Основа болонской системы -- это возможность после бакалавриата выбрать свою магистерскую специализацию. Бакалавриат даёт некоторую общую знаниевую платформу, после которой ты а) хотя бы примерно понимаешь, о чём все эти магистратуры, то есть выбираешь осознанно и б) даёт знания фундаментальных дисциплин, которые пригождаются сразу во множестве магистерских специализаций.
Текущий образовательный рынок устроен так, что легко получить "второе высшее образование" как магистерскую специализацию. Но знаниевый фундамент бакалавриата остаётся при этом тем же самым, второй бакалавриат даже не рассматривается как вариант.
Жизнь в 21 веке резко изменилась даже по сравнению с концом 20 века:
-- Необходимость получать разные "магистерские специализации" резко выросла, профессии отмирают стремительно, а разным новым компетенциям приходится учиться чаще. Это означает, что бакалавриат должен быть ещё более общим по отношению к специализациям. Учить нужно мышлению, которое пригодится везде. И этого мышления чуток побольше, чем обычно дают в бакалавриате. По идее, часть такого общего мышления должны давать ещё в школе, но школа даёт уж настолько упрощённое мышление, что мы о ней и не говорим.
-- State-of-the-art фундаментальных знаний, их набор уже совсем другой, нежели был ещё в начале 21 века. Всё-таки от 21 века прошло уже 18%, человечество немного подразвилось. К моменту получения "второго магистерского высшего" знаниевый фундамент бакалавриата оказывается устаревшим. Системного мышления, например, в современных бакалавриатах нет. Личного стратегирования (чтобы поточней выбрать магистратуру для очередной специализации) нет.
-- Между бакалавриатом и специализацией пропадает "кругозор": знание того, какие вообще бывают магистерские специализации. Нужно давать общее знание о том, как поделена на дисциплины человеческая деятельность, хотя бы в самом общем виде. Или ты как-то систематически узнаёшь, что на свете есть инженеры, менеджеры, предприниматели, врачи с их основными разновидностями (врачи-гинекологи, которые отличаются от врачей-дантистов, инженеры по требованиям, которые отличаются от инженеров-архитекторов) и чему их всех учат, или просто "живёшь, набираешь опыт" -- и там либо тебе везёт, и у тебя сложится какое-то представление, или так и не сложится. Моё мнение, что кругозору нужно учить, и это должен быть системный кругозор (кругозор инженера, центрирующийся на целевой системе, кругозор менеджера, центрирующийся на обеспечивающей системе, кругозор предпринимателя, центрирующийся на использующей системе и увязке всех систем, и так далее по всем сферам деятельности).
Но деньги таки платят за прикладные знания, "магистерскую специализацию". Бакалавриат позволяет быть умным (не делать грубых ошибок в рассуждениях), ментально разворотливым (быть готовым к освоению каких-то неожиданных прикладных знаний), кооперативным (кругозор позволяет понимать, как твоя работа увязывается с работами других людей), но деньги платят таки за предметные ролевые компетенции, а не "общую сообразительность".
По факту, Школа системного менеджмента разворачивается в сторону "второго высшего образования", но не в части магистерских программ "дополнительного образования", а в части бакалаврских программ "основного образования". Мы по факту делаем линейку курсов "второго бакалавриата". Так, мой курс СМС2 -- это актуализация системного мышления (два с половиной дня) плюс менеджерский и отчасти предпринимательский (стратегирование) кругозор. Становится понятным, как думать о предприятии в целом. Дальше при желании можно думать, как углубить свои менеджерские компетенции (осознанно, ибо становится понятным, какие именно компетенции) -- или можно продолжать быть инженером или предпринимателем, понимая связи своей деятельности с деятельностями менеджера. То же самое -- курс В.Мизгулина, который сегодня просто часть кругозорного курса системной инженерии (и он будет в ближайшее время доработан до полноценного кругозорного курса).
Удаётся ли научить кругозору? Или кругозор появляется лишь в ходе участия во множестве самых разных реальных проектов как "опыт жизни"? Я думаю, что удаётся -- если учить кругозору на базе системного мышления, заставлять решать задачи и применять знания к рабочим (а не учебным) проектам. Я обычно обещаю, что после моего курса "Системное мышление" весь проект как-то начинается умещаться в голове, "раскладываться по полочкам". И это действительно происходит. И студентам, и курсантам становится понятней, как, что и с чем связано в проекте, как взаимодействуют инженеры, менеджеры, предприниматели. А уж после крусов системной инженерии и системного менеджмента становится много проще договариваться в команде и с внешними стейкхолдерами, много проще планировать повышение своей квалификации -- но это ведь и есть курсы базового кругозора! Этому целостному кругозору, увы, не учат нигде -- ни в школе, ни в вузах (разве мои программы в МФТИ как то именно на это нацелены), ни на частных курсах (разве Школа системного менеджмента этим озаботилась, данный текст просто отражает текущую версию её стратегии).
Что хотелось бы добавить в текущую программу наших курсов, не по их предмету/дисциплине, а по их содержанию? Практичности: учить не только state-of-the-art дисциплины, но и давать какой-то обзор технологий (главным образом айтишных, и в том числе AI-технологий). У нас люди киборги по факту, организации киборги, целевые системы киборги. Вот это бы нужно учитывать в явном виде. Практика = дисциплина+технологии. Мы обязательно упоминаем технологии, но нужно бы это как-то акцентировать: например, давать обзоры state-of-the-art приложений, поддерживающих дисциплины практик.
Итого: второй бакалавриат включает в себя
-- методологические дисциплины фундаментального образования (онтологика, системное мышление и т.д.)
-- когнитивистские дисциплины (стейкхолдерское мастерство, прокрастинатология и т.д.)
-- системный кругозор по инженерии, менеджменту, предпринимательству и т.д.
Вот цепочка текстов на эту тему "второго бакалавриата" (раньше я это называл "системным развитием личности", но все эти тониробинсовские "тренинги личностного роста" и эзотерические варианты "духовного развития" навели такую тень на слова "развитие личности", что уже не хочется ими пользоваться):
-- тексты в цепочке "Фундаментальное образование" --
https://ailev.livejournal.com/1427073.html (тема кругозора была там поднята, начиная с "почему не работают трёхдневные курсы ни для менеджеров, ни для инженеров" -- и до конца цепочки). После этих текстов:
-- Глубокий стек абстрактности мышления --
https://ailev.livejournal.com/1442975.html,
-- Онтология сфер деятельности как основа для стейкхолдерского мастерства" --
https://ailev.livejournal.com/1443370.html.
-- Эскиз учебной программы для системного развития личности --
https://ailev.livejournal.com/1443837.html (по сути, именно это программа "второго бакалавриата", именно она в основе курса "чеклист для личного развития"
http://system-school.ru/uptodate и моих последних публичных выступлений). Я обновил сегодня этот эскиз программы. Собственно, это центральный текст цепочки.
-- Список дисциплин личного развития как чеклист чеклистов --
https://ailev.livejournal.com/1446993.html-- Бизнес-модель обучения "оплата только в случае успеха" --
https://ailev.livejournal.com/1446221.html-- Кругозор: между прикладностью и фундаментальностью --
https://ailev.livejournal.com/1449158.html -- Мои выступления на SECR'18 с презентацией списка дисциплин,
https://ailev.livejournal.com/1448663.html-- стратегический дыбр, в котором говорится, что темы кругозора, любопытства (а ещё эволюции, которая безлична и бесцельна), одни и те же для корпоративного и личного стратегирования, и для искусственного интеллекта --
https://ailev.livejournal.com/1452890.html-- текст предисловия к данной цепочке из текущего поста, в нём говорится про идею более специфичного "второго бакалавриата" вместо менее конкретного "личного развития".
-- трансдисциплинарность и системный кругозор:
https://ailev.livejournal.com/1453619.html-- системный фитнес как трансдисциплина:
https://ailev.livejournal.com/1454436.html-- Т-люди: глубокие прикладники, но с широким кругозором --
https://ailev.livejournal.com/1459798.html-- опубликован первый драфт книжки по онтологике --
https://ailev.livejournal.com/1461525.html-- психопрактики движения по спектру формальности мышления:
https://ailev.livejournal.com/1461939.html-- открытость (open-endedness): понятие шире, чем эволюция --
https://ailev.livejournal.com/1463013.html-- дифференцируемое всё: от черно-белой картины мира к рябенькой --
https://ailev.livejournal.com/1464563.html-- два балла по системному мышлению обычно не связаны с системным мышлением --
https://ailev.livejournal.com/1465753.html-- курс научного мышления -- в середине целого ряда методологических курсов --
https://ailev.livejournal.com/1466364.html-- проблемы обучения методологическим дисциплинам --
https://ailev.livejournal.com/1466484.html (развёрнутые тезисы и ссылки на слайды и видео доклада)
-- доклад "Стейкхолдерское мастерство" --
https://ailev.livejournal.com/1466773.html-- системное мышление: в одном абзаце и 12 днях. Полный бакалавриат -- вчетверо дольше. --
https://ailev.livejournal.com/1469354.html-- Как перепрыгнуть из семейной среды в деловую: первый бакалавриат --
https://ailev.livejournal.com/1470949.html