Feb 21, 2010 13:09
Запись с концерта, дирижер не указан.
Помню один неудачный концерт с Д. Шафраном, на котором он начал играть этот опус и ушел с эстрады, не доиграв до середины первой части. Рождественский сначала ошалел, не поняв, в чем дело, а потом побежал за кулисы. Шафран так и не вышел, 1-е отделение было сорвано, и Г.Н. во втором изо всех сил постарался сгладить неприятное впечатление, со страстью исполнив "Петрушку" Стравинского.
Что сказать о прослушанной записи?
Насколько я разбираюсь в виолончелях, играл, конечно, мастер. Но:
1) Жутко быстрые темпы. В тех записях, которые у меня есть (В. Фейгин и А. Князев, дирижер в обоих случаях Максим Шостакович) темпы гораздо более сдержанные. Да и сам Великий и Ужасный (Слава, М.Л. Ростропович), с которым мне посчастливилось дважды слышать этот концерт живьем, играл медленнее.
2) В каденции в начале финала совсем не слышен бубен (дефект записи?), что кардинально меняет смысл этого фрагмента.
3) Штрих glissando pizzicato в самом конце, совершенно фантастически исполняемый Ростроповичем (к нему приблизился А. Князев, кстати говоря), у Шафрана прозвучал, но недостаточно отчетливо и зловеще, прозвучал чисто технически, а тут должно быть впечатление от огромной лопнувшей струны, как в финале "Вишневого сада" Чехова. И именно так играл М.Л. Но Шафран все же дал услышать эту деталь, которую большинство виолончелистов, которых я слышал, глотает.
4)Но что самое ужасное в этом исполнении, что почти перечеркивает все впечатление, так это проглоченное финальное ре, которое должно на крещендо вырываться после перестука ударных. Крещендо, правда, указано автором до mezzo piano, но тут вообще ничего не было слышно! Я же помню, какое шоковое впечатление производило это ре у Ростроповича. Зал цепенел, воцарялась гробовая тишина, и уже потом следовали аплодисменты.
концерты,
Ростропович,
Мусоргский,
Шостакович,
Чехов,
литература,
В. Бобровский,
20 век,
Шостакович_концерты,
ДДШ_126