Надо еще отметить существенные связи с Мусоргским. Мало того, что в финале возникает тема вступления к "Борису Годунову"(ц. 91), начало, малосекундовый стон, отсылает к заключению оперы Мусоргского: многократному интонированию малой секунды f-e у фаготов (в авторской инструментовке) после слов Юродивого "Скоро враг придет, и настанет тьма...". В концерте Шостаковича этот стон появится в первой части как раз у фаготов и контрфагота после каденции под удары большого барабана (ц. 28), что прямо отсылает к "Борису", причем именно к авторской инструментовке. Кроме того, в финале все время возникает некая пляска, dance macabre, что очень близко к "Трепаку" из "Песен и плясок смерти" того же Мусоргского (ц. 78-79). В. Бобровский в своем анализе концерта ("Музыка и современность", вып. 9) устанавливает также весьма нетривиальные связи с 6 симфонией Чайковского, а внутри творчества Шостаковича - с поэмой "Казнь Степана Разина".
Кстати, Шафран очень любил этот концерт, как и Альтовую сонату, которую он переложил для виолончели. Недавно переслушивал: запись действительно крайне неудачная. Альтовая соната в переложении намного лучше. Он там очень нервозен - это, на мой взгляд, не противоречит духу музыки - необязательно противоречит.
Алексей Иванович, долго и мучительно пытался вспомнить, откуда же я узнал эту историю про концерт Шафрана. Как хорошо, что вы дали ссылку на этот свой пост в своей свежей записи. У меня просто гора с плеч :)
Да, однако... Европейская публика сейчас, наверное, затребовала бы деньги за билеты назад:) Тима давно уже увлекся Шафраном и не остывает, слушает его, чуть ли не ежедневно. Я совершенно не знала, что знатоки ценят его гораздо выше Ростроповича. Для меня все как-то романтично, ноты некоторые странным образом оборваны, в общем, не хватает мне, наверное, аристократизма, чтобы оценить его игру в полной мере. Они ведь конкурировали, "победил", разумеется, Слава.
Слава, думаю, победил заслуженно. Во всяком случае, оба концерта Шостаковича он играл фантастически. Как и Симфонию-концерт Прокофьева. Но записи не всегда соответствуют реальному концерту.
Comments 23
Кроме того, в финале все время возникает некая пляска, dance macabre, что очень близко к "Трепаку" из "Песен и плясок смерти" того же Мусоргского (ц. 78-79).
В. Бобровский в своем анализе концерта ("Музыка и современность", вып. 9) устанавливает также весьма нетривиальные связи с 6 симфонией Чайковского, а внутри творчества Шостаковича - с поэмой "Казнь Степана Разина".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но записи не всегда соответствуют реальному концерту.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment