Если вспомнить моцартовское уподобление изобретателя прекрасных мелодий скакуну благородных кровей, а простого контрапунктиста - почтовой кляче*, то 20 век (в музыке) - век почтовых кляч. Зато - демократия, и никаких благородных кровей не нужно
(
Read more... )
Я всегда ценил в людях чувство юмора и в этом твоем посте его и ценю.
Молодые люди, вы не понимаете иносказаний (шучу, если что).
"Экстремистская" формула Моцарта есть высказывание, очень характерное для композитора его эпохи - эпохи расцвета классической гармонии, когда, по образному определению Мазеля, гармония брала на себя всю основную работу по строительству формы, а мелодия, освобожденная от этой "черной работы", могла "свободно парить" и становиться сколь угодно прекрасной. Я не уверен, что под максимой Моцарта подписался бы Бетховен, особенно в последний период своего творчества. Может быть, Шуберт, Шопен, Глинка? Кстати, Римский-Корсаков говорил, что без мелодии, идущей от Моцарта через Шопена и Глинку, судьба музыки - декадентство.
Но все сложно в этой жизни. Я сейчас как бы переселился в ту далекую и блаженную классическую эпоху и потому, вероятно, резко встал на сторону Моцарта.
Но может прийти время, когда у меня, как у Набокова, возникнет желание ударить молотком по всем классическим бюстам. :)
Тогда потребуется, например, Виолончельный концерт Лютославского. :)
А идея органичного перехода от одной музыкальной эпохи к другой стала в последнее время вызывать у меня сомнения. Я все чаще думаю о гибели традиций и трещинах между эпохами.
Reply
Не надо ни по чему ударять. Лучше побейте своих нерадивых студентов. :) Я считаю, что от каждой эпохи, от каждого композитора можно для себя что-то взять. И совсем не обязательно идти для этого путем разрушения другого какими-то ну очень, уж извините, сомнительными обобщениями, крайне странными для Вас, человека тонкого вкуса, обладающего огромными музыкальными познаниями.
Reply
Я уже объяснил причину моего выпада. Могу только добавить, что под бетховенский Скрипичный концерт я просто посетовал на худосочие (сравнительное!) концертов 20 века, как однажды посетовал на худосочие "Похождений повесы" в сравнении с Cosi fan tutte. Но это худосочие эпохи - нового средневековья, и авторы в том не виноваты. "Времена не выбирают".
Reply
Reply
Reply
Искусство 20 века одним из главных своих принципов имеет принцип homo dissectus (человек рассеченный). Это "Антропоморфическое бюро" Сальвадора Дали, фиксирующее механистически-функциональное отношение к человеку.
А классическая эпоха давала целостного человека, живую личность. Ты же тут как-то верно заметил, что Пушкин вряд ли полюбил бы Шенберга.
http://alexis-bis.livejournal.com/78529.html
Reply
Reply
Классицизм же давал личность как нечто гармоничное, "анти-скелетальное", даже в трагических конфликтах.
Но говорят, что сейчас опять намечается поворот от механицизма к холизму. Подождем.
А сейчас надо на работу тащиться. :(
Reply
А я в Японию сегодня в командировку улетаю.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment