Анабарская галка за 33 дня через 600 км ценой 14 кг: останцы Эмяхсин-Юрях, идолы и изумрудные всполохи горы Тугуттур-Салата, старец Котуйкан, высшая точка Анабара и тяжёлые кони беспредела.
Первая часть
Содержание первой части по разделам
Общая идея похода, подготовка
Маршрут похода, километраж, цифры, безопасность
Режим движения, погода, ориентирование
Путевые заметки:
- к верховьям реки Эмяхсин-Юрях
Общая идея похода, подготовка
Последние лет десять я смотрел в сторону плато Путорана (
2013,
2015,
2016,
2017 зима,
2017 лето,
2018,
2019,
2020,
2021). По инерции взгляд проносился чуть дальше и натыкался на ещё более дикий, далёкий, безлюдный и неприступный край, который ждал своего часа. Анабарское плато (нагорье/плоскогорье) расположилось на Северо-востоке Среднесибирского плоскогорья, к северо-востоку от плато Путорана, на территории Красноярского края и Якутии.
По времени маршрут планировался гораздо меньше, чем
пересечение плато Путорана в 2020 году. Но основная часть необходимой подготовки была обеспечена именно сольными Путоранами. Планирование стало ещё более хитрым ребусом, чем путоранская нитка 2020 года. Подготовка свелась к длительному обдумыванию нитки, поиску контактов, тестированию одежды и снаряжения в правильных местах.
Главным камнем преткновения была необходимость быстро и надёжно становаться и ночевать в близких к арктическим тундровых условиях. Путоранский опыт 2020 года потребовал полного отказа от строительства стенок. Ставку сделал на крепкую однослойную палатку и снежные якоря. Кроме того, в корне пересмотрел набор для утепления рук.
С информацией по зимним анабарским условиям всё оказалось просто: в 2011 г. по Анабару был пройден первый спортивный лыжный поход высшей 6-ой категории сложности под руководством Антона Чхетиани - линейное пересечение со стороны села Хатанга в село Оленёк за 35 дней. Зимнее описание местности в отчёте столь же полное, сколь единственное. С тех пор лыжных туристов на Анабаре не было, иных зимних описаний найти не удалось.
За старт из Хатанги была анабарская роза ветров и возможность быстрого захода на плато с минимальной зоной леса. Дерзкие планы пересечения ограничивались скудным выбором окрестных посёлков с долгими лесными километрами и сложностями логистики. Проверенный выход в Оленёк был бы полным повтором маршрута 2011 года, а душа робко желала новизны и первопроходного куража. Внутренне склонялся к выходу в сторону села Саскылах, но готовил оба варианта. Решение планировал принимать на маршруте.
Лететь в Хатангу через Норильск не решился ввиду регулярных задержек по погоде. Выбрал полусекретный получартерный рейс авиакомпании Сапсан из Красноярска.
Мысль именно о пересечении Анабарского плато витала изначально, но сильно кусалась. Надёжно и с запасом времени на погоду маршрут не получался. Только по краю и на тоненького. Знающий и опытный после необходимой мудрой критики по итогам маршрута высказался, что в области рекордов и подвигов всегда так.
В маршрут помимо высшей точки нагорья (в.908 м) хотелось включить что-нибудь этакое. Интерес к верховьям реки Эмяхсин-Юрях был подсказан фото- и видеоматериалами по итогам пеше-водного маршрута под руководством Константина Серафимовича летом 2021 года. Красоту, глубину и величие горы Тугуттур-Салата и её окрестностей высмотрел по картам самостоятельно. Не ошибся. Высшая точка Анабара расположилась не очень удобно в южной части плато. В результате мучительных раздумий на свет появилась дерзкая анабарская галка.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Маршрут похода, километраж, цифры, безопасность
Нитка маршрута: с.Хатанга - п.Кресты - р.Котуй - р. Эриечка - р. Хара-Тас-Сулуда - р.Урюнг-Тас-Сулуда - р.Бугристый - г.Нямакит 535м - р.Бастах-Сала - р.Ортоку-Сала - р.Тыкы-Бастах - р.Эмяхсин-Юрях - р.Арбын-Унгуока - г.Тугуттур-Салата 618м - р.Уоран-Юряге - р.Котуйкан - р.Суруктах - р.Капрал - в.908м - р.Алысар - р.Сыаламмыт - р.Алын-Халбы - оз.Чонно-Кюёле - р.Чёнгёлёх-Попигай - возв.Бурустах - р.Попигай - р.Арбангда - р.Дохоютта-Хочото - р.Край-Пастага - р.Фёдор - г.Кыстык - с.Саскылах.
