Leave a comment

Comments 23

abel February 21 2010, 15:25:46 UTC
Надо еще отметить существенные связи с Мусоргским. Мало того, что в финале возникает тема вступления к "Борису Годунову"(ц. 91), начало, малосекундовый стон, отсылает к заключению оперы Мусоргского: многократному интонированию малой секунды f-e у фаготов (в авторской инструментовке) после слов Юродивого "Скоро враг придет, и настанет тьма...". В концерте Шостаковича этот стон появится в первой части как раз у фаготов и контрфагота после каденции под удары большого барабана (ц. 28), что прямо отсылает к "Борису", причем именно к авторской инструментовке.
Кроме того, в финале все время возникает некая пляска, dance macabre, что очень близко к "Трепаку" из "Песен и плясок смерти" того же Мусоргского (ц. 78-79).
В. Бобровский в своем анализе концерта ("Музыка и современность", вып. 9) устанавливает также весьма нетривиальные связи с 6 симфонией Чайковского, а внутри творчества Шостаковича - с поэмой "Казнь Степана Разина".

Reply


mendelbookinist September 25 2016, 17:32:48 UTC
Как давно все это было написано...

Reply

abel September 25 2016, 17:38:28 UTC
Шесть с половиной лет назад. :)

Reply

mendelbookinist September 25 2016, 17:40:38 UTC
Лучше бы и не читал (себя). )))

Reply

abel September 25 2016, 17:43:13 UTC
Почему? По-моему, хорошо написал. Особенно про "клубок ужасов".

Reply


mendelbookinist September 25 2016, 17:56:54 UTC
Кстати, Шафран очень любил этот концерт, как и Альтовую сонату, которую он переложил для виолончели. Недавно переслушивал: запись действительно крайне неудачная. Альтовая соната в переложении намного лучше. Он там очень нервозен - это, на мой взгляд, не противоречит духу музыки - необязательно противоречит.

Reply


sforzi September 27 2016, 05:11:41 UTC
Алексей Иванович, долго и мучительно пытался вспомнить, откуда же я узнал эту историю про концерт Шафрана. Как хорошо, что вы дали ссылку на этот свой пост в своей свежей записи. У меня просто гора с плеч :)

Reply

abel September 27 2016, 05:26:14 UTC
:)

Reply


lana_ustinov September 5 2019, 16:00:07 UTC
Да, однако... Европейская публика сейчас, наверное, затребовала бы деньги за билеты назад:) Тима давно уже увлекся Шафраном и не остывает, слушает его, чуть ли не ежедневно. Я совершенно не знала, что знатоки ценят его гораздо выше Ростроповича. Для меня все как-то романтично, ноты некоторые странным образом оборваны, в общем, не хватает мне, наверное, аристократизма, чтобы оценить его игру в полной мере. Они ведь конкурировали, "победил", разумеется, Слава.

Reply

abel September 5 2019, 16:04:34 UTC
Слава, думаю, победил заслуженно. Во всяком случае, оба концерта Шостаковича он играл фантастически. Как и Симфонию-концерт Прокофьева.
Но записи не всегда соответствуют реальному концерту.

Reply

lana_ustinov September 5 2019, 16:37:19 UTC
А я все пытаюсь понять логику тех, кто считает, что по большому счету победитель именно Шафран...

Reply

abel September 5 2019, 17:44:21 UTC
Мне-то этого не понять. Я не профессионал. Но впечатления от концертов Ростроповича запомнил на всю жизнь.

Reply


Leave a comment

Up