Академгородок, 1965. Пост 18. На озере Иссык-Куль (9).

Apr 22, 2011 12:28

Продолжение. Начало см.
Академгородок, 1965. Посты:  1 -  10,   11,   12,   13,   14151617.
См. также предыдущие главы: Академгородок 1959, 1960, 196119621963 и 1964 гг.

Чудеса наяву,

или современные культурные центры на Иссык-Куле

Полвека назад я мечтал построить на Иссык-Куле современный дом отдыха и видел в мечтах на его берегах санатории, дома отдыха, детские лагеря. Я понимал, что со временем это будет и крупный туристский центр. Но, конечно, я и представить себе не мог, что на на его берегах будут созданы два масштабных культурных центра: на северном берегу возникнет культурный центр, представляющий культурное наследие не только этого уникального края, но и всего человечества, а на южном - культурно-этнографический центр, рассказывющий о киргизских традициях и обычаях, его древней культуре и месте в современном мире.




И первый, и второй -  могли возникнуть только здесь, в этом благословенном крае, где природа дает человеку всё, что ему нужно, - и материальную, и духовную пищу, а в добавок ещё и награждает немыслимой красотой. Это удивительный край. здесь каждые два века менялись народы, языки, религии. Шли, как и повсюду на земле, жестокие войны. Разные народы приходили сюда. Очарованные озером и притянутые, как магнитом,  благоприятными условиями жизни, они оставались на берегах озера и смешивались с другими народами, которые уже жили здесь. А иногда вынужденно уходили отсюда, когда в этих местах появлялись жестокие завоеватели.
            Здесь раньше жили люди европеоидной расы, и здесь уже многие столетия живут тюрки.
           Озеро попадало под владычество китайских и джунгарских, среднеазиатских и монгольских правителей.
           Здесь были древние верования и современные - буддизм, христианство и мусульманство. Поэтому совсем не случайно, что именно здесь возникла идея создания таких центров центров единения человечества..

"Рух Ордо ТАШКУЛ-АТА"

http://ay-forum.net/viewtopic.php?p=25394

Неподалеку от города Чолпон-Ата на 4,5 гектарах земли создан культурный центр «Рух Ордо ТАШКУЛ-АТА», которому в 2008 году было присвоено имя большого киргизского и русского писателя и гуманиста Чингиза Айтматова.

"Рух Ордо ТАШКУЛ-АТА" в переводе означает Духовный центр или Град Благословенный. Идея его создания - соединить историю и духовное наследие различных культур и народностей мира. И идея, и воплощение замысла принадлежат Ташкулу Керексизову.

Главный постулат духовного центра - Бог един для всех. Ташкул Ксерексизов говорил, что, создавая этот центр, он хотел, чтобы каждый человек, пришедший сюда, независимо от вероисповедания и национальности, почувствовал себя частичкой вселенной, почувствовал спокойствие и умиротворение, задумался о смысле жизни.

На территории центра по кругу на равном расстоянии друг от друга расположено пять одинаковых по своему внешнему виду белых часовен.




Единственное их внешнее различие - это символы различных мировых религиозных конфессий, расположенные на их макушках. Это подчеркивает равенство духовного наследия христианства, мусульманства, иудаизма и буддизма для всего человечества, их однозначность перед лицом Творца, его уважительного отношения к представителям всех вероисповеданий.

В каждой часовне вверху видна темная дыра. По поверью, -это говорят каждому, - если вы встанете под ней, то отрицательная энергия, накопившаяся в Вас, уйдет вверх.

В каждой из часовен собраны реликвии, соответствующие этой религии.

Буддийская часовня таит в себе секрет Нирваны - высшей точки медитации, к достижению которой стремятся все буддисты, при которой душа отделяется от оков своего «я». Рядом с буддийским храмом расположен колокол желаний - около него людям говорят, что если совершить пожертвование и ударить в колокол, сбудется самое заветное желание человека.



В католической часовне изображены святые, а в центре на стене висит огромная картина святого апостола и евангелиста Матфея, мощи которого, по преданию, были спрятаны в монастыре братьев армян на Иссык-Куле в городе, именуемом Сикуль, отмеченном на Каталонской карте, созданной в 1375 году.

Православная часовня названа в честь Анастасии Узорешительницы - чей образ считается святым, а также в честь Наины Ельциной, которая при крещении получила имя Анастасия. Первый президент России Б.Н. Ельцин с супругой присутствовали при открытии и освящении часовни. В прежние годы перед часовней стояла статуя первого президента России, потом ее переместили.



В православной часовне много икон, в частности, Иисуса Христа и Девы Марии. Лежит Библия. Стоят фигурки библейских героев, которые пришли поздравить с рождением Иисуса.




На стене висят картины. На одной изображены три крестителя: Николай Чудотворец, Ксения и Иоанн Креститель.



Одним из важнейших экспонатов Иудейской часовни является свиток Торы - священного Пятикнижия, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений древнего еврейского народа.

На стене находится огромная картина, изображающая седую женщину с большими добрыми глазами - ее тепло и заботу организатор парка Ташкул Керексизов запомнил на всю жизнь. Этот портрет - дань памяти пожилой еврейской женщине, работавшей в столовой детского дома.

