Здравствуйте! Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка. Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее. Фрэнк, команда ЖЖ.
Вы знаете, я абсолютный дилетант в музыке. Музыкальная школа 100 лет назад - вот и все познания. Но мне доставляет большое удовольствие вас читать, даже если большая половина написанного мне непонятна.
1) Симфонии Гайдна. Весной прослушал 12 поздних симфоний, великолепно записанных Клемперером. Причем каждую слушал по три раза. Музыка Гайдна для меня - это sheer music, ее интересно слушать с точки зрения того, как она написана и устроена, но ничего общего с моим внутренним миром я в ней не нахожу. Поэтому в памяти она почти не остается. Но это не мешает восхищаться мастерством Гайдна самим по себе
( ... )
Спасибо за такой комментарий! Нет, квинтет К. 593 грандиозен, а вторая часть вообще экстраординарна. Но это совсем поздний Моцарт, а он несколько герметичен. :)
Финал Квинтета g-mollabelJanuary 8 2021, 19:06:15 UTC
Земная жизнь кончена, а души в Раю радуются, как дети: Wir geniessen die himmlischen Freuden. Квинтет датирован 16 мая 1787 г., а 28 мая умирает в Зальцбурге Леопольд. Для Моцарта его смерть была неожиданной (о чем он писал сестре уже в июне). Но в последнем письме к отцу 4 апреля 1787 г. Моцарт написал свою знаменитую фразу о смерти как лучшей подруге людей. Я думаю, что квинтет g-moll в музыке выражает эту философию смерти и жизни после смерти.
Грандиозно, спасибо. Не могу похвастаться ничем подобным, хотя слушал много. Кстати, об обратном порядке: недавно, по-моему, впервые послушал три последние сонаты Бетховена подряд от 32-й к 30-й. Совершенно не то ощущение, что при обычном порядке. Интересно, что будет, если послушать таким способом "Кольцо Нибелунга"...
В данном случае, мне кажется, это неприменимо. Рихтер знал, что говорил, утверждая, что в "Кольце" Вагнер шел по возрастающей. Но опыт провести можно. :) У меня сейчас на такой опыт с Вагнером нет ни сил, ни времени. А инверсное прослушивание симфоний Гайдна возникло как-то спонтанно. Но тут мы видим всюду один уровень высокого мастерства. *** Интересно, а в чем разница в ощущениях от обратного порядка прослушивания бетховенских сонат?
В "Кольце" есть помимо прочего сюжетное развитие. Непонятно, какой смысл слушать сначала про смерть героя, а затем о его подвигах. По поводу последних сонат сложно сказать. Я привык воспринимать их как некий цикл, в центре которого, если угодно -- Arioso dolente и фуга из 31-й сонаты, а бесконечная ария с вариациями их 32-й сонаты -- как вознесение в горние миры, предвестьем которого служат вариации из 30-й сонаты. При обратном прослушивании цикл "ломается" и каждая соната воспринимается не то что отдельно, но как-то не так. Ну хотя бы в том отношении, что нет привычного ощущения окончательности последних тактов 32-й сонаты.
Мне кажется, что эти сонаты цикла не образуют и каждая замкнута в самой себе. Это от Т. Манна идет такое восприятие 32 сонаты как последней сонаты вообще в музыке. То, как это в "Докторе Фаустусе" написано, замечательно, но вряд ли точно. Если угодно, прощание с фортепиано состоялось в Вариациях на вальс Диабелли, о чем хорошо написано в книге Л.В. Кириллиной. Но мы можем сами для себя составлять такие циклы, и это хорошо, знаменует свободу восприятия. :)
Comments 37
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Reply
Вы знаете, я абсолютный дилетант в музыке. Музыкальная школа 100 лет назад - вот и все познания. Но мне доставляет большое удовольствие вас читать, даже если большая половина написанного мне непонятна.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Нет, квинтет К. 593 грандиозен, а вторая часть вообще экстраординарна. Но это совсем поздний Моцарт, а он несколько герметичен. :)
Reply
Квинтет датирован 16 мая 1787 г., а 28 мая умирает в Зальцбурге Леопольд. Для Моцарта его смерть была неожиданной (о чем он писал сестре уже в июне). Но в последнем письме к отцу 4 апреля 1787 г. Моцарт написал свою знаменитую фразу о смерти как лучшей подруге людей.
Я думаю, что квинтет g-moll в музыке выражает эту философию смерти и жизни после смерти.
Reply
Reply
Кстати, об обратном порядке: недавно, по-моему, впервые послушал три последние сонаты Бетховена подряд от 32-й к 30-й. Совершенно не то ощущение, что при обычном порядке. Интересно, что будет, если послушать таким способом "Кольцо Нибелунга"...
Reply
Но опыт провести можно. :) У меня сейчас на такой опыт с Вагнером нет ни сил, ни времени.
А инверсное прослушивание симфоний Гайдна возникло как-то спонтанно. Но тут мы видим всюду один уровень высокого мастерства.
***
Интересно, а в чем разница в ощущениях от обратного порядка прослушивания бетховенских сонат?
Reply
По поводу последних сонат сложно сказать. Я привык воспринимать их как некий цикл, в центре которого, если угодно -- Arioso dolente и фуга из 31-й сонаты, а бесконечная ария с вариациями их 32-й сонаты -- как вознесение в горние миры, предвестьем которого служат вариации из 30-й сонаты. При обратном прослушивании цикл "ломается" и каждая соната воспринимается не то что отдельно, но как-то не так. Ну хотя бы в том отношении, что нет привычного ощущения окончательности последних тактов 32-й сонаты.
Reply
Но мы можем сами для себя составлять такие циклы, и это хорошо, знаменует свободу восприятия. :)
Reply
Leave a comment