озере Глубоком, где ночевали тыщу раз, километров около 30, разными дорогами. Поначалу - неоконченным шоссе Середка Новоселье, где несколько напрягли сугробы на обочинах. Но мы их тогда не восприняли всерьез.
Байкало-Амурская Магистраль
Километров через 20 с "неоконченного" шоссе надо сворачивать направо, на восток, на сеть лесовозных дорог, которую все почему-то называют БАМ. Все знают, что такое настоящий БАМ? Обычно там ехать не слишком комфортно из-за затяжного подъема и сочетания перепадов высот с вязким песком, но - как правило, проходимо. А тут оказалось, что таяние снега еще тоже "неокончено", и покрытие совсем вязкое - совсем не едет велосипед!
Хорошо хоть дорога наизусть знакома! Ну часам к восьми доковыляли до Глубокого, поставили палатку, еще раз проговорили планы - дойти до истока Псковы и встретиться на южном берегу озера Псковянского с двумя краеведами, один из которых - знаменитый Алексей Ефимов, автор и главный редактор региональной энциклопедии Стругокрасненского района. Они обещали, что покажут нам особо заповедные места, ну а мы им - покажем свои тайные тропы. Созвонились (а на озере Глубоком есть связь!), договорились и после роскошного ужина легли спать.
Снега и Переправы
Утром встали, запихали в палатку все лишнее и отправились на велосипедах в деревню Княжицы, откуда и намеревались начать экспедицию. А ведь Алексей предлагал - оставим велосипеды, всего-то пять километров идти!
Но возвращаться было поздно, тем более что после выхода из леса дорога оказалась оттаявшей, и где-то около девяти утра мы оставили велосипеды возле последнего дома по улице Счастливой в Княжицах и пошли вперед, на встречу приключениям! Поначалу, правда, путь навстречу приключениям больше напоминал прогулку по парку, но это все иллюзия, кто читал мои рассказы о тех местах - поймет.
Километра через четыре - первый брод, через Селкинскую речку возле ее впадения в Пскову. Там и весной и осенью все заболочено, метров, сотню метров надо идти по колени в воде, и главное - не провалиться в "фарватер" Селкинской речки, там весьма глубоко, а фарватер этот и не виден совсем - везде вода. Раньше его надо было с акробатическими трюками переходить по жердочке между двумя ивами, а еще раньше, с не менее акробатическими трюками - по бобровой плотине, которой давно уже нет.
Но тут оказалось, что наведена вполне вменяемая переправа для квадроцикла. А упомянутая жердочка - чуть левее центра, между двумя ивами. Кто тут попер на квадре???
Мы выпилили каждый себе по длинной жерди из местного лесоматериала и я пошел первым. Проходимо, только бревно в воду погружается под ногами, а так - вполне себе переправа! Заодно Алексей промерил глубину.
За переправой через Селкинскую речку дорога оказалась расчищенной неизвестными квадроциклистами, и мы чуть не бегом побежали вперед, к броду через Пскову. Представляя себе здешний гидрологический режим, я смело мог предположить, что глубина там примерно такая же, как и в Селкинской речке, то есть где-то Алексею по горло, мне по грудь - терпимо!
Но тут неожиданно пропала колея. То есть, по логике, она вроде как должна идти куда-то вперед, но там как-то совсем уж никак...
На "новой" карте Генштаба, которая у меня в "Гармине", эта дорога была не указана, только на "старой", которая в телефоне, а телефон у меня работает совсем уж сам по себе, потому пришлось напрячь память и вспоминать, где же тут брод. Оказалось, что мы на нем стоим, только на противоположной стороне девственный лес. А может,и не тут брод - да какая разница! Главное - поперек реки лежала упавшая вековая ель, и какой-то добрый человек срубил с нее все торчащие вверх ветки. Жаль фотка совсем не получилась - какой-то блик все испортил.
Памятуя, что у меня все-таки при себе ценные навигационные приборы, без которых мы рискуем отсюда не выбраться, я отправил вперед Алексея.
Еловый ствол оказался довольно гнилой и скользкий, и прогибался, уходя под воду, но благодаря ветвям не крутился под ногами, так что актуальная преграда была весьма успешно преодолена. Дальше - дебри. И где же там "урочище Виск"?
