18.09.2018
Оттолкнусь от строчки из путеводителя по музею: «Куприн признавался, что по-настоящему он имел дом только в Наровчате и Гатчине». В Наровчате, где в 1870 году Куприн родился и где рос до трех с половиной лет, он больше никогда не бывал. Гатчину, в которой жил «с перерывами 13 лет - с 1906 г. вплоть до эмиграции в 1919 г.», навестил в 1938 году, после возвращения в СССР.
Интересно, мог ли Александр Иванович предположить, как по-разному отнесется к нему руководство двух родных ему городов? Когда по прошествии лет возникла идея открыть музей Куприна, Гатчина наотрез отказалась, а Наровчат музей создал.
В итоге мы в Наровчате, где пройдем по музею Куприна с мебельной экскурсией.
Музей расположился «в бывшем доме купца В. И. Шлыкова, отстроенном на фундаменте сгоревшего в 1891 г. дома, который принадлежал родителям писателя. План и описание дома, составленные со слов старожила Наровчата В. С. Шлыкова, хранятся в фондах Наровчатского краеведческого музея».
Гостиная
Здесь воссоздана атмосфера, окружавшая Александра в самые первые годы его жизни. В экспозиции представлены «предметы с легендой “из наровчатского дома Куприных”... Это пианино фирмы К. Зейлера 1870-х гг. и большое зеркало в раме красного дерева. Они приобретены в Пензе у потомков Шлыковых, купивших дом Куприных в 1879 г.».
Рядом с пианино разместился резной буфет. Вот что о нем рассказала Т. А. Кайманова на
странице музея в ВК:
По свидетельству старожилов, буфет из дома Куприных. Мать маленького Саши Любовь Алексеевна Куприна, после смерти мужа покидая Наровчат, продала дом вместе с обстановкой. Купцы Шлыковы к вещам относились с основательной бережливостью. Буфет пережил многих хозяев.
Очевидно, что буфет прошел через реставрацию. Наиболее выступающие резные поверхности деликатно расчищены до светлых тонов, а патина на основании и точеных колоннах оставлена густой, темной. Глаз радуется.
Только что упомянутое «большое зеркало в раме красного дерева», или трюмо, дополнено консолью. Табличка в нижнем углу зеркального полотна сообщает: «Зеркало и подзеркальник, из мебели, принадлежавших семье Куприных, отреставрированные “Наровчатским землячеством” и переданы в дар музею А. И. Куприна». Чуточку нескладно написано, даже совсем не по-русски, но мысль понятна.
Высокое навершие рамы увенчано решительным карнизом и украшено накладным резным декором из арки и немного несимметрично расположенных розеток.
Согласимся с матушкой Куприна, вспоминавшей о милом ей Наровчате: «Вроде Москвы, но несколько красивее». У Любови Алексеевны были на то основания.
Кабинет
Собирательная обстановка кабинета-гостиной переносит нас в Гатчину. Гатчинская атмосфера перетекла в наровчатский музей благодаря нескольким характерным предметам мебели. Взять хотя бы туалетный столик с зеркалом в пышной резной раме.
Взгляните на фотографию, на которой Куприн с супругой и дочкой запечатлен в своем гатчинском доме на фоне фигурного зеркала.
У двух зеркал много общего: форма рамы со скругленными углами и зауженной талией, на уровне которой зеркала подвешены на боковых стойках; своеобразная «закольцованность» резных деталей стоек; резная корона.
Отсутствующее зеркальное полотно замещено коллажем из фотографий гатчинского периода - бери и сравнивай. Я в первый момент даже обманулся. Подумал: «Оно самое!» - однако гатчинский экземпляр на поверку все-таки оказался немного более скромным, ведь у наровчатского зеркала два чудесных подсвечника в форме рога и более раскидистая корона.
В углу, над рабочим столом, размещена настенная полочка.
И в Гатчине была подобная, но опять же попроще - всего в один ярус.
Письменный стол с надстройкой-ограждением аккуратный, если не сказать маленький. Веселый рабочий беспорядок, царивший на гатчинском столе Куприна, здесь бы не уместился.
Стол очень изящный, на стройных, утонченных ножках. В простенке кресло, по внешнему виду почти тронное.
Передняя опора стилизована под ножки курульного кресла.
Локотники завершаются мордочками львов с открытыми пастями.
Наровчатское кресло - еще одна отсылка к Гатчине, где, однако, кресло было несколько иным: взять хотя бы форму передних устоев.
Наконец, просторный диван с низкой спинкой и ладьеобразным основанием. В этом уголке наровчатского кабинета в сравнении с гатчинским недостает только ковров.
А ковры в Гатчине были разостланы на полу, висели на стенах и укрывали широкую тахту с пышными валиками. По всему видно, что Куприн ковры любил. Говорят, он знал в них толк.
О мебели наровчатского музея и - косвенно - гатчинского дома Куприна у меня всё. Настенную лампу возьму в
пятьдесят первую дюжину люстр и паникадил - на память о посещении Наровчата.
Добавлю, что, если не было указано иное, цитаты приводил по изданию: Купринская энциклопедия / авт. проекта и гл. ред. Т. А. Кайманова. - Пенза, 2016. Счастливый обладатель, читаю с восхищением и удовольствием.