В рамках празднования очередной годовщины главного события 1953 года предлагаю ознакомиться с новой подборкой свидетельств всеобщей скорби многонационального советского народа по материалам уголовно-политического делопроизводства - и, возможно, извлечь некие морально-нравственные уроки. Или не извлечь.
(кому интересно, первый выпуск - на более широком массиве высказываний -
здесь).
Щукин В.А. (1933 г.р., русский, столяр, г. Тула) вечером 4 марта 1953 г. был в нетрезвом состоянии доставлен в отделение милиции, там «в течение 40 минут проявлял буйство и бесчинство, выражался нецензурными словами. В адрес вождя советского народа произносил похабные слова, обзывая дешевкой, предателем, извергом, изменником и подлюкой, а также похабно высказывался в адрес советской власти.
Зиновьев П.П. (он же Аникеев П.Ф., 1905 г.р., русский, уголовник-рецидивист, Ростовская область) в поезде в беседе с пассажирами ругал правительство, 9 марта во время похорон Сталина «допустил контрреволюционный выпад, выразив свою резкую враждебность к Советскому правительству».
Рыбалко Р.С. (1925 г.р., украинка, каменщица, Ростовская область) 4 марта 1953 г. нецензурно ругала Сталина.
Попов С.И. (1927 г.р., русский, слесарь на заводе, г. Люберцы Московской области) 4 марта 1953 г. на заводе «допустил контрреволюционный выпад в отношении одного из руководителей советского государства и коммунистической партии и высказал при этом пожелание о скорейшей его смерти»: «Хоть бы подох, туда ему и дорога».
Потавин В.М. (1925 г.р., русский, разнорабочий железной дороги, ст. Петрозаводск) 4 марта 1953 г. после сообщения о болезни Сталина рассказывал анекдоты: расшифровки слов «Спорт» и «СССР» «в антисоветском духе с террористическим выпадом против Вождя».
Бурмакин В.Н. (1907 г.р., русский, рабочий вокзала, ст. Тюмень) на протяжении 1952-1953 гг. систематически критиковал условия жизни рабочих и техническое развитие Америки и Советского Союза, в марте 1953 г. во время передачи по радио сообщения о смерти Сталина сказал рабочей вокзала: «Не плачь, дорогая, хватит, попил он нашей крови».
Прокопов М.Ф. (1910 г.р., русский, колхозник, Калужская область) 6 марта 1953 года в вагоне поезда Мичуринск-Смоленск в нетрезвом состоянии нецензурно ругался, говорил, что рад смерти Сталина.
Рассохин А.К. (1927 г.р., русский, рабочий восстановительного поезда, ст. Караталы Южно-Уральской железной дороги) 4 марта 1953 г. в котельной поезда в разговоре с рабочими о болезни Сталина сказал: «Он сдохнет и одним грузином будет меньше, американцы обрадуются» и при этом нецензурно выругался.
Клыш М.Д. (1918 г.р., украинец, рабочий завода, Сталинская область) 6 марта 1953 г. после сообщения о смерти Сталина сказал: «Умер Максим <...> с ним», и, обращаясь к свидетельнице: «Тебе не все равно, кто будет? Сталин или другой. Видишь, как при Сталине растолстела».
Каплун С.С. (1908 г.р., еврейка, кассир-уборщица в парикмахерской, г. Махачкала) допустила резкое высказывание по поводу смерти Сталина.
Дорфман С.Д. (1909 г.р., еврейка, продавец в газетном киоске, г. Николаев) 10 марта 1953 г. при продаже газет сказала по поводу смерти Сталина: «Он сдох, и вы подохнете».
Ерошенко В.И. (1897 г.р., украинец, не работал, г. Красный Луч Ворошиловградской области) 5 марта 1953 г. на рынке во время разговора о болезни Сталина сказал, что «его надо давно было убить, он ходил под ручки с Гитлером».
Гриднева Е.Г. (1905 г.р., русская, рабочая паровозного депо ст. Самтредиа Закавказской железной дороги) 6 марта 1953 г. спросила сослуживицу, почему она плачет, и сказала: «Собаке собачья смерть. Хорошо, что умер, колхозов не будет, жить легче будет».
Кизяков И.Н. (1899 г.р., каменщик, г. Дербент Дагестанской АССР) в 1949-1953 гг. систематически ругал коммунистов: «Нам коммунистическое общество не нужно, при нем мы подохнем», про направляемые Сталину подарки к 70-летию говорил: «Ему не подарки надо посылать, а вагон отравы», в марте 1953 г. радовался болезни Сталина, говорил, что нужно веселиться, петь, пить водку и плясать.
Абраменков М.П. (1890 года рождения, русский, слесарь на вокзале, г. Рославль Смоленской области) 5 марта 1953 г., услышав о болезни Сталина, сказал: «Один подохнет, на его место будет другой - такой же. Болото без черта не бывает».
