2. Петровское. Дом Петра Абрамовича Ганнибала

Aug 29, 2016 19:14

08.03.2016
Закончив осмотр дома Абрама Петровича Ганнибала, идем в гости в дом к сыну его, Петру Абрамовичу.
Следующее поколение - следующая эпоха, а значит, другие вкусы, другие архитектура и мебель.



Приемная
Мебельную экскурсию начинаем с противоречивого шкафа. Противоречивость его заключается в том, что лицевая часть богато декорирована в технике наборного дерева, да и сам шкаф венчается внушительным карнизом. Но при этом дощатые боковины остаются необлагороженными: их лишь тонировали морилкой.


При ближайшем рассмотрении шкафа можно заметить, что инкрустированными оказываются не только поверхности вставок, обрамленных фигурными рамками из штапика, но и сами полотнища дверцы, на которой местами шпон уложен под углом 45 градусов.


Стоящее напротив гнутое кресло имеет достаточно простые очертания, но пышную спинку.


Центральную вставку в спинке образуют два перекрещивающихся рога изобилия, обвивающие собой восходящее полусолнце и звезду.


Кабинет Петра Абрамовича Ганнибала
Диван и стулья объединяются в гарнитур благодаря своим скругленным спинкам, выполненным по типу кресла-корытца, и полному отсутствию дополнительного декора. В принципе, скругленные и идеально отполированные поверхности в нем и не нуждаются.


Спинки стульев подобны срезам гигантских шампиньонов.


Золоченая ножка круглого столика выполнена в виде колонны с тремя ампирными саблевидными опорами.


Секретер совмещен с витриной.


Среди инкрустированного растительного орнамента замечаем человекоподобные маски. Хотя маски тоже составлены из элементов с растительными мотивами и закамуфлированы под розетки, но они все равно выглядят достаточно агрессивно, когда перекусывают вьющиеся побеги.


Спиной к камину расположился бержер. Его спинка высокая, с «ушами». Тканью обтянута только внутренняя поверхность, по контурам обивки проложены гвоздики.


Внешняя поверхность кресла деревянная. Локотники сплошные, с волютой наверху и перевернутой волютой внизу.


В простенке между окнами разместился диковинный предмет мебели в виде креста. Если честно, я не знаю, как его лучше назвать.
Витрина? Нет, не витрина: нет застекленных дверок для демонстрации содержимого.
Буфет? Нет, не буфет: никакую посуду в него не поставишь.
Секретер? Пожалуй: секретер с пятью маленькими дверками.


Маленькие дверки образуют крест. Похоже, что инкрустация на них сделана из полудрагоценных камней.


Чем обусловлена необходимость заполнения верхней части нашего секретера резной маской - для меня секрет. Мне кажется, что маска стилистически не вяжется с райскими птицами, выполненными в стиле шинуазри.


Стулья по бокам от секретера выдержаны в английском стиле со свойственной ему формой ножек (это видно на одном из предыдущих фото). При этом в центральной резной вставке прочитываются готические мотивы квадрифольев.


Люстра, продолжающая пополнение двадцать четвертой дюжины.


Гостиная
Как сообщает путеводитель, обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830-х годов.


Дальнее кресло отличается от двух других кресел и дивана, составляющих гарнитур. Отличия состоят в рисунке локотников, а также в форме спинки и наличии на ней дополнительной перекладины. У «постороннего» кресла нижний край спинки фигурный, у остальных предметов - прямой.


Локотники гарнитура обладают повышенной кучерявостью.


Шкафчик-горка в стиле жакоб с характерными для него рисунком расстекловки и отделкой в виде металлических полосок.


Рядом с роялем фирмы «Штурцваге» (1839 год) помещен стул, выполненный в стиле классицизм и расписанный в пастельных тонах. По-моему, стул выбивается из общей картины.


По обеим сторонам от консоли размещены стулья карельской березы с изогнутыми спинками характерных очертаний. При формировании экспозиции музейщики, вероятно, исходили из имеющихся запасов мебели и поэтому немного схитрили, отправив точно такие же стулья в комнату Евпраксии Николаевны Вульф в имении Тригорском, о котором будет следующий пост.


Люстра.


Кабинет Вениамина Петровича Ганнибала
Главная мебельная достопримечательность кабинета представителя третьего поколения рода Ганнибалов - бюро-цилиндр екатерининского времени.


Полукруглая крышка задвигается внутрь по образу и подобию хлебницы. Столешницу можно вытянуть вперед.


Стол, стулья в стиле жакоб.


Рисунок спинки традиционный, встречающийся часто, в том числе у Пушкина в Михайловском, у Мусоргского в Наумово и в очень многих других местах.


Книжный шкаф с круглым стеклом помещен между креслами.


Краснодеревщик, изготовивший кресла, понимал, что локотники такой формы встречаются повсеместно. Вероятно, чтобы индивидуализировать дизайн, он решил добавить к спинке два перевернутых крылышка - и проиграл: крылышки смотрятся чужеродными элементами.


Люстра.


Барская («вседневная») спальня
Нам повезло: мы видим достаточно редкий для музеев предмет мебели - кровать. Но повезло не очень, так как доступа в спальню нет, а кровать практически полностью закрыта ширмой.
Зато хорошо видна красивая форма кресла-корытца. Спинка плавно снижается и заканчивается закруглениями, имитирующими укороченные локотники.


Удобство пользования туалетным столом-комодом вызывает у меня сомнения. Во-первых, крышка комода расположена высоко, чуть ли не на уровне подбородка сидящего перед ним человека. Во-вторых, кто посетил музей Лермонтова в Тарханах, помнит, что совмещение зеркала с комодом удобно в использовании тогда, когда ящики комода вогнуты, чтобы в них не упирались колени. Смею предположить, что данные зеркало и комод объединились в музее случайно.
Конструкция ломберного столика интересна, но осталась для меня загадкой.


Коридор
Из кабинета В. П. Ганнибала, лишь заглянув в барскую спальню, выходим в длинный-предлинный коридор, разделяющий дом на две равные по площади половины. В конце коридора стоит таинственный предмет. Назовем его прилавком.


Парадная зала (столовая)
Следующим помещением будет парадная зала (столовая), площадь которой равна площади всех ранее осмотренных комнат, вместе взятых. Несомненным центром парадной залы является большой овальный стол. Как это часто бывает, изучить достоинства обеденного стола не представляется возможным: их скрывает скатерть. Стол окружен стульями с прорезными спинками.


В одном торце парадной залы размещены диван и кресла. Диван простой формы, с большими сплошными скругленными локотниками.


Кресла ампирные, щедро украшены золотыми деталями, среди которых выделяются передние стойки в виде лир.


В другом торце парадной залы мы видим внушительных размеров монументальное псише. Оно окружено по сторонам стульями, составляющими гарнитур с только что изученными креслами. Но нет локотников - нет и лир. Остальной декор такой же, как у кресел.


В зале три люстры: одна в центре


и две по бокам. Этой люстрой завершаю двадцать четвертую дюжину.


Второй этаж
На втором этаже, отведенном под выставки, находим замечательный ренессансный шкаф. Он резной с ног до головы: карниз, цоколь, боковины, двери.


Центральную часть дверки занимает грудной портрет мужчины с приплюснутым затылком.


В верхней части - герб с двумя животными, головы которых также приплюснуты.


Мебельная экскурсия завершена, дом внутри осмотрен. Теперь по традиции осматриваем дом снаружи. Этот фасад с большой открытой верандой обращен в сторону парка.


Вдали виднеется беседка-грот.


Направляемся к ней,


чтобы повторить серию фотографий, которые я делал из беседки предыдущим летом.


«Негатив».


«Позитив».


Напоследок хочу еще раз обратить внимание читателя на обновленную тесовую крышу дома.


Ее солнечный цвет новоделен, недолговечен, но прекрасен.

Ганнибал, Пушкин, Пушкинские Горы, бержер, ширма, стол, мебель мемориальная, в Минск, Петровское, столик ломберный, бюро-цилиндр, прилавок, витрина, мебель, секретер, горка, свет, корытце, кресло, мебель в музее, консоль, люстра, диван, кровать, шкаф, стиль жакоб, псише, рояль, стул

Previous post Next post
Up