Рано утром, позавтракав, мы встретились возле входа в отель и поехали на экскурсию на ферму, где изготавливают сыр Parmigiano Regano, называемый нами просто пармезан. Было туманное, пасмурное но теплое утро. На ферме было пусто, тихо, иногда мычали коровы и пахло свежим навозом. Некоторые из участников поездки чувствовали себя не очень хорошо, но вовсе не из-за погоды или запаха, просто накануне надо было спать, а не дегустировать ячменное вино тройной дистилляции…
Ферма, надо сказать, в принципе на ферму-то не очень-то и похожа. Нас высадили посреди огромной заасфальтированой площадки, с двух сторон которой располагались различные строение. Все очень чисто, где-то даже нарядно. Как я успел заметить, все хозяйства - и большие и малые, устроены схожим образом - от основной дороги через поля идет аллея, как правило засаженная тополями. Она приходит к центру хозяйства, которое располагается приблизительно в центре всего участка. Если хозяйство небольшое, то прямо напротив въезда находится крытый ангар (ангар - это скорее условно. Большое здание из местного красивого кирпича, такого же, как тот, из которого сложены и все остальные строения, в том числе и жилые, полое внутри с огромной аркой вместо передней стены, и под обязательной охровой, реже зеленой, черепицей), а вокруг него - остальные строения. Как я понял, ангар выполняет роль гаража - для машин, тракторов и прочей техники. Особенно умиляют у многих хозяйств, при въезде с дороги, красивые кованые ворота на больших кирпичных опорах, а то и целые ажурные портики. Это при том, что вокруг всего хозяйства заборов я ни разу не видел. Так и стоят одни ворота, почти посреди поля.
Впрочем, я отвлекся. Посмотрев на коровок, цеха и прочее, мы зашли в цех, где зреет пармезан. Что вам сказать.... Думаю, что столько сыра сразу и в одном месте никто из нас до этого не видел. Стеллажи, уходящие вдаль, заставленные до самого верха головками, каждая из которых весит около 40 кг. На одну головку уходит порядка 640 литров молока. Сыр сперва выдерживается в специальных формах год. После этого его проверяют, каждую головку. Если там есть лишний воздух, или иной брак, из этого головки делают другой сорт сыра, попроще. С этого времени идет отсчет его возраста - от 12 до 36 месяцев. Кстати, именно в этот момент его клеймят горячим клеймом, и чем сыр старше, чем клеймо становится заметнее. Производят сыр только с 1 апреля, по 11 ноября, когда у коров подходящий состав молока. Пармезан не режут - его колят на секции специальным устройством, именно поэтому куски, которые продается, имеют такие характерные неровности. И еще одна деталь - этот сыр получил свое название, Parmigiano Regano (Пармиджано Риджано), по имени двух регионов, где он производился исторически - Пармы и Реджо-нелль-Эмилии, поэтому так называться может только сыр, который производится тут. Сыр, произведенный в других местах и странах должен называться по французски - пармезан, так, как мы и привыкли его называть. Это закреплено законодательно, и именно поэтому производство и качество Parmigiano Regano контролируется государством. А еще, степень готовности проверяется мастерами на слух с помощью серебрянных молоточков и под сыр дают кредиты местные банки (по-крайней мере, раньше давали). Вот. Что-то я увлекся.
Еще мы увидели чудесную машину, которая ездит между рядами и переворачивает сыр, чтобы он не залежался на одном боку. Первую такую машину придумали тысячу лет назад монахи, сразу после того, как придумали пармезан, в смысле, пармиджан, конечно, извините. Она называлась «послушник» и понимала команду «Эй ты, бездельник, а ну пошел и перевернул сыр, БЫСТРО!». Да, раньше вместо ENTER использовали БЫСТРО, такие были времена.
В магазинчике при ферме мы смогли прикупить сыра. К сожалению 3-х летнего не было, пришлось ограничится 2-х летним. Но все-равно лично мне показался безумно вкусным. И, кстати, был весьма недорогим - порядка 16 евро за кг., что недорого даже для Италии. Кстати, на эту ферму приезжают и местные - при нас стоял подросток с инструкциями и покупал сыр в семью. Немного так покупал, зачем ему много - он может и завтра приехать. Всего килограмм пять. Вот не понимаю, зачем им столько, едят они его, что-ли?!
Сыр нам упаковали в красивые бумажные пакеты и мы бросились ставить их в багажник миниавтобуса. И тут нас постиг облом - пакеты одинаковые, как потом различить? Хорошо, если достанется, где больше сыра, а если наоборот? Но наш водитель оказался настоящий профи. Он знал, куда едет, кого везет и что там будет. Поэтому он мило улыбнулся и достал маркер, чем и решил проблему. Эх, знали бы мы каким он окажется настоящим вонючкой вечером, но всему свое время.
А еще в этом хозяйстве нам была обещана выставка старинных автомобилей. Глядя на стройный ряд старых ржавых тракторов и два Фиата-500 под крышей сарая я сперва опечалился. Ну не то, что бы техника не была старой - она, как раз таковою была, но состояние ее было, скажем так, не совсем выставочное. Сквозь свежую местами краску, такими же местами светила ржавчина... Все это производило впечатление запустения и уныния, хотя, надо отдать должное, замечательно кореллировало с туманной погодой. Правда, радовал глаз футуристического вида трактор в виде паровоза. Включив воображение, можно представить себе впечатление человека, который видит на поле, вдоль дороги несущийся безо всеких рельсов радостный паровозик.
Но тут нас позвали вовнутрь огромного ангара, и мы увидели действительно настоящий музей. Сколько тут было машин, и каких только не было... И Ferrari, и Maserati и многие такие, что и названий-то не знаешь. Эти марки, будучи в свое время конкурентами знаменитых ныне конюшень, ушли в вечность и только редкие образцы сохранились в таких вот частных музеях. На втором этаже была большая, но не такая впечатляющая коллекция мотоциклов, и даже велосипед с притороченной винтовкой типа "берданка" - наверно на таких во время второй мировой войны передвигались по горным тропинкам итальянские партизаны - гарибальдийцы.
А возле входа стояло футуристическое железное дерево, на котором висели таблички на многих языках «Не поливать».
И, сразу после этого, после короткого переезда, мы попали в музей одной такой, ушедшее в прошлое, марки автомобилей, которые называются по фамилии их создателя (впрочем, как и почти все известные итальянские марки автомобилей и мотоциклов) - Stanguellini. Замечательный человек, механик этой компании и, по совместительству, сотрудник музея провел нам прекрасную экскурсию, рассказав про каждый автомобиль. Эта марка одна из самых старых в Италии, они начинали раньше Ferrari. Дед основателя марки когда-то зарегистрировал первый в Модене автомобиль, с номером «МО-1». Начинал Витторио с модификации, а по-современному - тюнинга таких марок как Мазератти и Феррари (специально для тех, кто заметил несоответствие - я и сам не могу понять, как можно было начинать с тюнинга Ferrari, при этом выпустив первую машину раньше оной. Оставим это на совести библиографов. Мое мнение - он делал тюнинг не автомобилей Ferrari, которых тогда, понятное дело, не существовало, а тюнил машины для Энзо, который в те времена был гонщиком, и с которым они дружили. Сложности перевода, наверное...), а в 1947 году создал свой первый двигатель, чуть позже начал собирать машины, на которых сам и участвовал в гонках, несколько раз выигрывая престижные соревнования. Активно автомобили собирались до 1966 года, большинство представленных в музее - созданы в 1963 и ранее. В 2010 году механики компании сделали еще один автомобиль - в память об Витторио. Все машины Stanguellini собирались только вручную, в основном для соревнований - для самого Витторио, или других гонщиков, реже изготавливались под заказ для повседневного применения. Причем речь идет не просто о ручной сборке из штампованных деталей - даже корпус делался следующим образом: изготавливалась из стального прута основа для корпуса и с помощью деревянных молоточков на нее крепилась тонкая жесть, загибаясь за прутья каркаса. А потом поверхность полировалась, чтобы стать идеально гладкой, и уже после этого красилась.
Фактически, каждая машина - то, что сейчас называют самоделками, нет двух одинаковых экземпляров, все имеют небольшие отличия. Некоторые модели могли модифицироваться из гражданской версии в гоночную - пассажирское сидение убиралось, а его место закрывалось специальной деталью корпуса.
Кстати, все автомобили на ходу и их можно арендовать для поездок. Правда, делать это надо заранее - не на всех установлены моторы, тогда механики мастерской в течение одного-двух дней собирают машину и полностью готовят к выезду. Очень бы хотелось попробовать когда-нибудь на такой проехать.
Vittorio Stanguellini умер в Модене 4 декабря 1981 года. В настоящее время марка существует в виде музея и мастерской.
Все серии:
«Приключения украинцев в Италии». День первый. Часть первая. Немцы без кино. «Приключения украинцев в Италии». День первый. Часть вторая. Прибытие в Болонью. «Приключения украинцев в Италии». День первый. Часть третья. Ducati. «Приключения украинцев в Италии». День второй. Часть первая. Коровы, сыр и много машин. «Приключения украинцев в Италии». День второй. Часть вторая. Бальзамический уксус и странные диалоги «Приключения украинцев в Италии». День второй. Часть третья. Догони Шумахера! «Приключения украинцев в Италии». День третий. Часть первая. Ferrari в музее. «Приключения украинцев в Италии». День третий. Часть вторая. Ferrari на воле. «Приключения украинцев в Италии». День третий. Часть третья. Ferrari на заводе.