1. Петровское. Дом Абрама Петровича Ганнибала

Aug 18, 2016 20:50

08.03.2016
Дом Абрама Петровича Ганнибала в усадьбе Петровское необычен сразу по нескольким причинам.
  1. Он задумывался в голландском стиле, диковинном для псковских земель.
  2. Он воссоздан на историческом фундаменте и наполнен предметами домашнего обихода приблизительно середины XVIII века.
  3. Его построил и в нем жил предок Пушкина, фамилия которого мне с детства представлялась зловеще-притягательной - Ганнибал.
Возможно, сочетанием именно этих факторов и объясняется особая, неповторимая атмосфера, царящая в доме.


Заходишь внутрь и по-детски осознаешь: здесь жил арап Петра Великого. А потом мысленно добавляешь: и мебель здесь собрана особая - добарочная и раннебарочная.

Приемная-прихожая
В небольшой приемной встречаем стул с витыми ножками и витыми боковыми устоями.


Вертикальные рейки спинок с суетливым растительным орнаментом. Навершие - царство львов.


Стол. Россия, начало XVIII века.
Выполнен в стиле петровского барокко (голландском стиле). Подстолье в виде высокого короба с рамочно-филенчатым рисунком из наборного дерева, точеные ножки-балясины, рама-проножка. Подобный стол мы встречали в Лермонтовском музее «Тарханы».


Комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов
В вытянутом в длину пространстве комнаты выделяются три зоны: спальня (в середине комнаты) и два кабинета (по краям).

В первом кабинете расположен секретер с откидывающейся крышкой. Обратим внимание на конструкцию дверки.
С лицевой стороны дверка выглядит как рамочно-филенчатая. Однако глядя на ее тыльную сторону, мы понимаем, что это не так: дверка представляет собой не филенку, вставленную в рамку, а сплошное дощатое полотно, поверх которого с лицевой стороны проложена рамка.


Кресло притворяется, будто сделано из коряг или сучковатых ветвей.


На самом деле это тоже не так: уж больно симметричны левый и правый локотники, а также левая и правая половины спинки. Средняя часть спинки стилизована под вазу, что характерно для мебели в английском стиле.


В комнате две люстры. Вот первая из них. Помещаю ее в двадцать четвертую дюжину.


Зону спальни образует супружеская кровать с балдахином. Изножье - волна. В изголовье волна повторяется лишь декоративно, так как изголовье совмещено с уходящей вверх до потолка стеновой панелью, к которой крепится балдахин.


Функцию прикроватной тумбочки выполняет стул в английском стиле с характерной для него формой кабриолей. Лапа, охватывающая шар, была в ходу в 1760-е годы.


Прорезные спинки тоже появились к середине XVIII века.


Напротив кровати висит овальное зеркало в резной раме, символизирующей расходящиеся от центра лучи солнца.


Второй кабинет представлен небольшим, но выглядящим основательно и даже тяжеловесно, столом. Массивная проножка соединяет две плоские широкие опоры, стилизованные внизу под звериные лапы, а в верхней части декорированные резьбой. Резьба проложена и по подстолью, и по кромке столешницы.


Кресло в углу типично для раннего барокко: кабриоли знакомой формы с птичьей лапой, охватывающей шар; непрорезная средняя часть спинки в виде вазы.


Вторая люстра.


Детская
Детские кровати по исполнению сходны с родительской кроватью: изножье - волна; изголовье прямое, декоративно повторяющее волну.


Еще один стол в стиле петровского барокко из наборного дерева.


Кухня-поварня (столовая)
Кухня расположена на первом этаже дома и представляет собой очень просторное помещение.


Здесь нас встречает большой дубовый стол XVIII века. Прошу обратить внимание на форму его ножек.


Ножки выполнены в виде массивных витых балясин. Между собой балясины соединены фундаментальной проножкой сложной формы.


В углу расположен ореховый буфет, датируемый 1750 годом.


Не уверен, что дверцы рамочно-филенчатые, но центральная часть дверец - назовем ее филенкой - несет на себе очень симпатичную резную картинку.


Вспомогательный стол коренаст и пружинист.


Сундук с сетчатым рисунком.


При ближайшем рассмотрении убеждаемся, что рисунок исполнен очень аккуратно.


Люстра с деталями кованого силуэта.


Музейщики молодцы, выдержали атмосферу послепетровского времени, в которой жил человек эпохи Петра Великого.
Вот соседний дом - дом Петра Абрамовича Ганнибала - будет совсем другим, и мебель там будет другая.

Ганнибал, Пушкин, Пушкинские Горы, стол, в Минск, стиль барокко, панель стеновая, сундук, буфет, зеркало, мебель, секретер, мебель России, свет, кресло, балдахин, мебель в музее, люстра, кровать, стиль петровское барокко, стул

Previous post Next post
Up