Про почтовых кляч

Jun 08, 2012 11:52

Если вспомнить моцартовское уподобление изобретателя прекрасных мелодий скакуну благородных кровей, а простого контрапунктиста - почтовой кляче*, то 20 век (в музыке) - век почтовых кляч. Зато - демократия, и никаких благородных кровей не нужно ( Read more... )

Шенберг, пианисты, Аберт, Берг, blogspot, 20 век, философия, Стравинский, Лютославский, Бетховен_Скрипичный концерт, Моцарт, Гегель, Шостакович, Сальери, Бетховен, Веберн, Гульд

Leave a comment

chizhen June 11 2012, 08:29:00 UTC
Дорогой Алексей Иванович!
Я тоже предпочитаю музыку до 20-го века (хотя Пелеас и Ночь
Шенберга мне нравятся и, по-своему, они даже "мелодичны"),
но это потому, что меня так воспитывали дома, в школе, в институте, в аспирантуре - "привычка свыше нам дана - замена счастию она". Когда я слышу нечто классически ясное с красивыми мелодиями или с логически красивым и мощным развитием (как у Бетховена, который, кстати, очень спокойно относился к красоте мелодий) - я просто варюсь в собственном соку своего воспитания и образования. Хорошо ли это? Наверно нет. Потому как человек должен развиваться дальше, а классическое образование - это лишь его детство, ну - ранняя юность. Недопонимание 20-го века - это не оттого, что виноват сам век, а от нашей лени, когда мы довольствуемся тем что получили в детстве и не хотим развиваться дальше. Не подумайте,
что это упрек - я и сам точно такой же - лентяй.
Интересная, однако, у меня формула получилась:
КОНСЕРВАТИЗМ = ЗАСТЫВШЕЕ ДЕТСТВО.

Лучше всего доказывают это примеры. Бетховен для своих современников, воспитанных на Моцарте, Гайдне, Бахах-сыновьях
и итальянцах был еще "чудовищем" похлеще, чем Шенберг, Веберн
для романтических ушей почитателей Шопена.
А тот же любимый Вами Вагнер... - почитайте, что онем писал
тот же сладкозвучный Россини и пр. иже с ним.

Надо просто нам с Вами на старости лет признаться - ВСЕ... МЫ УЖЕ ОСТАНОВИЛИСЬ в прошлой жизни - современность нас не очень устраивает - МЫ КОНСЕРВАТОРЫ - ИМХО, это вовсе не плохо, это просто констатация факта. Хотя, по большому счету и ограниченность - как говорят в техники режим насыщения (дальше его - искажения).

Reply

abel June 11 2012, 08:42:02 UTC
Вы посмотрите у меня в журнале по ссылке "20 век" то, что я писал о музыке 20 века и тогда поймете, какой я "консерватор". :)
Впрочем, я, наверное, СТАНОВЛЮСЬ консерватором.

Reply

chizhen June 11 2012, 11:21:09 UTC
Не растраивайтесь Вы так, у нас, у КОНСЕРВАТОРОВ, в общем-то неплохая компания - Черчилль, Тэтчер, Столыпин и т.д., а в искусствах - Брамс, Мендельсон, Иванов, Брюллов, Пуссен, Энгр и так до бесконечности. Этого, как и национальности, никогда не стоит стыдиться... . Это я так шучу :):)... .

Reply

abel June 11 2012, 11:23:32 UTC
Да я и не думаю расстраиваться. :)

Reply

chizhen June 11 2012, 11:36:54 UTC
Писать прогрессивно о 20-ом веке - это одно, а вот ЧУВСТВОВАТЬ
его пульс и причуды - немного другого. Вот, например, когда я гляжу на Дали или Гауди - мне в общем-то нравится, даже впечатляет, но когда прекращаю смотреть по прошествии некоторого времени, где-то внутри ощущаю - это не мое, чуждое,
пустить это в себя мне не хочется, хотя писать об этом могу впольне благожелательно... .