Пройденный километраж активной части маршрута составил практически ровно 600 км (по треку навигатора, без коэффициентов). На активном маршруте провёл 33 дня (10.03-11.04.2022 г.). На карте-схеме показан пройдённый маршрут, номера ночёвок соответствуют дням маршрута. Красным показана активная лыжная часть, чёрным пунктиром - заброска и выброска на снегоходе. Синим пунктиром показан вариант окончания маршрута с выходом на зимник.
Карта-схема пройденного маршрута на карте севера Среднесибирского плоскогорья.
Карта-схема пройденного маршрута. Плато Анабар (Анабарское нагорье).
Основные анабарские достопримечательности, регулярно посещаемые летом, находятся в нижнем течении реки Котуйкан: заброшенная база геологов на Кугдинском месторождении ювелирного хризолита, столбчатые останцы долины реки Котуйкан и скальный водораздел рек Котуйкан и Дёгдё (Джогджо). Петля Дёгде и столбы Котуйкана интересны, но не влезают в пересекающий маршрут. Нижнее течение Котуйкана - самое посещаемое в летнее время место Анабара. Вертолёты, коммерция, лодки и моторы… скоро будут ларьки с пирожками и сахарной ватой, как на озере Лама (надеюсь, нет).
Планы были очень плотные. На прогулки в верховьях р.Эмяхсин-Юрях выделил 2 дня, на гору Тугуттур-Салата - 1 день. Остальные 30 дней предполагались ходовыми и требовали ежедневно делать в среднем 21 км. Запас на ожидание погоды уже не влезал. Плановая длительность в 33 дня как-то заранее был известна свыше, нитка маршрута подгонялась под неё. Если шлось - спешил, дабы сделать задел уверенности (на первой части) или нагнать отставание от графика (на второй части).
Точкой возможного разворота и вынужденного возврата была гора Тугуттур-Салата. После тропления до 30-40 см даже по верхам плато уходить в сторону 200 км-ой зоны леса на 4-ой неделе маршрута выглядело не очень бодро. Поэтому примерно на 13-ый день на общем собрании участников похода единогласно был утверждён выход в Саскылах. Сразу после этого запросил связного купить билет из Саскылаха в Якутск и зарегистрировать меня на сайте якутской службы МЧС.
Первая часть маршрута до высшей точки плато находится в Красноярском крае, регистрировался привычным образом в МЧС г.Дудинка. Вторая часть маршрута лежит в Якутии, регистрировал связной по моему сигналу. На четвёртой и пятой неделях связной транслировал предостережения МЧС Якутии об активизации волков в республике.
Не весь маршрут был досконально отсмотрен по космоснимкам, поэтому на финальной тундровой части часто натыкался на зону леса, которой нет на картах. Это отнимало много сил и заметно задерживало.
Совокупный вес всего снаряжения на старте составил около 56кг. При движении на лыжах выходит что-то около 51 кг. Плановая раскладка была дифференцированной (450 гр, 500 гр, 550 гр, описана ниже), но таила нюанс. Из спецсредств для дружбы с животными был свисток на груди и сигнал охотника.
Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Режим движения, погода, ориентирование
В целом на маршруте было стабильно холодно: от -25 до -34 с локальными потеплениями. Первая четырёхдневная оттепель со снегопадом некстати случилась в верховьях р.Эмяхсин-Юрях (-10…-20). Позднее были и другие, не столь критичные. На пятой неделе маршрута пришла весна, днём мокрый снег раскисал, а градусник на солнце мог показывать +3, что не мешало к вечеру иметь привычные -26..-28. В первую неделю временами был нехарактерный южный ветер, который противоречил местной розе ветров и пытался задуть моё уверенное лицо полувстречным курсом. Последние две недели полувстречный ветер был следствием курса на северо-восток. От ветра на обед пытался укрыться за любыми доступными неровностями рельефа. В пургу за выступом ламинарные потоки стремительно засыпают снегом, не забалуешь.
На обширных плоских участках были предсказуемые сложности ориентирования. Куда ни повернись, кругом - снежная пустыня, скрывающая полигональные тундры. Ясным вечером хорошо опираться на звёзды и луну. Часто приходилось идти в молоке, без видимости, звёзд и ветра - непросто, хоть и привычно.
Начиналось всё за здравие - первую неделю спал по 7-8 часов. После оттепели и снегопадов быстро стало понятно, что для выполнения графика спать нужно не больше 5-6 часов. Под конец всё пошло в разнос: за последние 4 ночи поспать получилось совокупно около 10 часов.
По утрам всё примерно так: просыпаешься, вошкаешься, готовишь, завтракаешь, встаёшь на белое крыло (иммуностимулирующая травка Рододендрон Адамса или Саган-дайля, в переводе с бурятского или одно из народных названий - Белое крыло), собираешься и выходишь. Выбираться из тёплого дремотного кокона в холодную выстуженную палатку с изморозью на стенках непросто. Шутка ли - 4 спальных слоя с тремя молниями.. Бывало, просыпаешься и оперативно придумываешь, почему можно перевести будильник. Случалось и проспать плановый подъём. Тогда - публичное порицание и ускоренные сборы. Перед завтраком обычно хотелось вылезти наружу и осмотреться, глянуть температуру, сделать пару кадров с палаткой. Палатка ставилась в сумерках или в темноте, поэтому утренний осмотр окрестностей - это ново и интересно. И идёшь себе: борешься с немощами, пережёвываешь пороки, ждёшь свой маленький комочек счастья. В походе им может стать мешочек с салом и сухарями, который дарит ещё немного сил и терпения. Или внезапный просвет на горизонте, в котором вдруг стали видны золотые вершины. Мешочек случался каждый день, а просветы - нет.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Начиная с какого-то момента (примерно через три недели) планировать время подъёма и дневные переходы можно только на договорной основе. Лучше с вечера, перед ужином (в конце готовки), когда в палатке ещё чуть-чуть тепло и уже вот-вот появятся признаки лёгкой сытости и общей удовлетворённости анабарской жизнью. В этот момент нужно успеть подписать с собой договор - время подъёма и примерный километраж. Утром вставать тяжело. И если с вечера договор не был подписан, начинаются виляния и ужимки: поспать лишнего, посидеть подольше, отдыхать почаще и пройти поменьше. На каждую поблажку легко находятся объективные причины: снега стало больше, ветер стал злее, рельеф - сложнее, а километры - длиннее. И только договорные отношения спасают положение. Это про ответственность, тут без шуток. Если человек не выполняет договорённости с самим собой, что можно ждать от него в отношениях с другими людьми? Ничего хорошего. Уговор - дороже денег. Так с детства учили родители.
Приятно удивило питательное здравомыслие. Видимо, сказался опыт и удалось правильно настроиться. На 10-ый день о еде не думал или думал спокойно: сникерс - это просто сникерс (не чудо). До 20-го дня пищевые мотивы оставались сдержанными: утренний батончик был просто очень вкусным, а мешок с едой на ближайшие дни не стал мешком Деда Мороза. Трансформации начались на 4-ой неделе, когда утренний Кит-Кат стал прекрасен, а обеденный Сникерс c чаем - умопомрачителен. Сало с сухарями на обед стало просто жизненной необходимостью.