Но довольно быстро мы на него вышли. Вот тут стоял хутор Петера Виска.
Историческое Наследие
А вот - довольно внушительная, метра два в высоту и метров полтораста в длину дамба, перекрывавшая сток из озера Псковянского. Если честно - чудо инженерной мысли, построить водохранилище на болотной реке, слегка подкорректировав рельеф местности!
По дамбе идет слегка заросшая тропа на север. Раньше по ней шла дорога в деревню Высоково.
Вот тут, очевидно, находился сливной шлюз. Его периодически законопачивают бобры, но жители Княжиц постоянно ломают их постройку, так как если вода озере поднимется на полтора-два метра, то вся местность станет абсолютно непроходимой. Они и и сейчас-то непроходима...
Этот вот разрушенный шлюз и есть - исток реки Псковы! А вокруг - озеро Псковянское, или Псколяны, как называют его местные жители.
Разумеется, нашли и мы и место, где стояла мельница, чуть в стороне от плотины (вероятно, к ней вел отдельный канал), и туда вел вполне вменяемый фрагмент дороги.
От земляного сооружения, похожего на фундамент мельницы, до противоположного берега шла бобровая плотина, по которой я изначально, планируя маршрут, предполагал переправляться через Пскову. Даже и не знаю, получилось бы или нет?
Теперь надо было поторапливаться вдоль южного берега озера к урочищу Тугазине, еще одному бывшему эстонскому хутору, где у нас была запланирована встреча с Алексеем и Сергеем. Но сначала надо было как-то выбраться обратно в лес и попытаться найти дорогу, что оказалось нереально.
Глобальное Похолодание
Дорога отсутствует, и вообще там какой-то ледниковый период.
А они говорили, что глобальное потепление!
Часам к 12 мы выбрались наконец на Тугазине, откуда имелась дорога, не обозначенная на картах, но видимая со спутника. Там мы минут двадцать отдыхали у озера и ждали наших коллег. Безрезультатно... И позвонить нельзя, связи нет! Искупаться бы, но еще лед.
Собственно, мы уже бывали недалеко от тех мест, и дорога вроде была вполне вменяемая. Да вот только лесорубы поработали и устроили там что-то вроде заполярной тундры.
В результате их деятельности дорога стала совершенно невменяемой, спасало нас только то, что кое-где грязь, которая по колени, оказалась замерзшей. Но 13 км до Княжиц по западному обходу показались нам совершенно бесконечными.
К счастью, все когда-то заканчивается, и часам к трем снова появилась река Пскова, правый ее берег, значит - скоро деревня.
Вот, кстати, самый "верхний" мост через Пскову, уже в Княжицах.
В итоге от того места, где оставили велосипеды, и обратно к велосипедам получилось почти 19 километров пересеченной местности, а еще пять - до стоянки на озере, и опять через снег. Тут нам позвонил Сергей, оказалось, что мы минут на пятнадцать разминулись на Тугазине, и он спросил, не встретили ли мы медведя, который, суда по следам на снегу, шел как раз нам навстречу.
Увы, не встретили, но у нас тут был и свой медведь, который шел по снегу как раз в направлении нашей стоянки. Как-то там наша палатка на озере?
Но медведь шел по другим делам, палатка стояла в целости и сохранности, мы занялись отмыванием ботинок от глины и стали готовить Пир Победителей.
При Победителей (пустой файл)
Часам к пяти к нашей стоянке подкатила компания из четырех велосипедистов, как выяснилось - коллег-алко-байкеров. Мы уселись все за один стол, объединили припасы, и вот тут смесь виноградных и зерновых дистиллятов сыграла со мной веселую шутку. Я помню только, что кто-то из коллег заочно со мной знаком по моим рассказам про Кольский полуостров, ну еще вроде как меня угощали шашлыком, но это как-то совсем уж неотчетливо...
Ну а утром мы распрощались и отправились каждый в свою сторону. Мы - на поезд в Новоселье, они - на БАМ. Надеюсь, еще встретимся!
следующий рассказ