1) Симфонии Гайдна. Весной прослушал 12 поздних симфоний, великолепно записанных Клемперером. Причем каждую слушал по три раза. Музыка Гайдна для меня - это sheer music, ее интересно слушать с точки зрения того, как она написана и устроена, но ничего общего с моим внутренним миром я в ней не нахожу. Поэтому в памяти она почти не остается. Но это не мешает восхищаться мастерством Гайдна самим по себе.
2) Скрипичная соната Шостаковича. С ней я, как и, наверное, подавляющее большинство, знакомился по исполнению Ойстраха и Рихтера. Исполнение их мне сразу оказалось не близко, потому что уводит в романтический мир. Резкое, острое, даже злое исполнение Бейлиной и Тищенко подчеркивает авангардность этой музыки. Сразу понимаешь, что она написана в 20 веке. У Хиндемита и правда есть эмоциональные пересечения с Шостаковичем. Нередко это чувствется при прослушивании его струнных квартетов.
3) Антар - абсолютно гениальное произведение, шедевр Римского-Корсакова. Очень его люблю. Кстати, с удовольствием слушаю и сюиты из "Золотого петушка", "Сказки о царе Салтане". У него волшебный оркестр, хотя и по большей части сугубо изобразительный. Не всем по вкусу придется такая музыка. Но у меня есть знакомая, которая совершенно не воспринимает западный импрессионизм (от Дебюсси и Шимановского до Р. Кларк), однако обожает Римского-Корсакова и особой преемственности между ним и продолжателями его дела на Западе не видит. Вот такие казусы восприятия.
4) О кларнете Моцарта мы говорили, его струнные квинтеты Соль минор и До мажор входят в число моих любимых произведений. Действительно масштабные произведения, прокладывающие путь к Шуберту. Квинтет K593, мне всегда казалось, уступает им в яркости и драматизме (в До мажорном квинтете это короткая, но невероятно сильная разработка в первой части). Поэтому тоже для меня sheer music.
В опере не разбираюсь, надеюсь, коллеги продолжат. :)
Спасибо за такой комментарий! Нет, квинтет К. 593 грандиозен, а вторая часть вообще экстраординарна. Но это совсем поздний Моцарт, а он несколько герметичен. :)
Да, это то же время. Но я бы сказал, что квинтет ярче и жестче "Прусских" квартетов. Там ясно прослеживается нить от несколько формальной полифонии разработки 1 части до полифонического "разгула" финала.
Виталий, я на classic-online нашел прекрасные записи квинтетов g-moll и D-dur в исп. неизвестного мне до сих пор квартета "Орландо" и 2-го альта Нобуко Имаи. Исполнение К. 593 меня покорило. Я склонен думать, что это лучшее исполнение за всё время, что я слушаю квинтеты Моцарта (более 40 лет). И все повторения к тому же выполнены. Записано в Дельфте в декабре 1989 г. Я выложил в Облако в папку, где, кроме этих записей, есть еще записи Камерного Ансамбля Пинхаса Цуккермана (Zuckerman Chamber Players) квинтетов C-dur и D-dur. Тоже очень хорошо. Записано в Нью Йорке в 2005 г. https://cloud.mail.ru/public/curV/KFPjGu4qQ
На протяжкении многих лет это мои любимые записи квинтетов, бережно хранимые в комплекте Brilliant Classics. И не только потому, что выполнены все повторения, но и потому, что идеально записано. Например, в разработке первой части До мажорного квинтета идеально слышна виолончель, что очень важно для понимания нерва этого фрагмента. Несколько лет назад я хотел познакомить Вас с этими записями, но в последний момент передумал. Где-то первая скрипка чуть уходит в чувственность, подумал, что Вам это может не понравиться. Но сейчас я все же думаю, что в совокупности это и правда лучшая запись квинтетов из всех существующих.
Орландо, да. Они издавались на Бриллиант Классикс вместе с квартетами и струнным трио. Этот комплект я купил несколько лет назад и с тех пор регулярно слушаю.
"Орландо", как и некоторые другие ансамбли, помещают медленную часть на 2-е место, хотя исходно она была на третьем. Ансамбль Цуккермана играет аутентичную версию, с Менуэтом как 2-й частью.
Прелюдии и фуги Шостаковича. Мне очень нравится запись Джарретта. Отдельные его находки феноменальны, как, например, гениальное архимедленное исполнение фуги До мажор (вопреки всем пианистам, включая самого автора), что наделяет эту музыку особой философией, возвышенной светлой рефлексией.
И мне очень нравится интерпретация Джаррета. Особенно последний цикл (ре минор, №24). Гораздо ярче, чем у Николаевой, которая немного потягивает кота за хвост, как и в 13-й фуге, которую Джаррет исполняет тоже ярче и оживленнее.
Джарретт - один из лучших полифонистов современности. Но последние прелюдия и фуга настолько выразительны, что их гениально играл каждый великий - прежде всего сам автор и Гилельс. В юности купил диск с ранними записями Гилельса, и эти прелюдия и фуга были первыми сочинениями Шостаковича, которые меня поразили и увлекли.
2) Скрипичная соната Шостаковича. С ней я, как и, наверное, подавляющее большинство, знакомился по исполнению Ойстраха и Рихтера. Исполнение их мне сразу оказалось не близко, потому что уводит в романтический мир. Резкое, острое, даже злое исполнение Бейлиной и Тищенко подчеркивает авангардность этой музыки. Сразу понимаешь, что она написана в 20 веке. У Хиндемита и правда есть эмоциональные пересечения с Шостаковичем. Нередко это чувствется при прослушивании его струнных квартетов.
3) Антар - абсолютно гениальное произведение, шедевр Римского-Корсакова. Очень его люблю. Кстати, с удовольствием слушаю и сюиты из "Золотого петушка", "Сказки о царе Салтане". У него волшебный оркестр, хотя и по большей части сугубо изобразительный. Не всем по вкусу придется такая музыка. Но у меня есть знакомая, которая совершенно не воспринимает западный импрессионизм (от Дебюсси и Шимановского до Р. Кларк), однако обожает Римского-Корсакова и особой преемственности между ним и продолжателями его дела на Западе не видит. Вот такие казусы восприятия.
4) О кларнете Моцарта мы говорили, его струнные квинтеты Соль минор и До мажор входят в число моих любимых произведений. Действительно масштабные произведения, прокладывающие путь к Шуберту. Квинтет K593, мне всегда казалось, уступает им в яркости и драматизме (в До мажорном квинтете это короткая, но невероятно сильная разработка в первой части). Поэтому тоже для меня sheer music.
В опере не разбираюсь, надеюсь, коллеги продолжат. :)
Reply
Нет, квинтет К. 593 грандиозен, а вторая часть вообще экстраординарна. Но это совсем поздний Моцарт, а он несколько герметичен. :)
Reply
Reply
Reply
Я выложил в Облако в папку, где, кроме этих записей, есть еще записи Камерного Ансамбля Пинхаса Цуккермана (Zuckerman Chamber Players) квинтетов C-dur и D-dur. Тоже очень хорошо. Записано в Нью Йорке в 2005 г.
https://cloud.mail.ru/public/curV/KFPjGu4qQ
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment