предыдущий пост Традиционная наша осенняя поездка с Алексеем (увы, без Троя, а ведь все время его вспоминали...) как-то стала "ломаться", даже еще не начавшись. Поздно вечером 30 сентября выяснилось, что "дизель" на Лугу теперь ходит не по пятницам и выходным, а по средам. И - по выходным. Из-за этого пришлось строить тот же самый маршрут "задом наперед". Разумеется, от перемены мест слагаемых сумма вроде как и не меняется, но - не в данном случае. Забегая вперед, скажу, что потом отказался работать фотоаппарат по причине запотевания оптики после холодной ночи, так что картинок будет совсем чуть-чуть. Ну а потом слегка сломался один из участников... Но - все по порядку!
День Первый
Тронулись мы в северном направлении часов в 10 утра, по холодку (а я вообще в шортах поехал), по "гдовке", то есть по шоссе Псков - Краколье, раньше оно называлась Р60, теперь как-то столь хитровыдуманно, так что даже вспомнить не могу. Так-то там ничего сложного, километров 70-80 по асфальту до села Ямм, довольно обжитые места. В первый день планировали проехать где-то под сотню, но в Ямме отправились по магазинам выбирать пиво и потом несколько, так сказать, зависли...
Собственно, в нескольких километрах от села Ямм мы и собирались провести вторую ночь, а тут получилась первая! Место там насмотрено
еще весной, дорога дальше станет весьма проблемной, потому решили заночевать. Ну и, конечно, "употребить" из запасов, чтоб облегчить рюкзаки перед долгими грунтовками.
В процессе этого к нам подошел дачник Олег из Питера, угостился и после столь долго развлекал нас своими рассказами, что я едва не упустил важный пункт программы - закрытие купального сезона! Уже и темновато было, и мой оператор и коллега Алексей настолько утратил твердость рук, что даже и горизонт совсем держать не мог, потому меня тут и не узнать... Ну может оно и к лучшему!
Вода в озере Женском (это название такое) оказалась весьма теплой для первого октября, мы долго обсуждали перспективы и отправились спать довольно поздно, оставив фотоаппарат на лавочке возле костра. Никто, конечно, не тронул, но вот массивные линзы в подаренном мне Tamron'е слишком уж остыли за ночь... Так, к вечеру немного просохли, но - не до конца.
День Второй
На второй день мы планировали, во-первых, посетить в "крайней" перед джунглями Лужской Возвышенности деревне Безьва старый сарай, в котором мы так удачно весной укрылись от кошмарного майского снегопада и забрать там забытый пауэр-банк, который тогда использовали в качестве светильника. Это примерно километров 25 по довольно холмистой дороге. Ну и во-вторых, в деревне Домкино (это еще около 15-20) осмотреть артефакты, связанные с проживанием эстонцев в Стругокрасненском районе. Как я уже где-то тут рассказывал, несколько десятков тысяч эстонских крестьян переселились в эти края еще во времена Российской Империи, расчистили заболоченные джунгли и, в целом, неплохо обустроились. Уже во времена советские в Стругах Красных издавалась газета на эстонском, действовали несколько эстонских школ, в Домкине действовала протестанская кирха, а в деревне Сёлкино даже имелся народный театр, ну или по крайней мере драмкружок. Бывал я в Сёлкине, и не раз - можно пощелкать по тегам, но тут кину пару-тройку старых фоток - вот все что нынче осталось от Сёлкина, и дороги туда, можно сказать, и нет совсем...
И где тут находился "народный театр"???
А вот Домкино сохранилось, ну, по крайней мере как русская деревня, и там даже осталось несколько эстонских семей. Основная часть эстонцев после Великой Отечественной войны уехала из Стругокрасненского района, по причине как вполне обычной для того времени - отъезд крестьян в города, так, думается, и еще по одной, о которой не хочу лишний раз упоминать. Скажу только, что пережившие оккупацию жители Псковской области о немцах отзывались, в массе своей, без особой враждебности, а вот об эстонцах...
Много интересного об истории эстонцев в Стругокрасненском райне может рассказать консул России в Эстонской Республике, историк и краевед Сергей Тамби, он есть в популярных соцсетях, очень контактный и приятный в общении человек - к нему можно обратиться с любым вопросом. А единственный эстонец, которого я встретил там - это Геннадий из деревни Жеребятино, который весной показывал нам дорогу в сторону Безьвы.
Так вот, километров через 15-20 у Алексея на сыпучем спуске, при скорости километров 30 в час, "подсеклось" переднее колесо, в итоге - полет через руль и не самое удачное приземление. Хотя поначалу казалось, что ничего особо страшного...
Однако ехать он уже не мог из-за сильной травмы плеча. Голова пока вроде работала. Мы как-то пешком доползли до Безьвы и забрали из сарайчика наш пауэр-банк. Сарайчик был тот же самый, только табличка "мост аварийный" появилась еще одна - новая. Старую, впрочем, тоже оставили - видимо, для пущей убедительности.
Впрочем, мост через Желчу немного поправили - обустроили вполне безопасный пеший переход.
Однако по нему ведь и раньше было запрещено на машинах ездить, но вот нашелся же какой-то умник, поперся на машине, и сам провалился, и мост сломал! Ну там вообще хватает "умников" - за мостом встретился какой-то дядька, дачник из Питера, который шел с удочками ловить хариуса! Я, конечно, высказал свое негодование - хариус в бассейне реки Плюсса в Красную Книгу занесен - но этому персонажу на все наплевать. Надо бы его сфоткать и в природоохранную прокуратуру заявить, но мне уже было не до того - Алексею становилось все хуже и хуже, рука перестала действовать совсем, и начала кружиться голова. Он, будучи опытным военфельдшером Воздушно-Десантных Войск, предположил трещину какой-то там косточки в ключице и, самое неприятное - сотрясение мозга. Так что часа в четыре уже остановились и поставили палатку. Единственный вариант...
День Третий
Вечером я долго думал - как теперь быть. До города Струги Красные, если верить нафигатору, около 50 км, но - дороги весьма условные, асфальт только последние километров пять. А "лужский" дизель на Псков проходит в половине третьего - надо успеть! Потому в семь утра я скомандовал - подъем! Вид у Алексея был грустный...
Вроде как за вечер и ночь он несколько отлежался и опять смог ехать, морщась от боли в голове на каждой кочке и с трудом одной рукой перетаскивая велосипед через глубокие колеи.
Разумеется, через Домкино мы проехали насквозь, не теряя время на поиск и осмотр эстонских "артефактов", и аж за час до прохода дизеля добрались до вокзала. Живыми...
Придется весной повторить!