В мусульманской мечети на стенах суры из Корана и два ковра ручной выделки, символизирующие два течения в исламе: суннизм и шиизм.

Все часовни освящены, здесь любой может помолиться.

Говорят, что раньше здесь был и шаманский шатер, но я в этом не уверен. Может быть, это только слухи.

Над бескрайней гладью Иссык-Куля возвышается дерево жизни, напоминающее цветущую японскую сакуру. Но часть веток мертва. Дерево - символ того, что есть жизнь, но однажды придет и смерть. Под деревом зарыта капсула - завещание потомкам.

На пирсе «Рух Ордо», самом красивом пирсе на озере,  расположены четыре изящные беседки. Они символизируют четыре стороны света и четыре времени года. 
Здесь же можно увидеть двадцать четыре вида рыб, которые являются символом двадцати четырех часов в сутках. 
               Прямо на берегу Иссык-Куля расположены две беседки.  
               Одна из них посвящена киргизским сказителям - манасчи. В центре самый известный из них Саякбай Каралаев (1894-1971). Он исполнял произведения устного киргизского эпоса «Манас» и записал «Семетей» и «Сейтек», а также сказочно-героический эпос «Тёштюк». Чон-манасчи закрыл глаза в песенном экстазе, читая миллионную строку эпоса «МАНАС».



Его изображение запетчатлено на банкноте в 500 сом.


Другая - беседка науки, где вокруг то ли мраморного, то ли гранитного шара весом в одну тонну, стоящего на источнике и вращающегося силой воды, изображены великие ученые-первооткрыватели - Аристотель, Геродот, Галилей, Коперник, Авиценна, политики и поэты, святые и грешники. Шар символизирует течение времени и незыблемость истины.

По всему периметру культурного центра установлены статуи и изваяния великих людей всех времен, чьи имена остались в памяти людей, будь то наука или искусство, история человечества или даже мифология, а также деятелей киргизского народа, - знаменитых ученых и писателей, политиков и поэтов, людей духа, святых и грешников. Стоят скульптуры и памятники Конфуцию, Пушкину, даже герою Гюго маленькому беспризорнику Гаврошу.

Табличек нет. Одни узнаются сразу, другие представляют обобщенные образы, которые понимаются каждым человеком по-своему…
                Булат Окуджава, обнимая гитару, пристально всматривается в синеву иссык-кульского неба.
                Первый президент России Б.Н.Ельцин, похожий на киргиза, прочно и величаво сидит в кресле.
                Президент Казахстана Н.А.Назарбаев стоит под сенью дерева, искусно выкованного из металла.

Дом Рерихов - легендарной семьи, которая существенно обогатила мировую культуру. На крыше дома есть символ мира Рерихов - три точки в центре, символизирующие настоящее, прошлое и будущее.



Внутри портрет Николая Рериха и его жены Елены Ивановны.





В зале этого дома проходят многие значимые для государства события, за столом подписываются важные документы, а на диване, изготовленном из цельного дерева, найденного на дне Иссык-Куля, уже сидели многие знаменитости.

Балбал - это каменное надгробие, на нем высекалось лицо умершего. В «Рух Ордо» они - частица киргизской культуры. Иногда балбалы изображались с мечом или с чашей, куда помещалась еда. Древние кочевники считали, что если животное подойдет к надгробию человека и попробует еды из этой чаши, то его душа может переселиться в животное.




Здесь же железные фигурки животных. Капитолийская волчица напоминает о зарождении Рима, а скульптура матери-оленихи о появлении кыргызского рода Бугу.








Концертный зал строили лучшие специалисты Европы. На его стенах копии работ Николая Рериха. Благодаря своей уникальной акустике концертный зал центра стал местом проведения фестивалей, конкурсов и концертов.




Кульминацией каждого представления является поднятие заднего занавеса сцены, и тогда зрителям предстает величественный Иссык-Куль в обрамлении гор-исполинов, покрытых снежными шапками.


В 2008 году в комплексе была установлена бронзовая скульптура знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова. Расходы по изготовлению скульптуры взял на себя новый владелец комплекса Борис Сан.

Чингиз Айтматов

На снимке президент Казахстана
Нурсултан :Назарбаев и Ташкул Керексизов



Ташкул Керексизов, построивший «Рух Ордо ТАШКУЛ-АТА», а потом продавший его Борису Сану, задумал и создал еще более масштабный культурно-этнографический центр «Аалам-ордо». Он расположен на площади в 100 гектарах на южном берегу Иссык-Куля в 8 км к востоку от Каджи-Сая.

Много фотографий на сайте http://ruhordo.kg

Если Вы думаете, что в "Рух-Ордо" обошлись без Путина и Назарбаева, Вы ошибаетесь. Без правителей таких великих соседей, как Россия и Казахстан обойтись здесь безусловно не могли. Назарбаеву уже стоит памятник. Путину вроде бы ещё не поставили. Зато посмотрите, какие портреты их висят на стене Концертного зала.




Продолжение следует

Академгородок. 1965, Рух-Ордо, Иссык-Куль

Previous post Next post
Up