Теперь начинается главная часть нашего путешествия - Памир! Памирский тракт- легендарная часть Великого Шелкового пути. Древний караванный путь через перевал Торугарт (высота 3752 м). Этот протяженный (общая длина около 1000 км) маршрут по Средней Азии проходит по холодным ущельям и узким перевалам Терксей, через грандиозно красивые ландшафты и древнейшие караванные тропы Великого Шелкового пути.
Коротко об окружении, в котором нам предстоит ехать, жить, спать и есть. Все места, по которым лежит наш путь, имеют неспокойную репутацию, излишне многонациональны и приправлены изрядной долей местного шовинизма. Хотя восточного гостеприимства никто не чуждается и всячески приветствуют путников, как и в старые добрые времена Ходжи Насреддина.
Обострение узбекско-киргизских отношений из-за спора вокруг земельных участков в Ошской области привело к некоторому напрягу людей, живущих на одной территории. Его особая острота для Киргизии объясняется наличием в киргизской части Ферганской долины районов, населенных узбеками (узбеки составляют до трети населения юга Киргизии), теснейшим образом связанных с Узбекистаном. Так как и киргизы, и узбеки по праву считают плодороднейшие земли Ферганы своими (первые - потому, что они принадлежат киргизскому государству, а вторые - потому, что они испокон веку живут на них), перспективы конфликта весьма туманны… Узбекское население по-прежнему на третьих ролях… и похоже, там будет так всегда… Восток...
Дорога в предгорьях забита местными джигитами на Уазах, Вазах и китайских джипах. Движение настолько плотное, что иногда удивляешься, как это мы еще едем в ту сторону, в которую наметили, потому что чудеса на виражах местных водителей вынуждают не только скакать по обочинам, но и жестко перестраиваться, практически скачками, на левую обочину! На заправке один из погонщиков(по-другому назвать его не могу)уперся бампером в переднее колесо мотоцикла и машет руками, чтобы я отъехал в сторону - чтобы ему заправиться… Знаками и великими русскими словами я пытался обьяснить ему о несовершенстве конструкции немецкого мотоцикла… Не очень поняли мы друг друга и… Снова Аке стабилизировал ситуацию седой бородой!
Дорога все время ведет к солнцу. С каждым метром мы становимся ближе к нему, а с каждым километром высота становится все ощутимее и явственнее. Жара… Пыль… Горы… Мы приближаемся с Алайскому хребту…
Серьезные проблемы присутствуют и между Кыргызстаном и Таджикистаном. Мы не мечемся чью сторону занять…..да и сейчас жители все чаще вспоминают времена одной большой семьи…
Перед чередой штурмов перевалов останавливаемся испить чаю в лачуге, изящно примостившейся на берегу речушки, хотя так этот бурлящий поток, легко ворочающий камни, можно назвать только из-за расстояния между берегами…
Гостеприимная семья просит нас располагаться в кафе, а если понадобится, то и переночевать в заброшенной комнате с земляным полом…и железными армейскими кроватями…и складом коробок… Белье и одеяла лучше иметь с собой…
Весь сей гостинично-отдыхательно-питейный комплекс размещается в глинобитном полуразрушенном домике… Молодая девушка обслуживает гостей, изрядно стесняясь…
По дороге из Оша, до перевала Талдык (3680м), начинаются пугающие чудеса... Многоцветные скалы правильных геометрических форм, сплетающиеся в тектонические композиции, которых не создаст человеческое воображение. Монументальные каньоны, срывающиеся со склонов к кипящим руслам ледниковых рек. Целебные и горячие источники. Плато Ташкура, на вершину которого, «огражденную» с трех сторон вертикальным обрывом, до сих пор приводят отары овец как в огромный загон. И нереальный город Гульча с его мазарами и минаретами на фоне карминовых пиков, как будто упавший сквозь время в наши дни из минувших столетий…
Кстати, когда-то на перевале Талдык обнаружили столб с именами людей, принявших участие в проектировании и прокладке дороги на Памир. Руководителем работ был знаменитый путешественник и разведчик подполковник Б. Л. Громбчевский. Хотя очень долго считалось, что первую колесную дорогу через перевал Талдык построили в 1916 году пленные австрийцы. Но мы знаем - ее проложили русские в конце 19-го века!
Вся дорога - грунт и глина, вокруг блестящие ледники с одной стороны и альпийские луга с другой… И вдруг начинается дождь…Через все небо огромная радуга выкладывает свой цветастый мост! Радуга совершенной формы - полная арка - накрывает всю дорогу!!!
Проехав одну арку, мы вдруг попадаем под другую. Но это уже сюрреалистичный вклад современности в тягучие будни подножья Памира… Примерно в 15 км от перевала Талдык находится огромная бетонная Арка, словно ворота в другой мир она разделяет зеленые луга, наполненные жизнью и начинающееся запустение высокогорья… Местные жители говорят, что её построили к ожидаемому посещению Л.И.Брежневым Ошской области и Алайской долины. Генсек так и не приехал, а арка, ставшая достопримечательностью, осталась - есть что вспомнить!
Остатки какого-то аула оживляются с нашим появлением. Стая собак гонится по дороге за нами! И одна из них догоняет Рому, вернее часть его ноги и мотоцикла… Ошарашенный пес долго смотрит вослед неуловимому наезднику. Но какая картинка была у меня в зеркале заднего вида!