Панчук Н.П. (1928 г.р., русский, электросварщик, временно не работал, г. Красноярск) 6 марта 1953 г. в помещении речного вокзала в нетрезвом состоянии «стоя перед портретом товарища Сталина в траурной рамке, высказал радость и удовлетворение пповоду смерти товарища Сталина».
Поворотная Н.И. (1928 г.р., украинка, не работала, г. Днепропетровск) 4 марта 1953 г. в разговоре о болезни Сталина сказала: «Пусть ему язык парализует».
Мадевич Я.И. (1919 г.р., полька, прачка в доме отдыха МВД, Тракайский район Литовской ССР) 5 марта 1953 г., увидев знакомую, плакавшую по Сталину, сказала: «Вот дура, плачет, надо радоваться, а не плакать», и добавила, что «на это место десять будут».
Анисимов И.А. (1897 г.р., русский, кузнец судоремонтных мастерских, г. Псков) 4 марта 1953 г. «допустил антисоветский выпад в отношении одного из руководителей».
Адамович Р.Я. (1924 г.р., поляк, электромонтер, г. Рига) «6 марта 1953 года на работе, в присутствии рабочих, высказал клевету на главу советского правительства в связи с его кончиной».
Ройт Я.И. (1919 г.р., еврей, заключенный, Брянская область), Брискман А.Я. (1908 года рождения, еврей, заключенный) 6 марта 1953 г., узнали о смерти Сталина; Ройт нецензурно выразился в его адрес, а Брискман «тенденциозно высказывался о сроке жизни Сталина».
Вичис И.Я. (1935 г.р., латыш, рабочий, г. Лиепая Латвийской ССР) 6 марта 1953 г. «высказывался в антисоветском духе по поводу смерти одного из руководителей партии и советского правительства». 7 марта рассказал антисоветский анекдот.
Киселева А.А. (1910 г.р., русская, не работала, г. Кострома) 4 марта 1953 г. у себя дома «допустила антисоветский выпад в отношении одного из руководителей советского государства».
Васин И.Ф. (1898 г.р., русский, рабочий завода, г. Донецк) 8 марта 1953 г. в нетрезвом состоянии в заводском буфете ругал Сталина и законы, «предусматривавшие уголовную ответственность за некоторые нарушения трудовой дисциплины».
Банадыков С.Т. (1889 г.р., русский, сторож, г. Макеевка Сталинской области) 6 марта 1953 г. на рынке в нетрезвом состоянии нецензурно ругал Сталина.
Окулов В.Л. (1933 г.р., русский, член ВЛКСМ, студент Уральского политехнического института, г. Свердловск) с товарищами 5 марта 1953 г. утром включили радио, чтобы послушать сообщение о здоровье Сталина. Сообщение передано не было, все студенты выразили сожаление, а Окулов сказал: «А... Он... подох наверное», и тут же поправился: «Ну... умер».
Ик Б.Я. (1909 г.р., еврей, рабочий, г. Жданов Сталинской области) 9 марта 1953 г. с другими рабочими грузил в автомашину цемент. Без 2 минут 12 часов дня один из рабочих предложил приостановить работу в знак траура, на что Ик заявил: «Никаких трауров, давайте грузить, погрузим машину, а потом будем справлять траур и обедать пойдем», и еще прибавил: «Подумаешь, какое большое горе (выразился нецензурно в адрес вождя партии и Советского государства), пусть гудят или не гудят, все равно его нету».
Тупицын А.Ф. (1888 г.р., русский, без определенных места жительства и работы, г. Кутаиси Грузинской ССР) 8 марта 1953 г. в нетрезвом состоянии говорил на рынке: «Вы, грузины, имеете по три дома каждый, вас защищал и покровительствовал (упомянул одного из руководителей советского правительства и коммунистической партии), но он умер и сейчас (упомянул одного из руководителей советского правительства и коммунистической партии) вам покажет. Сейчас мы, русские, вам отомстим». Говорил, что русские воевали, а грузины от войны не пострадали.
Целуйко С.П. (1903 г.р., украинец, заготовитель конторы «Заготживсырье», Михайловский район Запорожской области) 4 марта 1953 г. рассказал анекдот: «Один колхозник захотел стать членом партии и поехал в Москву к Сталину. Последний спросил: "Знаете ли вы политику?". Колхозник ответил утвердительно. Сталин сказал: "А кто такой был Ленин?" Колхозник отвечал: "Ленин был вождь советского народа, он умер, а дело его осталось в наших сердцах". Сталин продолжил вопрос: "А если Сталин умрет?" Колхозник ответил: "Дело Сталина останется у народа в печенках"» (вариант - не колхозник, а еврей).
