Дача Шаляпина в Кисловодске

Nov 20, 2019 19:49

03.10.2017
Дачей Шаляпина называют в Кисловодске дом, в котором в 1917 году Федор Иванович отдыхал вместе со своей семьей.

Дом был построен в 1903 году известным на Кавказских Минеральных Водах архитектором Эммануилом Ходжаевым. Заказчиком выступил предприимчивый кисловодский купец Михаил Ушаков. Он решил сдавать дом в наем и оформил его на имя жены, Пелагеи Степановны Ушаковой, попечительницы реальных училищ Пятигорска. Несколько лет в доме и флигеле располагался «Пансион госпожи Ушаковой», и арендная плата была невысокой.

В 1914 году усадьба была продана помощнику городского главы Владикавказа казачьему генералу Абрезову. И уже у него в июле-сентябре 1917 года особняк арендовал Шаляпин. Федор Иванович прибыл на воды вместе с супругой Марией Петцольд и дочерьми Марфой и Мариной.

Перед нами дом с башенками, коньками на крыше, небольшим балконом и цветными витражами - настоящий терем в стиле модерн.


Приглашаю на мебельную экскурсию, в ходе которой мы попытаемся оценить, много ли модерна нас ждет внутри.

Прихожая
Впечатляющая своими размерами стационарная вешалка рассчитана на прием большого количества гостей. По идее перекладина служит для размещения тростей. Смею предположить, что тканью задрапированы утраченные фрагменты деревянной задней стенки.

Тонетовские вешалки-стойки не в счет: они современные.


Люстра на фоне совсем немодерновой розетки отправляется в сорок первую дюжину люстр и паникадил.


К прихожей примыкает и ничем от нее не отделена домашняя молельня.
- На кого молиться будем?


Музыкальный салон
Федор Иванович на даче отдыхал и концертов не давал. В конце августа 1917 года он единственный раз выступил в кисловодском курзале, а часть сборов передал на строительство санатория для раненых солдат.
Сейчас в музыкальном салоне концерты проходят регулярно. И признаюсь, такого количества виндзорских кресел мне встречать не доводилось.


Спинки кресел, как и положено, значительно отклонены назад. Ножки расходятся под такими же углами. Оригинально заполнение спинок двумя рядами веретен вместо одного.

Можно заметить, что потолок с пышными лепными карнизами и розетками под люстры, виндзорские кресла довольно далеки от модерна. Черты этого стиля почти случайно проскальзывают в углах расписного декора стен.


Люстра.


Театральная комната
И в убранстве театральной комнаты модерна практически нет.


Неглубокая, но очень тяжеловесная тумба с массивными ножками и симметричными им деталями, поддерживающими толстую верхнюю крышку. Дверь с медальонами. Все в целом смотрится как сейф.


Легкий туалетный столик с небольшим зеркалом. У кубов по сторонам зеркала две функции. Это и подставки, например под статуэтки или свечи. Это и световые фонари с зеркальными задними стенками.


Рама в углах украшена римскими театральными масками.


Под столешницей расположились асимметричные ящики мал мала меньше. Лишь декоративные уголки - едва заметные элементы стиля модерн.

Табурет в помпейском стиле. Ножки - настоящие химеры: головы и лапы львиные, тела драконьи, с крыльями.


Похожий по конструкции и стилистике табурет из коллекции Эрмитажа был представлен на выставке «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России».

[Взгляните на эрмитажный табурет...]Табурет. Санкт-Петербург, мастерская братьев Гамбс, 1839 г.
Материал: дерево, сукно
Техника: резьба, окраска, роспись




Люстра.


Спальня
Заранее прошу прощения у истинных шаляпиноведов за оскорбление чувств верующих, но против правды не попрешь. Подобную картину вижу всякий раз, когда богатый, пышный интерьер требуется создать в рамках скромного - музейного или клиентского - бюджета. В таких ситуациях слабое звено - текстиль: он ведет себя как предатель и первым начинает смотреться дешево. Я не могу развидеть эти задрапированные дешевые ткани. Простите.

На небольшом подиуме - кованая кровать. Ее высокое изголовье «погружено» в стилизованный балдахин.


Круглый пуф задвинут под туалетный столик с каменной столешницей.


Рама зеркала эклектична: классицизм плюс барокко плюс ренессанс.


Кресло-качалка в технике Тонета. Вероятно, спинка повреждена либо просто сильно затерта.


В конструкции псише надо обязательно найти две небольшие подставки под свечи.


Резная барочная рама шикарна.
В зеркале отражаются лепной потолочный карниз


и люстра.


Столовая
Столовая, пожалуй, единственное помещение, в убранстве которого прослеживаются черты модерна. Кое-какие его признаки можно найти в линии штор, люстре, спинках стульев и - с натяжкой - в буфете.
Круглый стол покрыт визитной скатертью: автографы и пожелания гостей музея переведены в вышивку. Первой оставившей автограф была внучка Шаляпина, Ирина Борисовна. Она присутствовала на открытии музея в 1988 году.


Ее примеру последовали Олег Попов, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Андрей Дементьев, Тамара Гвердцители, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Станислав Говорухин, Людмила Хитяева, Александр Солженицын, потомки Скрябиных, Шехтеля.

Буфет, как и положено, многоплановый и многоуровневый. Расстекловка дверец сложная, красивая. Стекла с фацетом.


Столообразное пианино «К. М. Шредер» (Санкт-Петербург).


Резной дубовый шкаф в древнегерманском стиле. Изготовлен баварскими мастерами в середине XIX века.


Мастера понимали толк в симметрии: если на правой дверце есть замочная скважина, украшенная накладкой,


то на левой дверце накладка декоративная.


Американский тумбовый патефон «Виктрола» (1906 г.). За верхними дверцами прячется звуковой раструб. За нижними дверцами место для граммофонных пластинок.


Музыкальный механический автомат (начало XX века).


Люстра - безукоризненный модерн.


Веранда
При Шаляпине веранда не была застеклена. Говорят, как-то раз Федор Иванович вышел на тогда еще открытую веранду, что-то спел - и на улице начала собираться публика. В итоге импровизированный концерт растянулся на пару часов. Именно с тех пор за домом и закрепилось название «дача Шаляпина».


Сундук с мелкоячеистой оплеткой.


Люстра.


Подытоживаю: внутри модернового терема модерна оказалось немного. Но не за внутреннее убранство, конечно же, нам дорого это место.

В память о том, что в 1911 году во флигеле проживал Сергей Прокофьев, а в 1917 году Шаляпина посетил Сергей Рахманинов, на стене дачи установлены две мемориальные доски.


Кстати, рахманиновскую доску в 2015 году открывал Александр Иванович Ермаков, директор музея Рахманинова в Ивановке.


Фото: www.ivanovka-museum.ru

И надо же такому будет случиться, что в сентябре 2018 года, во время посещения Ивановки, нам доведется не только познакомиться с Александром Ивановичем, но и по его радушному приглашению отобедать чем бог послал в его директорском кабинете. А бог в тот день послал...
Но это уже совсем другая история.

скатерть визитная, стиль помпейский, в Адлер, стол, пуф, Прокофьев, сундук, буфет, мебель металлическая, кресло виндзорское, Рахманинов, мебель кованая, кресло-качалка, мебель, табурет, пианино, мебель Германии, свет, столик туалетный, кресло, мебель Тонета, Шаляпин, мебель в музее, люстра, кровать, шкаф, вешалка, псише, тумба, стул, Кисловодск

Previous post Next post
Up