08.03.2016
Дом Абрама Петровича Ганнибала в усадьбе Петровское необычен сразу по нескольким причинам.
- Он задумывался в голландском стиле, диковинном для псковских земель.
- Он воссоздан на историческом фундаменте и наполнен предметами домашнего обихода приблизительно середины XVIII века.
- Его построил и в нем жил предок Пушкина, фамилия которого мне с детства представлялась зловеще-притягательной - Ганнибал.
Возможно, сочетанием именно этих факторов и объясняется особая, неповторимая атмосфера, царящая в доме.
Заходишь внутрь и по-детски осознаешь: здесь жил арап Петра Великого. А потом мысленно добавляешь: и мебель здесь собрана особая - добарочная и раннебарочная.
Приемная-прихожая
В небольшой приемной встречаем стул с витыми ножками и витыми боковыми устоями.
Вертикальные рейки спинок с суетливым растительным орнаментом. Навершие - царство львов.
Стол. Россия, начало XVIII века.
Выполнен в стиле петровского барокко (голландском стиле). Подстолье в виде высокого короба с рамочно-филенчатым рисунком из наборного дерева, точеные ножки-балясины, рама-проножка. Подобный стол мы встречали
в Лермонтовском музее «Тарханы».
Комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов
В вытянутом в длину пространстве комнаты выделяются три зоны: спальня (в середине комнаты) и два кабинета (по краям).
В первом кабинете расположен секретер с откидывающейся крышкой. Обратим внимание на конструкцию дверки.
С лицевой стороны дверка выглядит как рамочно-филенчатая. Однако глядя на ее тыльную сторону, мы понимаем, что это не так: дверка представляет собой не филенку, вставленную в рамку, а сплошное дощатое полотно, поверх которого с лицевой стороны проложена рамка.
Кресло притворяется, будто сделано из коряг или сучковатых ветвей.
На самом деле это тоже не так: уж больно симметричны левый и правый локотники, а также левая и правая половины спинки. Средняя часть спинки стилизована под вазу, что характерно для мебели в английском стиле.
В комнате две люстры. Вот первая из них. Помещаю ее
в двадцать четвертую дюжину. Зону спальни образует супружеская кровать с балдахином. Изножье - волна. В изголовье волна повторяется лишь декоративно, так как изголовье совмещено с уходящей вверх до потолка стеновой панелью, к которой крепится балдахин.
Функцию прикроватной тумбочки выполняет стул в английском стиле с характерной для него формой кабриолей. Лапа, охватывающая шар, была в ходу в 1760-е годы.
Прорезные спинки тоже появились к середине XVIII века.
Напротив кровати висит овальное зеркало в резной раме, символизирующей расходящиеся от центра лучи солнца.
Второй кабинет представлен небольшим, но выглядящим основательно и даже тяжеловесно, столом. Массивная проножка соединяет две плоские широкие опоры, стилизованные внизу под звериные лапы, а в верхней части декорированные резьбой. Резьба проложена и по подстолью, и по кромке столешницы.
Кресло в углу типично для раннего барокко: кабриоли знакомой формы с птичьей лапой, охватывающей шар; непрорезная средняя часть спинки в виде вазы.
Вторая люстра.
Детская
Детские кровати по исполнению сходны с родительской кроватью: изножье - волна; изголовье прямое, декоративно повторяющее волну.
Еще один стол в стиле петровского барокко из наборного дерева.
Кухня-поварня (столовая)
Кухня расположена на первом этаже дома и представляет собой очень просторное помещение.
Здесь нас встречает большой дубовый стол XVIII века. Прошу обратить внимание на форму его ножек.
Ножки выполнены в виде массивных витых балясин. Между собой балясины соединены фундаментальной проножкой сложной формы.
В углу расположен ореховый буфет, датируемый 1750 годом.
Не уверен, что дверцы рамочно-филенчатые, но центральная часть дверец - назовем ее филенкой - несет на себе очень симпатичную резную картинку.
Вспомогательный стол коренаст и пружинист.
Сундук с сетчатым рисунком.
При ближайшем рассмотрении убеждаемся, что рисунок исполнен очень аккуратно.
Люстра с деталями кованого силуэта.
Музейщики молодцы, выдержали атмосферу послепетровского времени, в которой жил человек эпохи Петра Великого.
Вот соседний дом - дом Петра Абрамовича Ганнибала - будет совсем другим, и мебель там будет другая.