годом раньше - читать здесьЯ ведь уже писал, что что лето не начнется, если в мае не скататься на велосипеде в Новгородскую область? Ну да - сакральный ритуал... Только в этот раз получилось как-то "неформатно". Наверное, потому, что цифровая техника подвела - то ли мой бюджетный Canon сам по себе глюкнул, то ли глюкнула вставленная в него карта памяти, но большая часть фотографий дома уже либо вообще не открылась, либо они оказались какими-то "урезанными". Причем, по закону подлости - самые интересные. Так, осталось лишь кое-что...
Да и вообще я как-то с самого начала испытывал трудности с маршрутом - надо было обязательно вписаться в три дня, потому все сколь либо "большие проекты" были отставлены, и я поехал практически по знакомым местам, с некоторыми не самыми значительными вариациями.
В результате вместо полноценного рассказа о путешествии у меня получился некий сборник дорожных анекдотов, так что уж простите, если кто-то будет разочарован, прочитав все это!
Имперский Стиль
Я начал с прибытия в город Дно на пригородном поезде, который расстояние в 120 км проходит практически за три часа, что само по себе изрядно утомляет, и провоцирует к раннему употреблению стимулирующего напитка из стратегического запаса (отходит поезд в 08-20...), в результате чего в Дно я обычно выхожу весьма бесшабашном настроении, и первым делом отправляюсь в магазин за продуктами и вынужденным пополнением того самого стратегического напитка, потому сам город как-то проезжаю без должного внимания. Но на этот раз я все же остановился сфотографировать очень красивый (как мне всегда кажется в такое вот утро...) местный вокзал. Он "новодельный", построен уже после Войны, прежний "наши западные партнеры" взорвали при отступлении в 1944 году. Архитекторы времен тов. Сталина решили не заморачиваться с восстановление былого здания, а просто возвели новое, в стиле типовых вокзалов "островного типа", характерных для "николаевской железной дороги". Ну и, конечно, добавили внешнему облику некую актуальность согласно той эпохи. Собственно, нет тут никакой "эклектики" - единый высокий Имперский Стиль, преемственность "сталинского" СССР "николаевской" Российской Империи! А ведь, в сущности - вариация совершенно типового проекта! Я всегда говорил: "Время - самый лучший искусствовед"!
Frei Körper Kultur
Дальше - хорошая знакомая дорога в город Сольцы, минуя "главную" трассу, там немного, километров 20, до "границы штата", помучиться на изрядно раскореженном асфальте до большого села Горки (уже в Новгородской области), и - начинается ровное, как зеркало, дорожное покрытие практически по горизонтальной поверхности! Ну и, само собой, посещение магазина и усадебного парка в Горках. Там, в парке, имеется так называемое "Мертвое Озеро", ложе весьма глубинного радоново-минерального родника. Поскольку парк был абсолютно пуст, то я купался, пардон, без трусов, и наблюдать меня могла только постоянная обитательница парка девушка Дорофея, но она же ведь мраморная! Да и повидала немало на своем веку...
Вода, кстати, хоть и соленая, и зеленая, и вообще, как говорят, радиоактивная, однако не настолько холодна, чтоб мешать купанию, но при этом весьма бодрит! А до города Сольцы еще километров 30.
Backfire
В Сольцах я бывал много раз, решил не повторяться и покатить сразу на авиабазу "стратегов", Ту-22М, который в конце 70-х изрядно напугал "наших западных партнеров", поскольку был первым тяжелым сверхзвуковым бомбардировщиком с изменяемой геометрией крыла. Называли они его, как я с тех пор помню - Backfire. Но попасть стразу к "стратегам" не получилось из-за сильного дождя, который накрыл меня на въезде в город и от которого я не успел спрятаться. А на улице, вообще-то, довольно холодно! Разумеется, я быстро согрелся понятно как, но при этом несколько передозировал согревающий напиток, и оттого в голове у меня возникла, простите мою латынь, "конфабуляция" - что авиабаза в Сольцах давно закрыта и там теперь, как говорится, "проходной двор". Это, видимо, я попутал с авиабазой истребительной авиации в Смуравьеве, которую я
посещал по дороге в Кронштадт несколько лет назад, как раз и погода такая же, и напитки тоже...
Короче говоря, я очень шустро вкатился в распахнутые ворота авиабазы, и тут из караульного помещения выскочило мне наперехват сразу трое военных с криком - "стоять"!!! Меня заблокировали, спросили - что в сумке? Я искренне ответил - коньяк! Один из военных, видать, решив, что я шучу, приказал - "осмотреть сумку!", но тут старший по наряду улыбнулся и сказал - да ладно, отставить, это же свой! Насчет же "цели прибытия на объект" я совершенно искренне ответил, что просто давно уже хочу воочию увидеть легендарный Backfire, но что мне было сказано, что увидеть можно, но вот фотографировать - нельзя!
