"Зигфрид"

Jan 19, 2013 15:02

Нет, даже Дебюсси не превзошел Вагнера в живописи: вступление к той сцене, где Голо приводит Пеллеаса в подземелье замка, кажется "сколком" с форшпиля ко второму акту "Зигфрида". Не буду тут говорить о "сколках" с Вагнера в русских операх, дабы не травмировать патриотических чувств. Потом, как написал Пушкин о стихах Теплякова, "талант неволен", и ( Read more... )

Р. Роллан, Рихтер, Шенберг, Моцарт_опера, Моцарт, пианисты, Мусоргский, Вагнер, Моцарт_"Cosi fan tutte", Бетховен_"Фиделио", Дебюсси, Пушкин, Бетховен

Leave a comment

Р. Роллан об операх Вагнера abel January 19 2013, 18:49:44 UTC
"Не отрицаю, что сценическое воплощение не столько усиливает, сколько ослабляет впечатление от этих великих философских феерий. Мальвида фон Майзенбург рассказывала мне, что на байрейтских празднествах 1876 года, в то время она внимательно следила в бинокль за одной из сцен "Кольца", ее глаза прикрыли две руки, и нетерпеливый голос Вагнера произнес: "Да не глядите же так долго! Слушайте!". Совет хорош. Есть утонченные люди, утверждающие, что лучший способ наслаждаться в концерте одним из последних произведений Бетховена, звучность которых несовершенна, - это заткнуть себе уши и читать партитуру. Можно было бы сказать с меньшей парадоксальностью, что лучший способ следить за каким-нибудь вагнеровским представлением - это слушать его, закрыв глаза. Музыка так полна сама по себе, так мощно захватывает воображение, что не позволяет желать ничего лучшего; то, что она внушает нашему слуху, бесконечно богаче всего доступного зрению. Я никогда не разделял мнения вагнерианцев, будто творчество Вагнера обретает весь свой смысл лишь в театре. Это эпические симфонии. Я хотел бы, чтобы рамкой для них был храм, декорациями - безграничный простор нашей мысли, а актерами - наши грезы".
("Музыканты наших дней"("Вагнер: по поводу "Зигфрида"). По изд. М.: Музыка, 1989. - С. 70-71.)

Reply

maultasch_a January 20 2013, 08:58:51 UTC
С этим мнением невозможно несогласиться.

Спасибо.

Reply

abel January 20 2013, 09:18:40 UTC
Вам спасибо за отклик!

Reply

maultasch_a January 20 2013, 09:26:40 UTC
А вот хотела куда-нибудь вопрос вставить, раз уж про "Палеаса" вообще речь вокруг идет.

А как Вы относитесь к "Пелеасу" Шёнберга? Можно ли его как-то если не сравнить, то провести какую-нибудь параллель с Дебюси?

(тем более, что Шёнберг тоже был очень сильно "придавлен" Вагнером)

Reply

abel January 20 2013, 10:34:45 UTC
"Пеллеас" Шенберга - ведь не опера, а симфоническое сочинение. Я его плохо знаю. И Шенберга вообще недолюбливаю. Это не мой автор.

Reply

maultasch_a January 20 2013, 10:46:39 UTC
о, надо же.
Да, у шенберга не опера.
но это еще ранний Шенберг, совсем не двенадцатитональный, а очень даже романтичный.
когда у Вас будет настроение, я Вам очень рекомендую, помимо традицинной "Просветленной ночи", послушать как раз "Пеллеаса" и "Песни Гурре", хотя бы отрывками.

Reply

abel January 20 2013, 10:51:27 UTC
Между прочим, как это ни странно, 12-тоновый Шенберг мне интереснее, чем "позднеромантический". :)
Я слушал и то, и другое. Отметил, что музыку "Пеллеаса" расхватали потом голивудские киношные композёры.

Reply

maultasch_a January 20 2013, 10:57:32 UTC
ну вот он сам видимо был такого мнения о своем позднеромантичном творчестве. в общем, он так понял, что Вагнер уже ВСЕ НАПИСАЛ и с ним эпоха романтизма закончилась. Малера он считал за миссию и наместника на земле.
а самому ему ничего другого не оставалось, как придумать атональную музыку.
а со штраусом они ругались страшно на предмет искусства.
несмотря на то что штраус его очень выручал, времена наступали тяжелые.

Reply

abel January 20 2013, 10:59:42 UTC
Малер сам говорил, что после Бетховена и Вагнера остается только "подгребать колосья".

Reply

maultasch_a January 20 2013, 11:04:31 UTC
конечно. это понимали все более-менее разумные музыканты.)

Reply

а самому ему ничего другого не оставалось, как придума mendelbookinist January 21 2013, 21:26:12 UTC
Это все-таки не совсем верно, равно как и то, что Шёнберг потом "придумал" додекафонию. Все это разрабатывалось не одним Шёнбергом, а несколькими прогрессивными композиторами того времени. Просто Шёнберг, наряду с его двумя учениками Бергом и Веберном, стал тем композитором, который сумел создать подлинно великие атональные и - особенно - додекафонные произведения, художественные достоинства которых не подлежат сомнению. Его Сюита 0p.25, например, ярчайший пример шедевра, созданного полностью в додекафонной технике и отличающегося колоссальной художественной убедительностью.

Reply

mendelbookinist January 20 2013, 11:58:35 UTC
Что ж тут странного? Так и должно быть (про 12-тонового Шенберга).

Reply

abel January 20 2013, 12:37:05 UTC
Шёнберга, например, квартеты, иногда слушаю даже не без удовольствия, но больше из спортивного интереса (аналогично с Прокофьевым).

Reply

mendelbookinist January 20 2013, 17:48:07 UTC
Так у него первые два квартета (опусные) отличаются от следующих двух как две вселенные.

Reply

abel January 20 2013, 18:00:32 UTC
Как это "опусные"? Простите мне мое невежество, но у Шенберга ЧЕТЫРЕ квартета с обозначением опуса: первые два тональны (d-moll, op. 7, и fis-moll, op. 10), а третий и четвертый написаны в 12-тоновой технике (op. 30 и 37). Но есть еще ранний (1897 г.) квартет D-dur без обозначения опуса.

Reply

mendelbookinist January 20 2013, 18:02:12 UTC
Ну да. А что, Вы меня по-другому поняли? Я написал опусные, чтобы Вы поняли, что отсчет ведется от "официального" Первого квартета (его иногда называют Вторым, что не совсем верно, если быть занудой :)).

Reply


Leave a comment

Up