24.12.2019
В сентябре 1902 года Горький вернулся в Нижний Новгород из арзамасской ссылки. В его активе шесть томов литературных произведений, которые уже принесли писателю мировую известность и позволяют жить в достатке. Алексей Максимович решает снять 10-комнатную квартиру на втором этаже дома, принадлежащего барону Киршбауму.
Горькому квартира нравилась. Не случайно в одном из его писем появились такие строки: «Снял квартиру. 1000 рублей. Паркетный пол. Ух!» В квартире было электричество, на стене в прихожей висел телефон.
Обстановка последней нижегородской квартиры Горького восстановлена по воспоминаниям его первой супруги, Екатерины Павловны Пешковой, а рисунок обоев - красота! - по небольшим сохранившимся фрагментам.
Прихожая
Прихожая начинается с дубовой настенной вешалки. Предпоследний крючок выбивается из общего стройного ряда.
На другой вешалке, тонетовской, стоящей за сундуком, Горький оставлял трость и шляпу.
Вообще же, прихожая настолько просторна, что в ней нашлось место и для книжного шкафа, в котором разместилась часть обширной библиотеки Горького. Шкаф шведский, типовой модульной конструкции, получившей широкое распространение в начале XX века. Подобный шкаф можно встретить в
ленинградской квартире С. М. Кирова (здесь рассказано о том, почему шкаф шведский),
доме Николая Островского в Сочи,
музее «Дом на набережной» в Москве.
Шаляпинская комната
Произведения Горького быстро приобретали популярность, вызывая растущий интерес к личности автора. Екатерина Павловна вспоминала: «Квартира была похожа на проходной двор, с одной стороны, с другой - на своеобразный клуб», в который «приходили, приезжали, [где] жили днями, а иной раз и месяцами». Для гостей в квартире выделялось в разное время две или три комнаты. В одной из них в августе 1903 года в течение трех недель жил Шаляпин со своей супругой - итальянкой Иолой Торнаги.
Горький подружился с Шаляпиным в 1900 году - и на всю жизнь. В Шаляпинской комнате множество вещей, переданных в 1970-х годах в создаваемый музей Горького старшей дочерью Шаляпина Ириной. В то время собственного музея у Шаляпина не было: певец все еще считался эмигрантом.
Среди шаляпинских меморий письменный стол, чернильница «Булька», подсвечники, машинка для заточки карандашей, настольная лампа, альбом с видами нижегородского Народного дома, подаренный Федору Ивановичу Горьким и архитектором Малиновским.
На верхней полке этажерки - шаляпинский дорожный несессер со всевозможными склянками, коробочками и щетками. На полке пониже - плетеная корзиночка. Выше, на стене, часы, которые в 1903 году были подарены певцу Обществом вспомоществования учащимся женщинам в Москве.
На полу, рядом с креслом с высокой спинкой и ребристым карнизом, лежит дорожный сундук -
непременный атрибут путешествующих. Крышка его прогнулась, но деревянные обечайки по-прежнему держат форму.
Комната Е. П. Пешковой
Екатерина Павловна, помимо помощи Горькому в его общественных начинаниях, выполняла секретарские обязанности. Комната - ее кабинет. Слева и справа - книжные шкафы с принадлежавшими ей книгами.
В простенке между окнами письменный стол, на котором находятся личные вещи Екатерины Павловны.
Вновь нам попадается шведский книжный шкаф. Рядом с ним тонетовское кресло-качалка с плетеными сиденьем и спинкой.
В углу - кушетка с высоко задранным изголовьем. Уж не дормез ли?
Гостиная, или Большая столовая
Гостиная - самое большое помещение в квартире. Здесь, по воспоминаниям Екатерины Павловны, проходили совещания, репетиции, вечеринки, устраивались концерты. Иногда за вечер квартиру посещало до тридцати человек. Вокруг огромного обеденного стола и вдоль стен расставлены стулья минимум из трех коллекций - гнутые, с тиснеными спинками и виндзорские (с «веретенами»). В углу слева - диван с тугими кожаными подушками, в дальнем углу - самоварный столик.
Столовую украшают два изделия абрамцевской мастерской - шкафчик с колонкой, созданный по проекту Е. Д. Поленовой,
Снимок нерезкий: в столовой очень темно
и шкафчик угловой. Оба декорированы резьбой и росписью в русском стиле.
Рядом со скульптурным портретом Толстого работы Гинцбурга - чуждый Льву Николаевичу классицистический стол-боб.
В угол отставлено одинокое деревянное вращающееся кресло - офисный вариант начала XX века. Линии локотников пришли из модерна, слегка волнистая поверхность сиденья - намек на эргономичность.
Детская
В преддверии Нового года в детской появилась елка. Экспозиционная мебель частично переставлена, добавлены стулья для проведения детских мероприятий. Короче, рабочий беспорядок.
В комнате две детские металлические кроватки, разделенные детской ширмой: в семье Алексея Максимовича и Екатерины Павловны было двое детей.
На комоде стоит фотография 1903 года. На ней старшему, Максиму, 6 лет, Катюше 2 года. В возрасте пяти лет Катюша умерла от менингита. В память о ней Екатерина Павловна всю жизнь хранила тюбетейку, подаренную дочери Горьким. Тюбетейка вместе со скрипкой, на которой играл Максим, лежит в шведском шкафу в окружении детских книг.
В углу, рядом с этажеркой, одноместная школьная парта Максима. Вслед за Максимом за этой партой учились внучки писателя Марфа и Дарья.