Якушева Т.К. (1906 г.р., украинка, совхозница, г. Краматорск Сталинской области) в марте 1953 г. белила стены в общежитии, пришли девочки и сообщили о болезни Сталина, Якушева сказала: «Ну, умер, туда ему дорога... какой он ваш отец, что, разве вас одевал или кормил», и стала приводить примеры, как она жила при немцах, немцы давали землю, а советские руководители, гады, ничего не давали, сказала, что если бы не руководитель партии и правительства, то она бы не сидела».
Игнатьев В.А. (1924 г.р., русский, весовщик на ст. Пмосса Ленинградской железной дороги) 22 февраля 1953 г. опустил в урну для голосования другую записку: «Жизни русскому народу не будет, пока евреев мы всех не истребим, как это делали немцы. Сталин - это грузинский еврей и пока он руководит, мы будем не жить, а мучиться. Что же, как будто у нас русских вождей нет. Долой власть Советов. Долой мучителя народов проклятого Сталина». На суде показал, что не мог устроиться на работу, т.к. числился сыном кулака и был на оккупированной территории.
Спадайте О.М. (1928 г.р., литовка, библиотекарь, Вильнюсский район Литовской ССР) 11 и 14 марта 1953 г. у себя дома и у знакомых рассказывала анекдот о смерти Сталина: «Перед смертью вождь Советского народа и КПСС якобы сказал, чтобы его сердце похоронили в Грузии, а мозг в Москве, и еще одну часть тела разрубить на 16 частей и отдать всем республикам, чтобы вспоминали, а то умер и ничего не оставил народу».
Зайцев В.В. (1896 г.р., русский, инженер отдела снабжения завода им. Кагановича Московско-Курской железной дороги) 5 марта 1953 г. в рабочей комнате при чтении бюллетеня о болезни Сталина и разговоре, что его лечат 10 врачей, сказал: «Всыпать ремня хорошего, и он вскочит». В двадцатых числах марта, услышав информационное сообщение о просьбе Маленкова освободить его от должности секретаря ЦК КПСС, Зайцев сказал: «Что, уже струсил?»
Смирнов В.К. (1900 г.р., русский, электромонтер, г. Иваново) после смерти Сталина в трамвае говорил: «Добрый Сталин, царство ему небесное, 20 миллионов дураков его хоронило. Добрый Сталин, хороший Сталин, а
18 миллионов на фронте оставил».
Трипольский В.П. (1904 г.р., украинец, работал на железнодорожном транспорте, г. Бабушкин Бурят-Монгольской АССР) в 1949-1953 гг. среди работников пожарного поезда неоднократно называл сообщения прессы «брехней», в феврале 1953 г. сказал: «Рано разоблачили врачей, жаль, пусть бы они потравили больше правительство и мы бы жили лучше».
Шамаев А.А. (1913 г.р., русский, рыбак, г. Холмск Сахалинской области) 12 апреля 1953 г. дома при квартирантах в нетрезвом состоянии подошел к портрету Сталина, грозил ему кулаком и говорил... «вот умер Сталин - одним живоглотом стало меньше» и «называл вождя дерзкими похабными словами».
Нетцель С.С. (1933 г.р., русский, заключенный, Ныробский лагерь) 8 марта 1953 г. встретил сообщение... радостными возгласами, в тот же день вручил надзирателю объяснительную записку по этому поводу: «Я искренне рад, что умер мучитель всего трудового народа, который всю свою жизнь стремился уничтожать в тюрьмах, лагерях и колониях все советское молодое поколение. Как только я узнал о его смерти, я не мог сдержать всей радости, восторга, и это известие я встретил криком «ура», а также другими радостными словами. Потому что я чувствую, что со смертью этого зверя, людоеда и врага народа, приходит конец мучениям всех трудящихся».
Чудинов А.И. (1908 г.р., русский, рабочий автозавода, г. Горький) в 1941-1953 гг. ругал коммунистов, показывал знакомым царские деньги и говорил, что они и через 50 лет как новые, а наши через несколько дней превращаются в тряпку, завидовал жизни американских рабочих и т.д. В марте 1953 г. говорил, что доволен, что Сталин подох, что он много людей сгноил в тюрьмах, и предлагал выпить «за нового царя».
Скобленков П.И. (1916 г.р., русский, герой войны, исключен из КПСС за аморальное поведение, не работал, демобилизован из армии) 13 мая 1953 г. в буфете вокзала ст. Брасово Московско-Киевской железной дороги в нетрезвом состоянии говорил, что после смерти Сталина жить стало лучше, и если бы Сталин не умер, то он, Скобленков, его бы убил.
Щередин И.Я. (1898 г.р., русский, колхозник, Горьковская область) 4 марта 1953 г. в чайной на станции Смагино Казанской железной дороги в нетрезвом состоянии кричал: «Сталин подохнет, Молотов заступит, Молотов подохнет - Косыгин на его место будет», говорил, что «воевал две войны, ничего хорошего не завоевал, если будет еще война - не пойду».