Конечно, Backfire вблизи впечатляет, даже стоящий на земле! Ну а поскольку фотографировать нельзя (оно и понятно, режимный объект), то я приведу фотку из открытого источника.
Потом я немного еще дружески поболтал с нашими сталинскими соколами, они весьма заинтересовались дальними поездками на велосипеде, извинились за некоторую жесткость при "задержании", сказали - ну ведь время нынче такое. Я согласился, мы все вместе пожелали друг другу всяческих удач и я в пятом часу отправился дальше, в город Шимск.
"Контрацептив"
До Шимска, как я помнил, ехать на велосипеде всего-то часа полтора, но асфальт мокрый, ветер, и очень много машин. Но это уже ерунда - ведь в Шимске запланирован ночлег! Место было примечено еще в прошлом году, на берегу Шелони, возле городского стадиона. Но вот в прошлом году я поехал уже в конце мая, а сейчас ведь только начало. Да и зима нынче была не такая сухая, как прошлая - единственное более-менее ровное место на берегу оказалось совершенно затопленным!
Здесь должно бы быть фото, но его нет...
Как-то неприятно, когда скоро уже семь вечера и дождь, а ночевать совсем негде! Надо обратиться к местным жителям! Как ни странно, в парке (или просто роще...) почти никого и не было, все же окраина и зона нежилая, бродил только какой-то собачник со своей животиной, с довольно злой физиономией (я про самого собачника), и держал при этом в руках нечто, что я бы назвал бейсбольной битой. Причем - в боевом положении. Я вообще-то только в кино видел бейсбольные биты, штука в наших краях очень редкая, это же вам не сверхзвуковой бомбардировщик Backfire! С изменяемой геометрией крыла...
Я поздоровался и дружелюбно спросил - "Привет, друг! Что это у тебя за вундервафля? (ну, то есть Wunderwaffe...), и он ответил - "А это - контрацептив!" Как так? Оказывается, он выгуливает свою, пардон, суку, а у нее течка, и за ними бегают местные кобели, которых он отгоняет бейсбольной битой, или что там у него в руке? Отсмеявшись, он объяснил мне, как попасть на сухое место у реки - надо ехать по Р-56 в сторону Новгорода по тротуару, и как раз когда тротуар закончиться, свренуть направо на грунт и ехать пару километров, на всех развилках сворачивая вправо. Все предельно просто!
Толерантность
И правда, я скоро выехал на довольно сухой берег, метрах в тридцати от которого располагались новые частные коттеджи зажиточных горожан. При въезде на берег меня встретил прикольный плакат - "Мусорить разрешается только представителям сексуальных меньшинств". А загажен берег был совершенно запредельно... Да, придется ночевать в локации для упомянутых представителей... Но я нашел ровное и чистое место, с подходом к воде, и довольно успешно встал на ночлег.
Ночью ожидаемо пошел дождь, а с реки подул весьма сильный ветер, так что палатка ходилаа ходуном, и все тепло из нее выдуло, потому утром я позавтракал, отменил запланированное купание и начал выполнять привычный походный "квест" - сбор палатки на ветру. Пробовал и так, и этак, в конце концов плюнул, свернул ее кое-как и записхал в рюкзак - до вечера доживет! Потом выехал на шоссе и прикинул, что до съезда с трассы надо проехать километров двадцать-двадцать пять, до поселка Борки, но далось это с трудом. Трассу второй год реконструируют, обочина не отсыпана (сантиметров пятнадцать обрыв от асфальта), а сильный боковой ветер, в совокупности с велорюкзаком, привел к тому, что меня болтало от несуществующей обочины к встречке, и вполне реально было как загреметь, вильнув вправо, так и навлечь на себя гнев обгонявших меня водителей, вильнув влево. А водители наши не всегда толерантны.
Репатриант
В итоге свернул в северном направлении я чуть раньше, понадеявшись пробраться малозначимыми дорогами, но ожидаемо заблудился. Гармин показывал какую-то паутину вместо дорожной сети, и я остановился в какой-то деревушке возле странного объекта - большой холм, типа могильного, с большим православным крестом, на котором кроме иконки висели георгиевские ленточки на перекладинах. Рядом - чей-то дом, из которого вышел мужчина лет 70 с лишним, поздоровался и спросил, как меня сюда занесло. Мы разговорились, оказалось, что крест - на месте братской могилы нескольких десятков цыган, убитых немцам во время оккупации, а сам мужчина живет здесь не столь давно, половину же свой жизни провел в Германии, поскольку был женат на немке. Он рассказал, что год назад его жена, которая немка, умерла, никаких других родственников в Германии у него нет, и немецкие власти отказались продлевать ему вид на жительство, "за отсутствием оснований", но, поскольку он много лет проживает в Германии, заявили, что он может получить гражданство при условии отказа от российского. Тот отказался и прошлым летом вернулся на Родину, о чем совершенно не жалеет. Однако же он, понадеявшись на "цивилизованных европейцев", оставил все свои сбережения в немецком банке, имея на руках выпущенную тем банком карту Visa. И вот пару месяцев назад все его деньги немцы "заморозили". Недобили мы в 1945 году сволочей - согласился я с ним.
