Тюремный замок в Наровчате

Apr 28, 2020 19:35

18.09.2018
В 1866 году Тюремный замок города Наровчата посетил председатель Пензенской губернской казенной палаты М. Е. Салтыков-Щедрин. Он прибыл для проведения инспекции, по окончании которой составил акт.


Этот документ послужит основой для нашей экскурсии, в ходе которой мы проинспектируем тюрьму и тюремную мебель.

Предоставим слово Михаилу Евграфовичу:

Тюремный замок, построенный [в 1819 году] по чертежам [образцового проекта академика Андреяна Захарова], утвержденным 4 августа 1811 года, на 30 человек, состоит из одноэтажного довольно ветхого каменного здания, разделенного внутри коридором, по обеим сторонам которого находится 11 камер.


Пол коридора вымощен плиткой из Покровского собора. В 30-е годы XX века храмовую часть собора разобрали на кирпич для постройки школы, а плитку перенесли сюда.


Согласно акту, в одной из камер «помещается контора… в другой - небольшая кухня, в третьей больница на 2 кровати. Остальные 8 [камер] заняты арестантами, которые по возможности разделены по роду преступлений…»

Осмотрим помещения по порядку. Начнем с конторы надзирателя.


Рабочее место надзирателя отгорожено конторской стойкой. Рядом с надзирателем этажерка-стеллаж. В глубине помещения шкафы, выглядящие как фанерные, и стол на основательных резных ножках.


Проверим больницу.


Больничное помещение меблировано по-божески: скамья, стол, металлическая кровать. Есть даже умывальник.
Как замечает Салтыков-Щедрин, «камеры освещаются небольшими стенными керосиновыми лампами».


Совершенно иная атмосфера в карцере. Лежать, сидеть и прислоняться к стенам запрещено. Можно только ходить от двери к окну и обратно. На ночь выдают тюфяк, набитый соломой. Будешь плохо себя вести - выльют на пол ледяной воды.


За заключенными наблюдают через глазок (откуда на нем улыбка?).


Вернемся к акту:

Все арестанты, кроме одного, принадлежащего к привилегированному сословию и носящего свое платье, снабжены приличною казенною одеждою. Верхнего арестантского платья, белья и обуви имеется при тюремном замке достаточное количество, но и чепаны построены из нестриженого сукна, белье из слишком сурового темного холста, а коты все почти сшиты одного размера.
Требуется пояснение: чепан - крестьянская верхняя одежда, коты - вид обуви.

Из мебели общий стол (посуда только алюминиевая, чтобы не было острых осколков), тумбочка, две кровати. Удивляет, что они даже прилично застелены. Жить можно.


В женской камере обстановка суровее: доски на двухъярусных кроватях прикрыты тряпьем, табуреты, скамья, малюсенький откидной столик.


В камере предварительного заключения не до индивидуальной мебели. Здесь оборудованы нары.


Продолжим чтение документа:

Внутренние стены тюрьмы, в особенности в угловых камерах, зимой промерзают, и оттого на стенах заметны сырость и плесень. <…> В воздухе в камерах по тесноте помещения не совсем чисто, и поэтому необходимо устроить вентиляцию.


В завершение о том, как тюремные строения выглядят снаружи:

Штукатурка как на главном здании тюрьмы и флигелей, так и на каменной стене, окружающей двор, обвалилась; кроме того, на окружной стене образовались во многих местах значительные трещины.


Такое ощущение, что Михаил Евграфович провел ревизию буквально сегодня. В действительности тюрьма в Наровчате просуществовала до 1959 года, а сегодня часть помещений тюремного комплекса занята подразделением ГИБДД (на первом фото ищи на входных воротах табличку).

Уместно будет напомнить, что сам Салтыков-Щедрин в 1844 году был выслан в Вятку за вольнодумие. Возможно, это неприятное обстоятельство спасло его от более серьезных проблем, когда в 1849-м власти разгромили кружок петрашевцев. Не окажись тогда Михаил Евграфович в Вятке, мог бы последовать в места более отдаленные, по пути останавливаясь на ночевку в подобных тюрьмах.

Еще о Салтыкове-Щедрине:

стол, нары, кровать двухъярусная, мебель металлическая, столик откидной, мебель, табурет, мебель тюремная, мебель в музее, из Анапы, скамейка, Наровчат, Салтыков-Щедрин, кровать, шкаф, тумба, этажерка

Previous post Next post
Up