Склон горы Тугуттур-Салата. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Карманное питание поначалу было просто приятным бонусом к обеду. Но на четвёртой и пятой неделях запахло жареным, пришлось решать тактическую задачу рационального расходования быстрых углеводов между ходками во избежание полной остановки.
После обеденных сала и сухарей хочется жить, творить, дерзать и копать картошку. После завтрака и утренних сборов хочется ничего, можется примерно столько же. К четвёртой неделе за время утренних сборов организм предательски быстро успевал куда-то сунуть съеденное на завтрак, чтобы подлатать дыры, поэтому к моменту впрягания в сани на ход ничего не оставалось. Приходилось уповать на углеводы и надеяться на белое крыло, которое чудным образом работало и давало немного сил из ниоткуда.
В последние дни маршрута было так: если перед первой ходкой не съесть что-нибудь жирное/углеводное (орехи/инжир/курага/козинак/аскорбинка), первую ходку можно не дойти. Это усугублялось активным ярким солнцем и связанным с ним дневным потеплением, в результате чего первые 2-3 ходки были мучением: на отдыхе между ходками по несколько раз просыпался от постоянно безвольно падающей головы или от выскальзывающего из руки и повисающего на шейном шнурке навигатора. Чуть разойтись удавалось к обеду. Зато сразу после обеда полученные от сала с сухарями калории оперативно перехватывались и принудительно направлялись на активное движение: шлось бодро как минимум 2 ходки.
Тревожно было наблюдать, как организм постепенно теряет способность себя обогревать. Сначала утепление среднего слоя под рюкзаком мешало и давало перегрев, надевал только на отдыхе. После 20-го дня стал замечать, что утепления в активном режиме почти не ощущаю, а без него очень некомфортно. Старался много пить горячего чая, от души добавляя иммуностимулирующие супер-травки, но в течение дня влага с потом практически не уходила, заставляя просыпаться до 3-4 раз ночью. 32-ой ночью за 3 часа сна на себе даже не высохло термобельё, подмерзал, утренние -28 сильно отличались от таковых в начале похода.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Путевые заметки: к верховьям реки Эмяхсин-Юрях
Накатанный зимник от села Хатанга до посёлка Кресты на р.Котуй сменился занесённым снегоходным следом - повезло. По морозному Котую ехали местами до 60км/ч. Везло и дальше: буранка шла в верховья долины р.Эриечка. В 18:00 выгрузился, снегоход уехал, перепаковался. Вышел в 19:00. Дальше - сам, примерно на 5 недель. Весной 2020 г. стартовать в долгую автономку было тревожно из-за наступающей пандемии ковида. Весной 2022 г. нашлись ещё более тревожные причины.. Поздним вечером первого дня были морозные -28, а скромное сияние на небе скромно встречало. К северным сияниям привык, зелёное было чуть не каждую ночь.
На старте было много открытых камней на склонах, обходил, в паре мест - переносил санки. Вспоминал восточную часть плато Путорана версии 2020 г., было волнительно.
Заструги. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
С сублимированной индейкой от Гала-Гала что-то не так. Или со мной. Или с нами обоими. Привычной и многократно проверенной чудесной говядины в нужном количестве не оказалось, пришлось почти на весь маршрут закупить индейку, второпях даже не попробовал. В первый вечер вкус индейки показался странным. Утром стремительно выяснилось, что индейка мне совершенно не подходит. Всякое бывает - акклиматизация, перелёты, резкая нагрузка, злые духи Эриечки.. За пару дней восстановился (сухари, батончики, таблетки) и ещё три дня ужинал говядиной, вошёл в режим и дал индейке второй шанс. Но нет. Вывод был довольно грустным: основной вечерней белковой еды (говядины) оставалось всего 6 порций. Возникла вынужденная схема: вечерами есть 1/3 порции говядины, а каждое утро экономить 1/3 порции утренней кашки. Этим покрывалось ровно 6*3+27/3=27 оставшихся дней. Индейка по чуть-чуть добавлялась на ужин с постепенным аккуратным увеличением дозы. К концу похода тушка была рада любой еде, даже индейке с мерзким привкусом. Реальная средняя раскладка составила примерно 475 гр вместо плановой средней 497 гр. Рассчитывать реальную дифференцированную чуть-чуть лень, плановая дифференцированная подробно описана ниже (450 гр, 500 гр, 550 гр).