Ведь, здесь я чисто гипотетически, Вы тоже не можете у себя внутри разместить Веберна вплотную рядом с Моцартом - со вторым Вы сроднились, а первого в лучшем случае уважаете, интересуетесь им, впечатляетесь, но, предполагаю, он не часть Вашей жиззни в отличие от Моцарта - без Веберна Вы вполне комфортно проживете, а без Моцарта долго не выдержите - ведь так? У КОНСЕРВАТИЗМА есть тоже полутона... .

Reply

abel June 11 2012, 11:55:47 UTC
Как Вы правы! Пожалуй, Вы понимаете меня лучше, чем я сам себя. :)

Reply

chizhen June 11 2012, 12:06:17 UTC
Не иронизируйте - я там же написал ЧИСТО ГИПОТЕТИЧЕСКИ, в качестве абстрактного примера... .

Reply

abel June 11 2012, 12:14:25 UTC
Я нисколько не иронизирую, поверьте. Вы точно все описали. Но все же, скажем, Шостакович для меня - такая же часть жизни, как и Моцарт. Может быть, даже в большей степени.

Reply

chizhen June 11 2012, 12:23:29 UTC
Шостакович наш брат по несчастью - он прожил похожую с нами жизнь в тех же самых условиях. Это как иному русскому его
разваливающаяся лачуга подле озера и березовой рощи куда дороже Версальского дворца. Вот Вы бы променяли свое Коломенское на парки Сан-Суси? Думаю врядли... . Так, что Шостакович - не в счет - это НАШЕ остро национальное.

Reply

abel June 11 2012, 16:48:44 UTC
Это верно. Но и музыка его гениальна.

Reply

��������%�� �0D[� ���'K������v�F�0_2���(T��Y�9p���M� �[N�nq�љĶ?Q�67�dQl��6v'd��� mendelbookinist June 11 2012, 21:58:22 UTC
Уважаемый Чиж, не ожидал от Вас такой самокритичной позиции. Она вызывает большое уважение! Действительно, 20 век требует от слушателя колоссальной работы. Это не значит, что другие века ее не требуют, но здесь важно умение переключаться, отринуть ту казалось бы идеальную музыкальную логику, которые представляют 18 и 19 века в рамках привычной тональной системы, и погрузиться в совсем другой мир, который в своей сущности оказывается очень глубоким и человечным.

Для меня этот век еще и архиважен потому, что в предыдущие века не было такого разнообразия стилей и, как следствие, настолько разнящихся индивидуальностей композиторов. Здесь и Дебюсси, и Равель, и Сати, и Скрябин, и нововенцы, и неоклассицисты, и шестерочники, и Барток, и Шостакович, и Прокофьев, и Мессиан, и Гершвин, и многие другие. Причем - практически параллельно! - вот что поражает воображение. Разбираться в этом многообразии - ни с чем не сравнимое для меня удовольствие сейчас.

Reply

Re: Недопонимание 20-го века - это не оттого, что виноват с abel June 12 2012, 06:15:26 UTC
Ага. А еще Булез, Штокхаузен, Ксенакис, Берио, Лигети, Пярт, Хенце, Картер, Губайдулина, Бацевич, Шиманьский, Уствольская, Лютославский, Пендерецкий, два новых Чайковских, СТРАВИНСКИЙ, Бриттен, Шнитке, Денисов, Артемов, Канчели, Тертерян. Могу продолжить.
Не надо меня агитировать за 20 век, я уже в 21-м. :) А кто тебя познакомил с Лютославским, а?
Кстати,в своих писаниях я чистой воды постмодернист. И этот пост, вызвавший столь бурную реакцию, тоже несет в себе черты постмодерна. А чем еще можно взбаламутить стоячую воду?

Reply

Re: Недопонимание 20-го века - это не оттого, что виноват с mendelbookinist June 12 2012, 07:52:40 UTC
Тогда уж Рославца, Лурье и Мосолова надо упомянуть - интереснейший ранний советский авангард.

Я не агитирую уже давно. Если кто читает этот поток, то, сталкиваясь с полярными точками зрения (вторая главным образом озвучена Чижом), сможет сделать свой собственный вывод или направиться к тому, чтобы его сделать.

Reply


Leave a comment

Up