И вот он, один из самых труднопроходимых подъемов, дорога на Талдык…. Всего пара десятков км - и мы в другой реальности!
С высшей точки перевала - 3 680 метров над уровнем моря - открылась Алайская долина, а за ней в прорывы облаков мы увидели освещенный солнцем как призрачный ландшафт какой-то иной планеты, Заалайский хребет - десятки пиков и среди них пик Ленина, высота которого больше 7 000 метров!!!
Как ни громадны эти вершины, как ни массивен хребет, но в розовых лучах восходящего солнца он представляется из Алайской долины легким - великолепные льды, кажется, парят над миром, исполинские в своей мощи, воздушные и прекрасные, они словно налиты вечностью… ..Но в дурную погоду страшно даже представить себе, какие дикие ураганы и бури, пурги и бураны беснуются в этих облаках, кажущихся из Алайской долины только белосерыми клубящимися туманами высоких пространств.
Когда-то Алай был владением кокандского хана. На этой дороге, когда за каждым ее поворотом открывается нечто, чего прежде не приходилось видеть, путешественник, не обремененный другими заботами, кроме внимательного созерцания, рискует вдруг захлебнуться собственными впечатлениями и нечаянно осознать смысл старинной суфийской мудрости: то, что изнутри заставляет вас непрестанно чего-то искать и ждать, на самом деле и есть то, чего вы ждете и что вы ищете.
Алайская долина зеленела сочной травой. Июль победил снега. Дикая белая пустыня обернулась богатейшим, просторным пастбищем. Армия баранов, яков, лошадей, дожидавшаяся таяния снегов в нижних долинах вошла сюда и нарушила горную тишину. Но тишину нарушал еще и дождь….. Туча стояла над нами, как гигантское черное блюдце, мы были под центром его и сквозь дождь видели солнечные горы - Заалайский хребет, над которым стояло бледно-синее небо, и яркую даль залитой солнечными лучами долины.
Мы под тяжким темным дождем, а рядом - яркий солнечный мир и эти снега, напоенные светом снега, вечные, никогда не тронутые человеком!
Это - Алай, расположенный на высоте в более 3х километров над уровнем моря! «Алай» в джагатайско-турецком языке, обозначает табун. Но есть и другие объяснения этого слова…. Нам понравился перевод местных жителей - они переводят его словом «рай» - так красивы и обильны здешние пастбища. И еще говорят, что «Ал ай!» значит «держи месяц!», то есть торопись, летние месяцы коротки в этой высокогорной долине!
Вот они - ворота на Памир! Мы решаем заночевать в урочище Сары-таш , или поселке… хотя поселком назвать это место трудно - древнее кладбище на вьезде, оформленное по всем языческим канонам, с использованием черепов, хвостов, кольев…урчащий, трубный вой камлающего шамана…стук облаков о вершины…заброшенные домики… Странные местные жители, больше похожие на жителей Киндзадзы….
Один из таковых нетвердой походкой вклинился в нашу группу на заправке. Где мы окружили мираж, привидевшийся нам всем одновременно - милую девушку, альпинистку из Москвы, Тамару (альпинисты впоследствии так удачно воспользовались нашим расположением, что до сих пор не вернули насос от дорогущего примуса!)
Этот мираж поведал нам о положении с гостиницами, ночевками, едой и водкой в данной точке пространства. Мы решили ответить на приглашение Хароза, того самого колоритного персонажа, уже тершегося около нас. И не прогадали!
Мотоциклы были загнаны во двор, а для сна нам выделили целую комнату и множество лоскутных одеял. К вечеру похолодало настолько, что в доме уже можно было находить только одетым в теплое белье.
Уклад жизни уважаемого Хароза олицетворял стремления и достаток людей, живущих в долине. У него есть дом, хороший, состоящий из 3х комнат, Волга - ГАЗ24, Зил грузовой, бараны, жена (даже две - бывшая и действующая), дети, один из которых работает в супермаркете в Питере, а второй в Бишкеке, несколько внуков. Дом полон ковров. Есть бензоэлектрогенератор. Человек с ощущением полного счастья и удавшейся жизни! Как мало таких людей мы знаем, но как часто нам дарит их Дорога, благословляя на дальнейшие встречи и километры. Без таких встреч наши путешествия были бы сродни просмотру ТВ передач, только с запахом….
Гостеприимство хозяина нашего приюта было даже не на 100, а на 1000 процентов. Сначала он спел нам под аккомпанемент баяна на киргизском языке Катюшу, ну а хитом вечера стали Очи черные на киргизском!!!
Вот это дискотека и фольклорный вечер одновременно!!! Свежесваренный баран, водка, лепешки, арбуз и даже вареная картошка! А главное душевная беседа! Мы и ели мы и пили мы и пели! А высота три с половиной километра кружила голову…
Памир. Начало пути. Памир. Часть 2.
Памир. Части 3,4. Памир. Часть 5.
Памир. Часть 6.
Памир. Часть 7.
Памир. Часть 8.
Памир. Части 9,10.
Памир.Часть 11.
Памир.Часть 12.
Памир.Часть 13.
Памир.Часть 14.
Памир.Часть 15.
Памир.Часть 16.
Памир.Часть 17.
Памир.Часть 18.
Памир.Часть 19.
Памир.Часть 20.
Памир.Часть 21.
Памир.Часть 22.
Памир.Часть 23.
Памир.Часть 24.
Памир.Часть 25.
Памир.Часть 26.