Leave a comment

Comments 20

nord_ursus March 22 2016, 13:52:59 UTC
С юртами в степи, на мой взгляд, всё несколько глубже. Хоть я и не был в Монголии и знаю про неё довольно мало, но я на нашем Крайнем Севере видел ненцев, которые до сих пор живут в тундре в чумах и разводят оленей. И вот, если честно, как-то эти люди не оставляют впечатления каких-то "отсталых дикарей", которые тяготеют к прошлому. Дело даже не в том, что в чуме может стоять современная техника, а в том, что все эти атрибуты их жизни выглядят скорее как нечто, прошедшее испытание временем. Хотя, разумеется, есть среди них и те, кто уходит в "цивильную" жизнь и живёт уже в посёлках и городах в обычных многоквартирных домах. Но, повторюсь, не знаю, насколько правильно экстраполировать наблюдения о ненцах на монголов, - может быть, у них всё как-то иначе. Ну и потом, ненцы - лишь один из малых народов большой страны.

Reply

nord_ursus March 22 2016, 17:34:24 UTC
Кстати, очередь как раз дошла до постов про Антипаюту, где я всё это и наблюдал :))

Reply

actoris March 23 2016, 07:34:18 UTC
> Ну и потом, ненцы - лишь один из малых народов большой страны ( ... )

Reply


Думаю, насчёт христианства Вы заблуждаетесь alex_bykov March 22 2016, 14:10:17 UTC
Уподобляться Б.гу, в т.ч. и в творчестве христианство традиционно запрещало (вплоть до объявления картин греховными). Понадобилась смена нескольких поколений и, насколько я понимаю, гигантская работа внутри самого христианства (католического), чтобы этот тезис переломить, заменив, "не уподобляйся" на "приближайся" к Б.гу в творчестве...

Reply

Re: Думаю, насчёт христианства Вы заблуждаетесь actoris March 23 2016, 07:09:51 UTC
Ну, допустим, "объявление картин греховными" это уже отдельные временные региональные перегибы, причем зависящие в первую очередь от сюжета самих картин. Если на картинке доблестное войско местного князя направляется в славный поход (возьмите хоть цветные миниатюры в средневековых книгах), то я не слыхал, чтобы такие изображения кто-то пытался запрещать. А если на картине изображен привычный языческий античный сюжет (боги-герои-сатиры-и т.д.), или томная красотка с призывным взглядом, то осуждение подобного искусства с ортодоксально-консервативных позиций вполне понятно, и едва ли связано с творчеством как таковым. Порицается сюжет, направленность, а не сам факт "художествования ( ... )

Reply

Re: Думаю, насчёт христианства Вы заблуждаетесь actoris March 24 2016, 08:15:10 UTC
+ обсуждение темы в православном сообществе, если интересно:
http://soborianelj.livejournal.com/373433.html

Reply


rohanwarrior March 22 2016, 21:50:53 UTC
В исламе вроде бы запрещено изображать человека. Но в тех же турецких гаремах внутри на стенах такие сцены нарисованы - авторы Камасутры застеснялись бы.

Reply

actoris March 23 2016, 06:54:05 UTC
Вот! Собственно, я с аналогичного прецедента и заинтересовался. Наткнулся на арабскую средневековую книжечку с картинками, где живописались походы Александра Македонского (причем, сам Александр изображался этаким колоритным арабом в чалме). Я и решил уточнить - почему известный запрет на изображения вдруг не коснулся великого завоевателя.

Оказалось, никакого жесткого запрета на изображения людей и зверей нет и никогда не было. "Изображения, не отбрасывающие тени" иногда относят к "макрух ат-танзих" (нежелательные, но не запретные). А вот плоские картинки осуждаются лишь сдвинутыми ультраконсерваторами. Либо осуждаются как раз в тех случаях, когда художник "пытался уподобиться Творцу в умении творить" (с).

Reply

Полевые замеры ssvergeles March 24 2016, 08:24:42 UTC
Таджики, что мы нанимаем, рассказывают, что на их родине местные имамы запрещают иметь изображения на стенах. Там дело было так: когда имам был приглашён на дом, оказался в той комнате где были повешены, кажется, семейные фотографии или рисунки, он сказал, что лучше в согласии с исламом их убрать или хотя бы завесить.

Reply

Re: Полевые замеры actoris March 24 2016, 08:31:10 UTC
Хм, любопытно... Ну это какие-то крайние фундаменталисты, вероятно. Современные мусульманские теологи вполне одобряют фотографии, поскольку это явно не связано с "запретом на творчество" и с "запретом на поклонение". Просто фиксация окружающего мира "таким, каким его создал Аллах".

Reply


leon_rumata March 26 2016, 14:58:02 UTC
Первохристиане тоже разрушали античные скульптуры, сжигали свитки и библиотеки, боролись с произведениями искусства античности ( ... )

Reply

actoris March 26 2016, 15:29:44 UTC
> И лишь потом, на пороге Возрождения, когда хватка Церкви на горле европейской цивилизации начала ослабевать, начался бурный взлет Творчества и расцвет науки и культуры ( ... )

Reply

leon_rumata March 26 2016, 16:05:36 UTC
"И умоляю вас, никогда не говорите "темные века"! Сказочно далеко от современной научной парадигмы ( ... )

Reply

actoris March 26 2016, 18:13:34 UTC
> Впервые такое наименование Раннего Средневековья

Если вы говорите не про христианский мир, а исключительно про т. н. "варварские королевства", заместившие собой западную часть Римской империи, то да, иногда такое выражение употребляется в их отношении (хотя это и не вполне академичный вариант, в отличие от, например, древнегреческих "темных веков"). Но это понятие лишь образно выражает культурно-технологическое отставание западной части Империи от Восточной в период примерно VI-XI вв.

А к христианству, и особенно к "хватке церкви" - это имеет весьма слабое отношение. Как раз наоборот, в раннее средневековье на Западе поначалу наблюдается ослабление власти Римских пап, и множество откатов в привычное язычество едва ли не по всей периферии бывшей Империи.

Reply


Творчество и научно-технический прогресс в разных кул livejournal March 26 2016, 15:10:14 UTC
Пользователь witeman сослался на вашу запись в своей записи « Творчество и научно-технический прогресс в разных культурах» в контексте: [...] Возвращаясь к предыдущему перепосту [...]

Reply


Leave a comment

Up