О выставке «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России»

Feb 26, 2016 11:35

22.02.2016.
В выставочном центре «Эрмитаж - Выборг» проходит шикарная выставка «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России».

Прогуляемся по ней. Заглянем в зал, посвященный стилю «второе рококо».
На стене размещен огромного размера постер, создающий иллюзию того, что мы попали в интерьеры императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце.


На постере: многократно увеличенная репродукция акварели.
Эдуард Петрович Гау (1807-1887). Будуар (1861)

Отдельные предметы, материализуясь, как бы выходят из интерьера вперед.


Стул. Санкт-Петербург, около 1857
Материал: дерево, штоф
Техника: резьба, золочение

Плевательница. Санкт-Петербург, 1853
По рисунку Г. Э. Боссе
Материал: дерево, металл
Техника: резьба, позолота

[Плевательница, зачем в тебя плевать?]Плевательницы в XIX веке были частью интерьера и служили для изящного сплевывания жевательного табака.


Добавьте к этому портреты в одеждах и в интерьерах эпохи, листы из мебельных и интерьерных альбомов, посуду, всевозможные фарфоровые вещицы, часы, шкатулки, бювары, пресс-папье, портмоне, одежду и даже шикарно оформленные листы меню торжественных ужинов - все в стиле «второе рококо».

Далее ознакомимся с помпейским стилем.


На постере: многократно увеличенная репродукция акварели.
Константин Андреевич Ухтомский (1818-1881). Помпейская, или Малая столовая (1874)

Сошедшие с акварели ящик для дров и табурет были созданы, как и интерьер Помпейской столовой, по проекту А. П. Брюллова.
Ящик для дров изображен справа от камина. Крышка ящика откидывается, колотые дрова помещаются в него вертикально.


Ящик для дров. Санкт-Петербург, мастерская братьев Гамбс, 1839
Материал: дерево
Техника: окраска, роспись

Табуреты в интерьере расставлены вдоль стен.


Табурет. Санкт-Петербург, мастерская братьев Гамбс, 1839
Материал: дерево, сукно
Техника: резьба, окраска, роспись

Добавьте к этому конные портреты великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; императора Николая I и императрицы Александры Федоровны; литографии с изображением архитектуры, балетной постановки; серебряную посуду; вазы из художественного стекла; бронзовые канделябры и лампы - все в стиле.

Аналогично оформлены и другие залы, представляющие готический стиль, ренессанс, стиль Людовика XVI, ориентальные стили и, наконец, русский стиль. И везде мебель соседствует с предметами интерьера, скульптурой малых форм, одеждой и аксессуарами (веерами, колье, браслетами).

Из забавного.
В зале, посвященном русскому стилю, вас встретит кресло из серии «Дуга, топор и рукавицы», знакомой нам по посещению мебельной столицы России - города Рыбинска.


Кресло «Дуга, топор и рукавицы». Россия, по образцу В. П. Шутова 1870 года
Материал: дуб
Техника: резьба
По дуге вырезан текст «Тише едешь (-) дальше будешь»

[Рыбинский вариант здесь]Рыбинское кресло «Дуга, топор и рукавицы».


По дуге вырезан девиз «Хлеб соль ешь(,) а правду режь».




Отдельно хочется сказать о каталоге выставки. Я отдал за него «одну ты-а-у рублей». Цена безбожна, но каталог того стоит.
Автор статей каталога и куратор выставки - Н. Ю. Гусева. Ее книгу «Стильная мебель» и ретроспективизм» в начале этого года я изучил в теории, а теперь как будто и на практическом занятии побывал.

Вывод: у всех специалистов по интерьеру и мебельщиков нет выбора - им прямая дорога в Выборг.
Выставка работает по 18 марта 2016 года.

Каталог выставки в формате PDF.

стиль помпейский, Рыбинск, мебель мемориальная, плевательница, дуга-топор-и-рукавицы, Выборг, Николай I, Шутов, Гамбс, мебель, табурет, мебель России, кресло, в Выборг, Эрмитаж, ящик, мебель в музее, мебель на выставке, Брюллов, Николай II, стул

Previous post Next post
Up