Но дорогу он растолковал очень хорошо - оказывается, совсем рядом насыпь бывшей железнодорожной ветки Новогород - Шимск - Старая Русса, по которой я запросто выберусь на нужное мне направление.
Ниагара
Собственно, я хотел посетить редкий в этих местах объект - "водопад в Сутоках", а потом прорваться по лесу до локального шоссе в Новгород. Так и прочитал в одном отчете - "велосипедисты могут закольцевать маршрут, и, доехав до Богданова, вернуться в город через Новую Мельницу. А Новая Мельница - это окраина Великого Новгорода, и в том поселке я, будучи ребенком, гостил пару раз у дальних родственников, поэтому давно уже собирался посетить те места.
Дорога (пока еще дорога) оказалась тяжелой, ветер, ставший встречным, просто остановил меня на довольно вязком грейдере, и несколько километров пришлось буквально идти пешком. Но часам к трем я прибыл на объект!
Водопад оказался заброшенной плотиной, одной из двух в каскаде. Причем довольно необычной - как я понял из анализа руин, вода из верхнего бьефа первоначально бежала по наклонной плоскости, собранной из бетонных плит, большая часть из которых обрушилась от времени.
Ниже плотины - брод через речку и довольно вменяемая дорога, по которой я чуть не соблазнился отправиться дальше. Но - время поджимало!
Я вернулся на грейдер и покатил дальше, как и было написано - в Богданово
Бегом через Джунгли
В Богданове остановился поболтать с каким-то делом, копавшимся в огородике, чтобы выяснить у него две вещи - что это за странная плотина и как мне проехать дальше. По поводу плотины оказалось, что построена она была в середине 80-х, когда планировался большой животноводческий комплекс, для которого требовалось водохранилище, но в связи с Крушением Империи проект был закрыт. Наклонная же плоскость была сделана для того, чтобы вода не размывала основание плотины - грунта там очень слабые, глина, до скального основания далеко и глубоко. Но, похоже, проектировщики перестраховались - наклонная плоскость обрушилась, а плотина до сих пом стоит.
По поводу дороги - два варианта. Либо на окраине свернуть направо, на проселок в деревню Вашково, это километров восемь по лесному проселку, либо свернуть налево, это к деревне Кшантицы, она в два раза ближе, но потом ехать по асфальту лишние километров десять.
Разумеется, я поначалу рванул в Вашково, и дорога вроде как была с разобранными завалами, но - восемь километров пешком...
Нет, решил я - в Кшантицы, тем более что туда вела не просто накатанная колея, но даже имелся мост через речку Змейку - настоящее чудо народной инженерии!
Дорога за мостом внушала оптимизм...
Но увы, вскоре насыпь закончилась, и колея пошла по болоту, а вскоре и совсем закончилась на посещаемом хуторе, весьма солидном, с двухэтажным домом, но стоящим опять же на болоте, и не затопленном только благодаря тому, что вокруг всего участка имелась глубокая канава по всему периметру. И - все... Жаль, что не сфотографировал, как-то засуетился. Дальше не имелось даже колеи, но имелось "направление" на Генштабе-500. Возвращаться было и поздно, и некуда, я как-то перетащил груженый велосипед через канаву и пошел напролом по заболоченному лиственному лесу, проваливаясь в глину чуть ли не до колен. А уже и пятый час... Короче - экстремальный велотуризм. Правда, на Генштабе в паре километров имелся объект под названием "жилые постройки", но это оказался очередной заброшенный хутор, и до асфальта я пробирался оп джунглям еще целый час.
Дивный Новый Мир (не Хаксли...)
Уже около шести я подкатил к Новой Мельнице и с ужасом понял, что все настолько там изменилось, что моя идея "посетить места детства" - сущая наивность. Если не сказать - глупость. Я не узнал вообще ничего!
Несколько расстроившись, я заглянул в ближайший магазин и потом несколько поправил себе настроение народными средствами. Один вопрос - а где теперь ночевать?
Свято-Юрьев Монастырь.