В долине р.Урюнг-Тас-Сулуда встретились первые на маршруте скалы - ждал и радовался. Старался закрепиться с графиком 5-6 ходок до обеда и 4-5 после. На подходе к верховьям р.Эмяхсин-Юрях обедал у скального массива на фоне известного останца Кадарчан.
Долина р.Урюнг-Тас-Сулуда. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Верным признаком неправильных мыслей служило внезапное падение лицом в снег. За плохие мысли в хороших местах сразу раздают по голове. Очень удобно.
Приход к останцам в верховьях р.Эмяхсин-Юрях нехорошо совпал с приходом четырёхдневной оттепели, утром всё затянуло и пошёл снег. Оттепель и снегопад - не повод не гулять и не радоваться, но радости могло быть (и планировалось) больше. После стоянок на плоском и продуваемом рельефе разместиться в укромном каменном закутке - прекрасно. Дует не со всех сторон и не очень зло.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Лагерь в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Лагерь в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
За первую бодрую и холодную неделю появились некоторые вопросы по поводу старых травм. Кроме того, возникла необходимость подремонтировать дуги палатки. Возможность постоять в одном лагере 3 ночи и погулять разгруженным была очень кстати. В ветер и мороз ничего сверх необходимого делать не хочется, поэтому на чуть более спокойные дни накапливаются дела по хозяйству. Утром второго пасмурного дня зашивал рукавицу, а вечером пришивал на анорак липучки (не заниматься же этим в городе до похода, ну..). Подклеить втулку дуги палатки в -10 тоже было куда приятнее, чем в -30.
Первым радиальным днём сходил в долину р.Арбын-Унгуока. Наст засыпало, повсеместно приходилось подтрапливать, а в долине честно тропить. Характерная ладная шеломоподобная вершинка в узких околоанабарских кругах получила название Пирамиды. Очутившись рядом, узнал её не сразу. Погоды с окрестными видами не случилось, так хоть потрапезничал по соседству.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Первым вечером были грустные -12. Второй день тоже решил быть тёплым, снежным и невидимым. Гулял, на обед приютили две группы останцев, успокоили, взбодрили. Среди останцев на душе обычно тихо и спокойно. Вот и ходишь от одних к другим. Вечером второго дня были те же грустные -10.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Утром третьего дня пробудился в 5:10 и не ощутил холода, это было верным признаком так себе погоды, но за окном было солнце. Удалось немного полетать с квадрокоптером на восходе и поснимать окрестные останцы. К полудню всё, конечно, затянуло, а снежок продолжился, вышел на маршрут в 13:00, потратив полдня из суточного опережения с недельного подхода к р.Эмяхсин-Юрях.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
При наборе высоты на ближайший хребет повсеместно был свежий снег и тропёжка местами до 20-30см. Шёл в молоке, цеплялся за ориентиры или совсем по компасу. Когда раздувало и появлялась видимость, отводил глаза от Кадарчана. В другой раз. Вечером дразнящие верховья р.Эмяхсин-Юрях звали и манили.
Вид с востока на верховья р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Вид с востока на верховья р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Верховья р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.
Конец первой части.
Вторая часть:
https://a-podkorytov.livejournal.com/14238.html Третья часть:
https://a-podkorytov.livejournal.com/14394.html