Про почтовых кляч

Jun 08, 2012 11:52

Если вспомнить моцартовское уподобление изобретателя прекрасных мелодий скакуну благородных кровей, а простого контрапунктиста - почтовой кляче*, то 20 век (в музыке) - век почтовых кляч. Зато - демократия, и никаких благородных кровей не нужно ( Read more... )

Шенберг, пианисты, Аберт, Берг, blogspot, 20 век, философия, Стравинский, Лютославский, Бетховен_Скрипичный концерт, Моцарт, Гегель, Шостакович, Сальери, Бетховен, Веберн, Гульд

Leave a comment

Comments 46

mike_dusk June 8 2012, 08:44:49 UTC
Какие у Вас нынче радикальные настроения! Этак Вы превзойдете по резкости суждений и самого Гульда! :)
По поводу нехватки мелодий в музыке 20 века Вы все-таки погорячились. А уж приписывать этому периоду главенство контрапункта - и совсем удивительно.

Reply

abel June 8 2012, 08:55:53 UTC
Как правило, я избегаю резких суждений, того, что Энгельс назвал "hard and fast lines". Но иной раз хочется высказаться резко, хотя то, что я тут сгоряча (как бы, но но самом деле, все обдумав) написал, не следует понимать буквально. Просто иногда хочется "шарахнуть". :)
Я же очень долго увлекался, искренне увлекался, новой музыкой, но последнее время как-то смотрю на нее более скептически. Это нормально - время от времени пересматривать ценности.
Самым человечным (и в силу этого самым мелодически выразительным) композитором 20 века считаю Шостаковича, хотя есть расхожее мнение, что это не так. И его Первый скрипичный концерт, я думаю, лучшее произведение в этом жанре в 20 веке.
Я понимаю в то же время, что писать "прекрасные мелодии" в век концлагерей и тотального одичания человечества, невозможно. Или просто никто не придумал, что такое прекрасная мелодия в такое время?
"Бомбы падают атонально", как верно заметил Адорно.

Reply

mike_dusk June 8 2012, 10:28:27 UTC
Вы как-то все смешиваете в своих рассуждениях: человечность с мелодичностью, XX век приравниваете к новой музыке, его же к "концлагерям" и т.д. Шостакович, конечно, не мелодичен (хотя человечен и выразителен). XX век в целом и в музыке в частности чрезвычайно неоднороден и противоречив. Если говорить о мелодии в музыке XX века, то пожалуй наибольшее число ярких мелодий написано именно в этом веке - в первую очередь благодаря расцвету массовой культуры. Но и о шедеврах первой половины столетия тоже не стоит забывать. Вообще, выделяя мелодию на первое место по важности в музыке, Вы ставите себя в довольно неудобную позицию - либо придется это великое искусство сильно сузить подобными рамками, либо снабдить свое понимание "прекрасной мелодии" бесчисленными оговорками.

Reply

abel June 8 2012, 10:55:05 UTC
Убедительное обоснование "мелодичности" Шостаковича содержится в статье Л.А. Мазеля в сборнике, посвященном 70-летию ДДШ.
И ничего я не смешиваю. Просто, к сожалению, мы говорим сейчас на разных языках.

Reply


Конечно, я неправ. mendelbookinist June 8 2012, 16:56:51 UTC
Конечно, Вы не правы ( ... )

Reply

Re: Конечно, я неправ. abel June 8 2012, 19:12:21 UTC
Глен не любил Шуберта ( ... )

Reply

Re: Конечно, я неправ. mendelbookinist June 8 2012, 19:51:35 UTC
Подождите-ка, дорогой Алексей Иванович. Вот к Моцарту у меня претензий никаких, ведь он не имел в виду 20 век, потому что попросту не мог его знать. Его мысль как раз предельно ясна, и я не вижу ничего экстремистского в его высказывании. А вот у Вас еще какой сепаратизм! :) - потому что Вы использовали его высказывание для характеристики неизвестной ему эпохи. Так что моцартовский контекст отделился от него, и теперь все претензии уже к Вам. :)

Не надо ни по чему ударять. Лучше побейте своих нерадивых студентов. :) Я считаю, что от каждой эпохи, от каждого композитора можно для себя что-то взять. И совсем не обязательно идти для этого путем разрушения другого какими-то ну очень, уж извините, сомнительными обобщениями, крайне странными для Вас, человека тонкого вкуса, обладающего огромными музыкальными познаниями.

Reply

Re: Конечно, я неправ. abel June 8 2012, 20:22:34 UTC
Я скоро стану человеком с толстым вкусом. :)
Я уже объяснил причину моего выпада. Могу только добавить, что под бетховенский Скрипичный концерт я просто посетовал на худосочие (сравнительное!) концертов 20 века, как однажды посетовал на худосочие "Похождений повесы" в сравнении с Cosi fan tutte. Но это худосочие эпохи - нового средневековья, и авторы в том не виноваты. "Времена не выбирают".

Reply


maultasch_a June 8 2012, 19:02:24 UTC
Простой вопрос - а зачем вообще сравнивать?
Искусство - оно самодостаточно, мне так кажется.
Есть такое, а есть другое.
Сегодня слушаем Моцарта, завтра Прокофьева. А может еще кого-нибудь. Ни не обязательно относить друг к другу каким-то образом.
Мир прекрасен разнообразием.

Я удивлена, что раз уж говорили о скрипичных концертах 20 века и даже о нововенцах в этой связи, и не упомянули оба концерта Альбана Берга.

Reply

abel June 8 2012, 19:15:15 UTC
Простите мне мое невежество, но я знаю за Бергом ОДИН скрипичный концерт, который, безусловно, принадлежит к лучшему, что написано в музыке 20 века. Кстати, он очень чувствуется в Первом скрипичном Шостаковича.
И как бы мы не хотели избежать сравнений, все равно все сравнивается - сознательно или подсознательно.

Reply

mendelbookinist June 8 2012, 19:54:23 UTC
Сравнивать - это нормально, я лишь против декларирования любви к одному за счет другого. Коллега наверху, видимо, имел в виду Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых, менее известный, чем Скрипичный.

Ну а если Вы назвали Скрипичный Берга, может, и в самом деле - не все так плохо в 20 веке? :)

Reply

abel June 8 2012, 20:17:51 UTC
Нет, ну Камерный концерт так и называется - Камерный концерт, я его знаю и даже люблю.

Reply


abel June 9 2012, 08:06:35 UTC
Вот еще в тему о живом и мертвом:
http://sinbadthesailor1.blogspot.com/2012/06/blog-post_07.html

Reply


chizhen June 11 2012, 08:29:00 UTC
Дорогой Алексей Иванович ( ... )

Reply

abel June 11 2012, 08:42:02 UTC
Вы посмотрите у меня в журнале по ссылке "20 век" то, что я писал о музыке 20 века и тогда поймете, какой я "консерватор". :)
Впрочем, я, наверное, СТАНОВЛЮСЬ консерватором.

Reply

chizhen June 11 2012, 11:21:09 UTC
Не растраивайтесь Вы так, у нас, у КОНСЕРВАТОРОВ, в общем-то неплохая компания - Черчилль, Тэтчер, Столыпин и т.д., а в искусствах - Брамс, Мендельсон, Иванов, Брюллов, Пуссен, Энгр и так до бесконечности. Этого, как и национальности, никогда не стоит стыдиться... . Это я так шучу :):)... .

Reply

abel June 11 2012, 11:23:32 UTC
Да я и не думаю расстраиваться. :)

Reply


Leave a comment

Up