"Зигфрид"

Jan 19, 2013 15:02

Нет, даже Дебюсси не превзошел Вагнера в живописи: вступление к той сцене, где Голо приводит Пеллеаса в подземелье замка, кажется "сколком" с форшпиля ко второму акту "Зигфрида". Не буду тут говорить о "сколках" с Вагнера в русских операх, дабы не травмировать патриотических чувств. Потом, как написал Пушкин о стихах Теплякова, "талант неволен", и ( Read more... )

Р. Роллан, Рихтер, Шенберг, Моцарт_опера, Моцарт, пианисты, Мусоргский, Вагнер, Моцарт_"Cosi fan tutte", Бетховен_"Фиделио", Дебюсси, Пушкин, Бетховен

Leave a comment

Comments 46

cleofide January 19 2013, 11:13:37 UTC
Только лучше не смотреть... Я еще не видела ни одной постановки, в которой удался бы именно второй акт. С первым особых проблем нет - там одни мужики и никакой фантастики. Третий может вытянуть на себе Брюнгильда, если Зигфрид не "ах". А второй - большая проблема для режиссеров.

Reply

abel January 19 2013, 11:21:50 UTC
Так я за всю жизнь никогда не ВИДЕЛ опер Вагнера вживе. По ТВ смотрел весьма странную постановку "Валькирии" в Ла Скала под упр. Р. Мути (хотя с музыкальной стороной дела все было в порядке).
Да даже великий вагнерианец Р. Роллан писал (как раз по поводу "Зигфрида"). что лучше Вагнера слушать, чем смотреть. Найду потом точную цитату.

Reply

maultasch_a January 19 2013, 11:47:28 UTC
вся опера "Зигфрид" и второй акт в частности на мой взгляд очень удачно вышла в последней (прошлогодней) постановке в Мюнхене. Эта самая режиссерски удачная часть из всего "Кольца". Там сложилось все - и красочность и загадочность и эмоциональность и подсознательное. Все было.

Reply

abel January 19 2013, 12:41:51 UTC
Это радует.

Reply


maultasch_a January 19 2013, 11:44:58 UTC
абсолютно согласна.
2 акт "Зигфрида" я оценила не сразу, мне все еще нравиться 3-ий, который на время затмил полностью существование предыдущих частей Зигфрида, и эмоционально и музыкально (за исключением слишком затянутой на мой вкус разборкой между Бру и Зигфридом, они на мой взгляд слишком долго выясняют отношения.)
Да, но 2-ой акт очень особенный, тоже и эмоционально и музыкально, он самостоятелен. Одни только медитации Зигфрида в лесу чего стоят. (отбрасываем философию, слушаем только музыку). И текст там очень трогательный, когда Зигфрид опять рассуждает о своих родителях, в частности о матери. и птичка лесная. и сцена с фафнером. и перед тем беседа вагнера с самим собой (диалог странника, этого низведенного бога, с его отражением-антиподом, альберихом).

Reply

abel January 19 2013, 12:43:20 UTC
С. Рихтер писал, что у его отца, страстного вагнерианца, "Зигфрид" был любимой частью тетралогии.

Reply

maultasch_a January 19 2013, 12:48:21 UTC
Я вот сейчас поставила второй акт в исполнении: Фуртвэнглер, тоже 53 год, (Зютхаус, Фердинанд Франтц, Пернерсторфер, Грайндль, Патцак, а птичка - Рита Штрайх).

Reply

abel January 19 2013, 12:50:58 UTC
Да, это тоже прекрасно. У меня есть на виниле.

Reply


Вагнер и Моцарт abel January 19 2013, 12:57:49 UTC
Как-то я имел наглость уподобить "Шелест леса" оркестровой партии в ми мажорном Терцеттино (№10) Cosi fan tutte, за что получил такую отповедь от одного авторитетного музыковеда: "Вагнеру и не снилась такая мелодия!".

Reply

Re: Вагнер и Моцарт maultasch_a January 19 2013, 13:02:26 UTC
авторитетного музыковеда - а имя можно? или хотя бы труды которыми он прославился.

