Leave a comment

Comments 37

lj_frank_bot January 7 2021, 20:40:32 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

abel January 7 2021, 20:56:34 UTC
Система не ошиблась: Музыка.

Reply

lj_frank_bot January 7 2021, 20:58:02 UTC
Круто

Reply


dinadurbin27 January 8 2021, 07:33:35 UTC

Вы знаете, я абсолютный дилетант в музыке. Музыкальная школа 100 лет назад - вот и все познания. Но мне доставляет большое удовольствие вас читать, даже если большая половина написанного мне непонятна.

Reply

abel January 8 2021, 07:41:32 UTC
Спасибо, я рад! Но что же тут может быть непонятно? :)

Reply


mendelbookinist January 8 2021, 09:12:11 UTC
Спасибо за традиционный интересный новогодний обзор! Я чуть-чуть попозже отпишусь.

Reply

abel January 8 2021, 10:42:02 UTC
Спасибо за отклик, и отдельно за Скрипичную сонату Шостаковича. :)

Reply

mendelbookinist January 8 2021, 10:59:36 UTC
1) Симфонии Гайдна. Весной прослушал 12 поздних симфоний, великолепно записанных Клемперером. Причем каждую слушал по три раза. Музыка Гайдна для меня - это sheer music, ее интересно слушать с точки зрения того, как она написана и устроена, но ничего общего с моим внутренним миром я в ней не нахожу. Поэтому в памяти она почти не остается. Но это не мешает восхищаться мастерством Гайдна самим по себе ( ... )

Reply

abel January 8 2021, 11:04:14 UTC
Спасибо за такой комментарий!
Нет, квинтет К. 593 грандиозен, а вторая часть вообще экстраординарна. Но это совсем поздний Моцарт, а он несколько герметичен. :)

Reply


Финал Квинтета g-moll abel January 8 2021, 19:06:15 UTC
Земная жизнь кончена, а души в Раю радуются, как дети: Wir geniessen die himmlischen Freuden.
Квинтет датирован 16 мая 1787 г., а 28 мая умирает в Зальцбурге Леопольд. Для Моцарта его смерть была неожиданной (о чем он писал сестре уже в июне). Но в последнем письме к отцу 4 апреля 1787 г. Моцарт написал свою знаменитую фразу о смерти как лучшей подруге людей.
Я думаю, что квинтет g-moll в музыке выражает эту философию смерти и жизни после смерти.

Reply

Re: Финал Квинтета g-moll mendelbookinist January 8 2021, 23:40:57 UTC
Это просто одно из величайших произведений в истории музыки. Если Моцарт писал в миноре, ему втройне было, что сказать слушателю. :)

Reply


petrark January 8 2021, 20:42:59 UTC
Грандиозно, спасибо. Не могу похвастаться ничем подобным, хотя слушал много.
Кстати, об обратном порядке: недавно, по-моему, впервые послушал три последние сонаты Бетховена подряд от 32-й к 30-й. Совершенно не то ощущение, что при обычном порядке. Интересно, что будет, если послушать таким способом "Кольцо Нибелунга"...

Reply

abel January 8 2021, 20:58:29 UTC
В данном случае, мне кажется, это неприменимо. Рихтер знал, что говорил, утверждая, что в "Кольце" Вагнер шел по возрастающей.
Но опыт провести можно. :) У меня сейчас на такой опыт с Вагнером нет ни сил, ни времени.
А инверсное прослушивание симфоний Гайдна возникло как-то спонтанно. Но тут мы видим всюду один уровень высокого мастерства.
***
Интересно, а в чем разница в ощущениях от обратного порядка прослушивания бетховенских сонат?

Reply

petrark January 8 2021, 21:16:59 UTC
В "Кольце" есть помимо прочего сюжетное развитие. Непонятно, какой смысл слушать сначала про смерть героя, а затем о его подвигах.
По поводу последних сонат сложно сказать. Я привык воспринимать их как некий цикл, в центре которого, если угодно -- Arioso dolente и фуга из 31-й сонаты, а бесконечная ария с вариациями их 32-й сонаты -- как вознесение в горние миры, предвестьем которого служат вариации из 30-й сонаты. При обратном прослушивании цикл "ломается" и каждая соната воспринимается не то что отдельно, но как-то не так. Ну хотя бы в том отношении, что нет привычного ощущения окончательности последних тактов 32-й сонаты.

Reply

abel January 9 2021, 07:37:51 UTC
Мне кажется, что эти сонаты цикла не образуют и каждая замкнута в самой себе. Это от Т. Манна идет такое восприятие 32 сонаты как последней сонаты вообще в музыке. То, как это в "Докторе Фаустусе" написано, замечательно, но вряд ли точно. Если угодно, прощание с фортепиано состоялось в Вариациях на вальс Диабелли, о чем хорошо написано в книге Л.В. Кириллиной.
Но мы можем сами для себя составлять такие циклы, и это хорошо, знаменует свободу восприятия. :)

Reply


Leave a comment

Up