Сердце стучит, тело дрожит, когда знаешь, что он идёт - Сингам!
Ни запинки, ни уклонения, лишь погибель. Сингам!
Он не прощает зла, приветствует добро, ему нет равных, он так силён.
Сингам - погибель зла. Сердце стучит, тело дрожит, когда знаешь, что он идёт. Сингам!
Впервые в жизни посмотрела индийский фильм, где тексты всех песен переведены. Перевод малохудожественный, но понятный. Разве что пока что не смогли индусы положить на музыку легендарную фразу "Нету у вас методов против Кости Сапрыкина!". Хотя, методы против сапрыкиных, конечно, известны.
Баджирао Сингам - представитель нравственно здоровой деревенской общины Гоа, держащейся на тесных семейных связях. В его деревне есть полицейский участок, где Сингам начальствует. А в соседней деревне есть злачное место (кинотеатр), поэтому тамошние хулиганы распоясались. Вот зря они это сделали. В любой момент может прийти некрасивый, но добрый мужчина с луной в руках, нимбом вкруг головы и львом в сердце, и тогда... Мда. Уж куда сельским гопникам до национальной элиты.
В прошлом году индусы метнули на кинорынок своего антропоморфного "Робота". В этом году настал черёд потрясти основы тигроподобным полисменом. Грррр! Сингаммм!
Какие основы потрясены? Ну как же, союз глянца с политкорректностью.
"Сингам" чудовищно глянцевый комедийный боевик - и чудовищно некорректный. Жеглов на раёне давил Костю Сапрыкина своими методами. "Сингам" - кино о тех самых методах, подлинная история добра с кулаками. Когда злодей побеждён и вспотел от страха, с ним что делают Глебы Жегловы? Смотрите "Сингам" на всех мониторах страны!
Добро с кулаками! Конечно, здесь штамп на штампе сидит и штампом погоняет. Но есть тонкость в том, какие это штампы.
Вот например, есть штамп "русские всё время бухают". На экраны выходит очередной тщательно заштампованный фильм с бухающими русскими ...и публика бежит смотреть что-нибудь другое. Достали бухтеть про бухающих русских трезвенникам-язвенникам в лицо. А ведь есть хороший старинный штамп "а мы зато блоху подковали!". Где русские фильмы про блоху в подковах?! Правильно, все умерли в не по-русски летающей чёрной бибикалке "Чёрной молнии" (2009). Только блохи остались.
Индусы, не в пример нам, своих и чужих ранее подкованных блох пересчитали и пустили в дело. Один в поле не воин. Один за всех, все за одного (оно же "сломай прутик - а теперь сломай веник"). Вор должен сидеть в тюрьме. Порка должна быть публичной. Бунт мелких чиновников - тоже бунт, свирепый и беспощадный. А главное - сердце стучит, тело дрожит, потому что пришёл Сингам. Старый добрый штамп ярости, пронзающей организм при виде бандитских бесчинств и коррупционных язв общества.
Русское кино снимается так, чтобы оставить зрителя равнодушным. Болливудское кино бьётся за каждый клочок твоей нервной системы. Не так достанет, так эдак. Не печальными глазками маленького сиротки, так слезой из девичьих глаз.
Разнообразные маэстро красноречия на Рутрекере, впрочем, нервы сберегли и высказались о фильме преимущественно за глаза, не посмотрев. Я написала о них здесь три сочных абзаца и... удалила нафиг. Недостойны.
В индийском кино идут какие-то чудовищные мутации содержания - при сохранении знакомой оболочки. Вся традиционно красочная парадность борьбы добра со злом в "Сингаме" полна уже не только предупреждающих звоночков, а прямо-таки сирен нового морализаторства. Такого способа победы добра над злом, как в данном фильме, я не могла представить и в самом страшном сне - коллективный садизм и круговая порука неомасонов! Словно какой-то порог терпимости уже преодолён и публике предлагают мифы и легенды завтрашнего дня, из сегодняшнего дня смотрящиеся дико, а во вчерашнем дне считавшиеся просто неприличными.
Индусы довели идею Жеглова до логического конца, до самого предела. Никаких добрых сказок. Никаких раскаявшихся грешников. И никаких святых.
Так что вместо гуманизма - абсурдистский юморок. Как в той сцене, где исполненные праведности убийцы в погонах обсуждают, не повесить ли им преступника на потолочном вентиляторе, - нет, такую тушу не выдержит, и предполагаемая жертва, окинув глазом вентилятор, деловито поддакивает "Угу!"...
Бурлящее содержание пожирает форму. Очень заметно, что новый индийский фильм ещё менее целен, чем набившие оскомину старые боевики с песнями и плясками.
Индийские фильмы-сказочки о добре с кулаками в 1970-1980-х продвигали к зрителю сегментированную реальность. Её наполняли содержанием только в опорных точках сюжета, а в остальном она имела декоративно-обрамляющее значение. Протагонист побеждал потому что побеждал. Победа находила достойного и материализовывалась в виде знойной красотки с высоконравственной гражданской позицией и ходящей ходуном грудью.
С индийскими фильмами 1990-х и 2000-х я не знакома.
Вполне возможно (да и как определиться, ведь видела пока только "Робота" и "Сингама"!), индусы перешли от былых сказочек под копирку к производству фильмов-брэндов. Нет, речь не о таких признаках создания культурной "марки", как узнаваемая мелодия и образ энергичного мужчины в свежевыглаженной форме или модном костюме. Европеизация вряд ли может считаться ходовым брэндом. Но смотрите, индусы делают предметом самого массового кино те социально-политические модели, которые европейцы, американцы и мастера Юго-Западной Азии считают прерогативой сугубо авторского кино. Ведь в авторском кино шокирующая смелость уголовно наказуемой идеи коллективного самоуправства нивелируется единичностью источника её происхождения. А в "Сингаме" маргинальное и запретное подано главным блюдом, под фанфары, как дело решённое и праведное. Вот это и есть брэнд - маргинальное и запретное, поданное под фанфары.
Не могу судить, как воспримет "Сингама", например, европейский зритель. Это открытый вызов всей евросоюзовской морали, постановка с ног на голову идеи гражданского самоуправления. Конкретно меня "Сингам" немало напугал своим мизантропическим оптимизмом и знакомым духом людоедского коллективизма.
Феликс Зилич пишет о прямой связи между "Сингамом"-2011 и саморефлексией индийского общества. Похоже, "Сингам" чересчур смел даже для самой Индии, не решающейся признать за политический брэнд столь "эффективные" методы борьбы на местах с непобеждаемым локальным злом.
В целом довольна знакомством с новым индийским кино, пусть моё знакомство и столь поверхностно. В феерической дробности универсума "Робота" и "Сингама" прослеживаются новые способы организации, сопряжения национального с западным, бедного с богатым, традиционного с технологичным. Очень гибкая модель, способная вобрать в себя любые идеи и техники новой кинематографии... и новой политики.
Точит червь сомнения. Обязательно ли поданное главным блюдом являлось тем самым главным блюдом? Как знать, не окажется ли через ...дцать лет, что все эти годы индусы встраивали столь странным путём идею достойной бедности внутрь самого образа общества потребления, - все эти годы, когда настойчиво разводили по разные стороны баррикад не бедных/простых и богатых/власть имущих, а праведно трудящихся и грешно паразитирующих?
Словом, предлагаю счесть "Сингама" фильмом нравственно страшным, но интересным. Друзья или враги подкидывают жегловские идеи? В любом случае, их лучше знать в лицо.