"Вагнеру и не снилась такая мелодия!", в этом он по своему наверное прав, Вагнеру вряд ли СНИЛАСЬ та мелодия.)))) Что ни в коем разе не повод того, чтобы например Вы сравнили эти мелодии.

Reply

Re: Вагнер и Моцарт abel January 19 2013, 13:08:23 UTC
Не будем называть имен. :) Тем более, что дело глубоко прошлое.
Я сравнивал не мелодии, а именно сам "шелест" в оркестре у Вагнера и Моцарта. Кстати, и тональности совпадают. У Моцарта, правда, герои смотрят на море, а не грезят в лесу.
Как-то в Москве Р. Мути давал Cosi и сделал конец этого номера как-то совершенно по-вагнеровски. Ничего подобного я потом ни у кого не слышал.

Reply

Re: Вагнер и Моцарт maultasch_a January 19 2013, 13:25:55 UTC
срочно пошла искать этот отрывок и слушать с этой точки зрения.) это же интересно! То как Вы его обозначили - это точное название этого отрывка? (из-за итальянского языка, я очень плохо знаю названия отрывков, арий и т.п. в моцартовских операх)

Reply


abel January 19 2013, 16:08:42 UTC
Дослушал полностью оперу.
Брюнхильда начинает видеть свет в ми миноре (как потом у Мусоргского в "Борисе" старец прозревает в си миноре): минорное трезвучие в высоком регистре символизирует Свет.

Reply

maultasch_a January 19 2013, 16:19:49 UTC
да, да, а теперь коротко обратитесь к самому первому аккорду "Сумерек богов".
это тот же саммый аккорд. почти.

Reply

abel January 19 2013, 16:24:05 UTC
В "Зигфриде" трезвучия ми минора, а за ним До мажора. В "Гибели богов" - на полтона ниже: ми бемоль минор - До бемоль мажор. А потом там все проваливается в бездну, словно покрывается паутиной.

Reply

maultasch_a January 19 2013, 16:28:57 UTC
вот, всего на пол тона ниже, а какая бездна между эмоциональным наполнением этих аккордов.

Reply


Р. Роллан об операх Вагнера abel January 19 2013, 18:49:44 UTC
"Не отрицаю, что сценическое воплощение не столько усиливает, сколько ослабляет впечатление от этих великих философских феерий. Мальвида фон Майзенбург рассказывала мне, что на байрейтских празднествах 1876 года, в то время она внимательно следила в бинокль за одной из сцен "Кольца", ее глаза прикрыли две руки, и нетерпеливый голос Вагнера произнес: "Да не глядите же так долго! Слушайте!". Совет хорош. Есть утонченные люди, утверждающие, что лучший способ наслаждаться в концерте одним из последних произведений Бетховена, звучность которых несовершенна, - это заткнуть себе уши и читать партитуру. Можно было бы сказать с меньшей парадоксальностью, что лучший способ следить за каким-нибудь вагнеровским представлением - это слушать его, закрыв глаза. Музыка так полна сама по себе, так мощно захватывает воображение, что не позволяет желать ничего лучшего; то, что она внушает нашему слуху, бесконечно богаче всего доступного зрению. Я никогда не разделял мнения вагнерианцев, будто творчество Вагнера обретает весь свой смысл лишь в театре. ( ... )

Reply

maultasch_a January 20 2013, 08:58:51 UTC
С этим мнением невозможно несогласиться.

Спасибо.

Reply

abel January 20 2013, 09:18:40 UTC
Вам спасибо за отклик!

Reply

maultasch_a January 20 2013, 09:26:40 UTC
А вот хотела куда-нибудь вопрос вставить, раз уж про "Палеаса" вообще речь вокруг идет.

А как Вы относитесь к "Пелеасу" Шёнберга? Можно ли его как-то если не сравнить, то провести какую-нибудь параллель с Дебюси?

(тем более, что Шёнберг тоже был очень сильно "придавлен" Вагнером)

Reply


Leave a comment

Up