Собственно, в окрестностях Великого Новгорода у меня уже есть хорошее место для ночлега - за Рюриковым Городищем, на берегу Сиверсова канала. Правда, место там не слишком сухое - оба раза, что я там ночевал раньше, находился лишь крошечный сухой пятачок для палатки, на самом берегу. Хотя там очень удобно - вода рядом, и купаться хорошо - сразу от берега можно прыгать в воду с разбега.
Но тут мне было лень ехать туда еще километров двадцать от центра, да и я опасался за "гидрологический режим" - береговая линия там возвышается буквально на десять сантиметров от уровня воды, и неизвестно, что будет в этот раз, потому поехал на более близкое, но еще не проверенное в отношении ночлега место - на остров к Свято-Юрьеву монастырю. Там по крайней мере сухо, да и монастырские стены смогут защитить от ветра, который никак не хотел стихать. Ну и поближе, километров шесть-семь всего
А утром уже светило яркое солнце!
Интеллигентный человек
Проснувшись, я поставил разогреваться ужин и отправился искать место для отправления естественных потребностей. Я же еще не знал, что буквально в сотне метров, у южной стены монастыря, расположен цивилизованный пляж со всякими там пляжными грибками-кабинками, и, соответственно, туалетами, и направился на заросший заболоченный "архипелаг" чуть ниже по течению. Увы, он оказался совсем затопленным! Я вежливо спросил у сидящих с удочками рыбаков, где тут можно, так сказать, "справить потребности"? Ответили - да вон иди в кусты, нет же никого! Я так и сделал, и отходя в сторону, услышал, как уважительно рыбаки отзывались обо мне - "вот сразу же видно - интеллигентный человек!"
Купаться я тоже пшел не на пляж, а сразу у палатки. Хорошо там, вода чистая, и погода еще не успела испортиться!
Жар-Птица
В этот день я планировал отправиться домой в 17 с чем-то на "ласточке" Петрозаводск - Псков, но сначала собирался еще раз посетить музей в Витославицах, он совсем рядом.
Правда, поразмыслив, я решил все же лучше скататься на "особо посещаемый объект" - Рюриково Городище, вот оно на противоположном берегу, с руинами Храма Благовещения
Вроде близко, но - изрядный объезд! Потому отправился в Новгород, купил билет на поезд и конечно же посетил мое любимое заведение - привокзальную забегаловку под названием "Жар-Птица", для ритуального действия, выпить стопочку холодной водки новгородского разлива и съесть овощной салатик! Ну, вроде как встреча с Великим Новгородом, традиция!
Водный Мир
Исток Волхова довольно необычен - это дельта, с десятком проток и несколькими десятками островов. Что обычно больше характерно для устья реки, нежели для истока. Учитывая совсем небольшой перепад высот на всем протяжении реки, чуть более 10 метров, очень даже может быть, что в прежние геологические эпохи Волхов вообще тек в другую сторону! Ну а теперь там вот что -
Рюриково Городище находится километрах в восьми от шоссе, на высоком острове, и ехать туда надо по системе дамб, главная из которых - насыпь недостроенной железной дороги в Вологду. Пока ехал по ней, понял, что правильно вчера покатил на Юрьев Остров, насыпь высокая, а вот ответвления от нее не слишком то и проезжие.
Так и не добрался до городища - дорога затоплена! Ну ладно, решил я, поеду в Шатерно, может удастся попасть в храм Спаса на Нередице, а то все прошлые разы от почему-то был закрыт. Я там, помнится, сделал такую вот фотографию, и сформулировал тогда еще мысль, что Храм есть ни что иное, как космический корабль для путешествия в Вечность! Посмотреть-почитать можно
здесь.
Космический Корабль
И в пасмурную погоду тоже - космический корабль. Только сильно потрепанный за 900 лет...
На этот раз храм (он официально именуется "памятник") был открыт для посещения. Там мало чего осталось, немцы, так и не сумев переправиться на правый берег, все разбили из артиллерии, и храм Спаса на Нередице тоже. Спасло его только то, что в самом начале 20 века проводилась серьезная научная реставрация, и были проведены все нужные обмеры и составлены самые подробные чертежи. Поставить камни на место - задача выполнимая, но вот древние фрески уничтожены почти полностью, осталось не более 15 процентов. И дико видеть открытый зевакам алтарь, не отгороженный от мирян иконостасом.
Однако же на уцелевших фресках, на уровне моего роста или чуть ниже, я увидел какие-то странные "граффити", нацарапанные прямо ко краске каким-то острым предметом, причем - очень много! Я спросил - а это кто сделал и когда? Оказалось, "граффити"столь же древние, как и сами фрески, об это можно судить как по "сюжетам", так и по характерным шрифтам той древней эпохи - новгородцы же были поголовно грамотными!
Если кто-то знаком с историей новгородской монументальной живописи - расскажите, кто и зачем делал эти надписи и рисунке в храме?
Ну а мне пора на вокзал и домой...