У стены - столярный верстак, который был изготовлен для Максима на заказ. В письме Горького к семилетнему сыну есть такие строки: «Учись читать, учись работать, - человек, который не умеет работать - дрянной человек. А ты - должен быть хорошим человеком».
Впоследствии Максим Алексеевич стал литературным секретарем и переводчиком Горького.
Малая столовая
В малой столовой семья обедала, когда в доме не было гостей. Здесь же кормили детей.
В центре столовой обеденный стол, окруженный венскими стульями. На столе дрезденский обеденный сервиз. Вдали - небольшой полубуфет.
Слева глухой трехдверный буфет, потерявший торцевой карниз, но сохранивший высокую корону.
Буфетная
К столовой примыкает буфетная, в которую из кухни, находившейся на первом этаже, по лестнице поднимали готовые блюда.
Здесь их перед подачей сервировали.
Здесь же хранилась посуда Пешковых. Помимо буфета, самоварного и сервировочных столиков, в буфетной находился небольшой ледник - маленький светлый шкафчик в углу. Кстати, недавно в
Музее кухонной машинерии удалось рассмотреть ледник поближе и увидеть, как он устроен.
Комната М. А. Волжиной
Теща Алексея Максимовича поселилась в доме, когда в семье Пешковых родился второй ребенок. Среди мебели, принадлежавшей Марии Александровне, кровать, комод
и секретер.
Кабинет Горького
В центре кабинета - письменный стол Горького (конец XIX в.) с непонятной конструкцией вместо центрального выдвижного ящика. На столе мемории: стеклянная чернильница, деревянная ручка, нож для разрезания бумаги, два пресс-папье.
Кресло в стиле модерн с необычайно динамичными локотниками-волнами и высокими передними устоями.
На настенной полке вычурного профиля - подшивки газет, книги, подарки.
В дальнем углу - два предмета в псевдорусском стиле: стул с сиденьем из гнутой фанеры и кресло «Дуга, топор и рукавицы». Идея создания композиции, составленной из предметов крестьянского обихода, принадлежала В. П. Шутову. Резчик, изготовивший данный экземпляр кресла, ввел в его конструкцию еще одну декоративную деталь, отдаленно напоминающую балалайку. Кроме того, на сиденье появился коврик.
В настенной витрине представлена мелкая пластика, в том числе 8 фигурок из коллекции нэцке, которую собирал Горький.
Вдоль стены расположился турецкий диван - широкий, низкий и глубокий, с круглыми валиками-локотниками и мягкими подушками.
Рядом книжный стеллаж: в Нижнем Новгороде Горький начал собирать свою первую библиотеку.
Ее продолжение - в еще одном шведском шкафу.
Спальня
Мемориальный туалетный столик красного дерева с зеркалом в кучерявой раме и двумя полочками для подсвечников - часть приданого Екатерины Павловны.
Слева, на прикроватной тумбочке, вазочка с засушенным букетом полевых цветов, подаренных Горьким Екатерине Павловне в 1903 (!) году.
В комнате две металлические кровати. Спинки той кровати, что стоит у входа, не плоские, как обычно, а С-образные, скругленные у боковых устоев.
Комната для гостей
Еще две металлические кровати - обе оригинальные - можно увидеть во второй комнате для гостей.
Спинки кровати слева - с двойным контуром и скругленными углами. На более толстых стержнях кое-где еще сохранился светлый рисунок.
Спинки кровати справа тоже выпуклые, С-образные. Великолепный дорожный сундук еще раз напоминает нам, что комната предназначена для гостей.
Сам Горький начиная с 1902 года все чаще выезжает из Нижнего Новгорода по литературным, театральным, издательским делам. Ездит в Петербург, где работает в издательстве «Знание», и в Москву, где является ведущим драматургом Художественного театра. В 1904 году Алексей Максимович, охваченный чувствами к своей новой возлюбленной, актрисе Марии Андреевой, покидает Нижний Новгород навсегда. Семья продолжает жить в доме барона Киршбаума до 1906 года.
Вместо заключения
Подведем итоги. За два неполных года пребывания в доме Киршбаума Горький завершает работу над пьесой «На дне», создававшейся в период арзамасской ссылки, работает над повестью «Мать», пьесой «Дачники», пишет поэму «Человек». Дважды - в 1903 и 1904 годах - Общество русских драматических писателей и композиторов присуждает Горькому Грибоедовскую премию (за пьесы «Мещане» и «На дне»).
Напоследок нельзя не сказать еще об одном экспонате, который хранится в музее, но не имеет к нижегородскому периоду прямого отношения. Речь о рояле C. Bechstein, купленном Горьким в 1916 году для Елены Павловны Пешковой. Не будучи упомянутым Горьким в очерке «В. И. Ленин» (1930 г.), именно этот рояль становится одним из действующих лиц очерка, пусть и незримым.
Как-то вечером, в Москве, на квартире Е. П. Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал:
- Ничего не знаю лучше «Араssionаtа», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!
Заезженный эпизод про изумительную, нечеловеческую музыку у многих на слуху, а вот следующий за ним абзац - едва ли.
И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:
- Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя - руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-гм, - должность адски трудная!
Под звуки «Апассионаты» и ленинское «гм-гм» отправляю единственную люстру, которую удалось сфотографировать в музее Горького, в
шестьдесят вторую дюжину люстр и паникадил.
Еще о Горьком:
Еще о Шаляпине:
Еще о кресле «Дуга, топор и рукавицы» В. П. Шутова: