Leave a comment

Comments 23

mendelbookinist February 21 2010, 11:04:04 UTC
Алексей, спасибо за отзыв. Играл не просто мастер, а один из величайших музыкантов прошлого столетия (под управлением Темирканова). Но для меня эта запись - в том числе из-за далеко не лучшего ее качества - тоже не самая близкая - я дал Вам ее послушать прежде всего для того, чтобы Вы сумели восстановить хотя бы приблизительное впечатление от не услышанного в концерте Шафрана ( ... )

Reply

abel February 21 2010, 11:15:54 UTC
Спасибо за отклик! Про "клубок ужасов" Вы хорошо написали. Потом этот концерт я понимаю как жестокое разоблачение и саморазоблачение. Поэтому бубен в упомянутой мной каденции очень важен. Начало финала - дурак-трибун, идиот и невежда, проповедующий с трибуны массам, а человек, если он хочет выжить, должен повторять весь этот бред, становясь неким шутом (бубенцы шутов и скоморохов). Это история вступления Д.Д. в ряды КПСС.
Конечно, нельзя всю эту многоплановую музыку сводить к таким сюжетам, aber doch, как говорится.
Музыка Шостаковича вообще в большой степени автобиографична.

Reply

mendelbookinist February 21 2010, 11:34:04 UTC
В том-то и суть. Шафрану была глубоко чужда политика, да и вообще мне он всегда казался человеком - в том числе и по манере игре, который живет в отрыве от ужасов эпохи. Это был колоссальный интеллигент и настоящий аристократ - утонченный, возвышенный, нервозный, - как, впрочем, и подобает быть истинному поэту. Весь кошмар той эпохи будто бы обошел его стороной. Допускаю, что он мог мысленно солидаризоваться с Шостаковичем и любить его музыку, но его миропонимание все же было иным. Шафран - это не только музыкант, но и человек XIX века, это видно как по его манерам, так и по его стилю игры. Какой талант был! Я, кстати, готов выслать Вам - в качестве примера - Лунный свет Дебюсси в его исполнении (переложенное для виолончели), чтобы Вы услышали, как шафранское миропонимание могло раскрыться в полной красе и для какой музыки оно подходило как ничто иное.

Reply


abel February 21 2010, 11:19:07 UTC
По поводу шута вдруг вспомнил одну оборванную строчку Пушкина:

И я бы мог, как шут, ви...

Т.е. висеть -как повешенные декабристы.

Reply


mendelbookinist February 21 2010, 11:42:03 UTC
Выслал. Послушайте, какая поэтичная и взволнованная игра, какое устремление в оторванную от мерзкой реальности мечту, - разве можно помыслить нечто более просветленное и романтичное?! Мог ли человек с таким тонким поэтическим дарованием преобразиться в иную ипостась и адекватно передать кошмар и бред совершенно другого мира? Для этого, видимо, нужно быть крайне всеядным, а Шафран такой всеядностью не обладал. В этом же - его исключительность.

Reply


sforzi February 21 2010, 12:36:03 UTC
А почему Шафран тогда не доиграл концерт?

Reply

abel February 21 2010, 12:54:49 UTC
Не знаю. Нам объявили, что "по техническим причинам концерт не может быть продолжен".
Мы предположили, что случился провал памяти. Либо же он почувствовал, что играет не так, как ему хотелось бы, плохо, и он взял и ушел. Причины, я думаю, были отнюдь не технические.

Помню вечер в БЗК, на котором Д. Ойстрах играл 1-й скрипичный концерт Шостаковича. К концу огромной каденции, служащей, как известно, переходом от 3 части к финалу, вдруг лопнула струна. Д.Ф. смущенно и растерянно улыбнулся, зал заплодировал; но, к счастью, инструмент быстро заменили, и все кончилось благополучно. Но впечатление все же было несколько смазано.

Reply


abel February 21 2010, 12:45:21 UTC
Начало концерта Шостаковича мне хочется прямо подтекстовать есенинским "Черным человеком":

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

Буквальная подтекстовка, конечно, невозможна, кроме первых двух стонов-вздохов виолончели: as-g, as-g.

Почти 30 лет назад я написал у себя в дневнике:

"В кульминации Второго виолончельного концерта Шостаковича удар бича и глиссандо арф - ветер распахивает окно, и в комнату больного врывается жизнь, шум улицы. Нельзя рассматривать эту кульминацию односторонне трагически, или даже трагически-гротескно. Здесь и трагедия, и сарказм, и боль, и радость жизни, сопричастность мощной толпе. И все предшествующее нагнетание - не только нагнетание кошмара, но и властный призыв жить".

Reply


Leave a comment

Up