Волков И.И. (1920 г.р., русский, слесарь льнокомбината, г. Кострома) 6 марта 1953 г. пересказывал рабочим передачу «Голоса Америки», говорил, что в Америке все рады смерти Сталина. Через несколько дней пересказал другую передачу о том, что преемник Сталина не справится с работой и в СССР будет совершенно другая политика.
Акимов М.Е. (1904 г.р., русский, прежде судим, без определенных занятий) 29 мая 1953 г. на вокзале станции Орел хулиганил, нецензурно ругался и пел частушку: «Коммунисты просят масла, комсомольцы молока, а им С... отвечает: <...> сломался у быка» В приговоре отмечалось, что «частушка... по своему содержанию носит антисоветский характер, т.к. в ней с исключительным цинизмом высмеиваются комсомол, партия и вождь».
Ткачев К.Ф. (1925 г.р., русский, заключенный Воркутинского лагеря) в июле 1953 г. направил письмо одному из руководителей СССР: «Вы стоите на пороге новой мировой войны, которая неизбежна, пока вы не откажетесь от своих сумасбродных идей Сталина, этого кровавого палача народов мира и прежде всего Великого русского народа. С кем пойдете Вы на поле боя, и неужели Вы тешите себя детской надеждой на победу, кажется, война 1941-1945 гг. явно показала, как далеко не весь народ поддерживает Вас».
Болочко А.Ю. (1934 г.р., полька, ученица 9 класса средней школы, Видзовский район Молодечненской области) в дни траура по Сталину «склоняла учащихся на путь устройства веселого препровождения времени, в резко оскорбительной форме выражалась по адресу умершего» и т.д.
Бетхер А.П. (1906 г.р., немец, слесарь в депо ст. Атбасар Акмолинской области) по поводу смерти Сталина сказал, что «он был врагом ингушского и немецкого народа, теперь нам легче будет жить, мы уедем из Казахстана», считал, что половина населения в СССР сидит в лагерях.
Небожин Н.А. (1927 г.р., заготовитель утильсырья, г. Харьков) с марта 1953 г. выдавал себя за святителя Николая, собирал верующих, говорил проповеди на кладбище, призывал молиться за царя, говорил о возможности завоевания Советского Союза папой римским, критиковал руководителей партии и правительства, «возводил гнусную клевету» по поводу смерти Сталина и т.д.
Архангельский Ф.П. (1911 г.р., русский, инвалид войны, пенсионер, проводник вагона, Ульяновская область) в марте-июне 1953 г. делал надписи на стенах и плакатах: «Смерть Сталина спасет Россию» («СССР»), «Долой большевизм и советские законы. Даешь свободу жизни и труду», «Бей коммунистов и евреев, не любящих физический труд».
Воздвиженский Б.П. (1892 г.р., русский, трижды судим, бухгалтер, г. Ленинабад) «называл Сталина Петром I, который на костях людей строил города, а сейчас, по его словам, в тюрьмах сидит 30 миллионов человек невиновных», по поводу смерти Сталина говорил, что тот умер от вина, т.к. он человек кавказский; что Сталин умер, потому что не вынес смерти «друга» - профессора Александрова; хвалил жизнь в царской России.
Соболев П.Н. (1918 г.р., украинец, Кировская область), освободившись из заключения, был снят с поезда Москва-Пермь на ст. Зуевка за хулиганство, в отделении милиции говорил: «Всем коммунистам нужно посрубать головы, Сталин сумел сдохнуть своей смертью, это бы ему казачество все равно отрубило голову».
Литвинова В.М. (1895 г.р., украинка, домохозяйка, Белгородская область) в марте 1955 г. написала письмо: «Очень тяжело живется русскому народу в свободной советской стране. Мы думали, что после смерти врага русских и вредителя Сталина легче станет, что русские станут во главе правительства и пожалеют свой народ... народ не хочет иметь в правительстве нацменов, достаточно, что нас грузин мучил 30 лет... Кагановичи и Микояны пусть в своих республиках сидят в правительстве, а в Москву приезжают на советы со старшим братом... вместо дворян и чиновников сидят коммунисты и комсомольцы, люди черствые и бессердечные... такой эксплуатации, как у нас, ни в одной стране еще не придумано».
Мацегора Г.А. (1896 г.р., украинец, сторож, ст. Алма-Ата) в мае 1956 года под впечатлением решений XX съезда КПСС написал анонимное письмо в «Казахстанскую правду»: «Хрущев сделал доклад на XX о бандите Сталине. А дальше он же сам в этой шайке», а 10 июля 1956 г. около школы вывесил листовку: «Сталин не культ. Это бандит мирового рабочего класса. Он и его соратник и бандит Берия расстрелял и погубил 63 миллиона людей в СССР».